Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 7 (1003)
26.02.2010
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Здоровье
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Пять колец

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 7 (1003), 26.02.2010

ЗДАНИЯ МУЗЕЕВ

В 1806-1807 гг. неподалеку от строившегося на улице Софиевской госпиталя по проекту неизвестного автора возводился дворец польского магната Феликса Потоцкого (ныне здание ОДЕССКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ). Внешне дворец напоминает томоновский госпиталь: тот же дугообразный изгиб здания, состоящего из центрального корпуса и боковых крыльев, классический портик, отодвинутость дворца вглубь двора.

Но есть нечто, отличающее эти сооружения друг от друга. Более глубокий портик с шестью колоннами акцентирует внимание на центральном объеме здания. Плавные линии изгиба боковых флигелей окаймляют парадный вход особняка. В сравнении с лаконичным оформлением этих флигелей центральная часть главного корпуса с его пышными капителями колонн и лепным фризом, с барельефным панно, изображающим свадебное шествие амуров, кажется особенно нарядным.


Небезынтересна внутренняя планировка здания. Парадные апартаменты анфиладой располагаются в первом этаже дворца, расходясь в обе стороны от главного вестибюля и вновь сходясь у центрального зала. Их отделку составляют гладкие стены с богатыми лепными карнизами и развитыми падугами, поверхности которых расписаны одноцветной живописью на мотивы древнегреческой мифологии.

Торжественную эффектность центрального зала создают разнообразие барельефной отделки плафона и позолота отдельных частей падуг. Очень красив паркетный пол, набранный из редких цветных пород дерева. Тончайшие узоры, сложная инкрустация делают этот зал подлинным произведением искусства.

Верхний этаж дворца был отведен под жилье и соединялся с нижними апартаментами внутренней двухмаршевой деревянной лестницей. Высота его помещений значительно меньше, чем в первом этаже, и по отделке они значительно проще.

Из цокольного этажа был устроен подземный ход к морю. Это придавало дворцу своеобразную романтичность и родило много легенд.

В конце 1897 года здание было передано совету Одесского общества изящных искусств под музей, что повлекло за собой некоторую переделку дворца. В 1903 году для увеличения высоты большого зала второго этажа надстроены его стены, а в потолке дан верхний свет. В настоящее время это крупный музей украинского и русского искусства, обладающий ценным собранием произведений художественной культуры от XVII века до современности.

Архитектор Л. Оттон - одессит. В период с 1820 по 1891 гг. построил в Одессе ряд жилых домов и особняков, среди которых дом графа М. Д. Толстого (ныне Дом ученых), дворец князя Гагарина на Ланжероновской (ныне Литературный музей) и дворец купца Абазы на Итальянской (Пушкинской), где ныне размещается Музей западного и восточного искусства.

Здание музея построено в 1856 году. В его средней части, непосредственно за порталом главного входа, открывается большой вестибюль, обработанный в смешанных формах стилей ренессанса и барокко. Отсюда обширная, расходящаяся в обе стороны мраморная лестница ведет на второй этаж, к парадным апартаментам дворца. К главному залу анфиладой примыкают залы меньших размеров. Роскошно отделаны интерьеры дворца: лепные потолки, наборные паркеты из ценных пород дерева, оконные проемы. Под музей здание было передано в 1920 году.

В 1830 году по проекту Оттона невдалеке от Приморского бульвара был построен особняк для крупного землевладельца графа М. Д. Толстого. Это двухэтажный дом с прилегающим к нему разросшимся садом. Усадьба тянется вдоль улицы Менделеева и у Сабанеева моста заканчивается стильной чугунной решеткой на высоком каменном цоколе. Другая граница усадьбы нависает над Военным спуском и ограждена подпорной стенкой с балюстрадой.

Особняк строился как дворец с многочисленными, богато отделанными и роскошно обставленными помещениями. В 1897 году последним владельцем графом М. М. Толстым к нему было пристроено еще одно здание, также двухэтажное. Пристройка осуществлена по проекту венских зодчих Ф. Фельнера и Г. Гельмера под наблюдением местного архитектора Г. Шеврембрандта.

Расширенный дом получил большой выставочный зал, занявший весь второй этаж нового флигеля (в справочной литературе здание именуется "картинная галерея гр. М. Толстого в Сабанеевском переулке"). На оси дома был устроен проезд с воротами и небольшой усадебный двор. Главный фасад пристройки, обращенный на улицу Менделеева, - подражание стилю итальянского барокко. Перегруженный беспокойными вычурными формами, он резко контрастирует с классическими фасадами старинной части особняка.

Претерпели изменения и интерьеры старого дворца. Его архитектура утратила прежнюю цельность и стала типичной для эпохи наступившего эклектизма. Но наружный облик бывшего усадебного дома сохранил свое первоначальное архитектурное выражение. После расширения и реконструкции дом-особняк М. М. Толстого получил 12 парадных апартаментов, размещенных в двух этажах. Залы, гостиные и семейные покои особняка отличаются богатством отделки и обстановки. На второй этаж ведет нарядная мраморная лестница.

Старинный массив дома служит памятником архитектуры первой трети XIX века, все его убранство может рассматриваться как своеобразный художественный музей, где экспонируют свое искусство зодчие и живописцы, скульпторы и декораторы, резчики по дереву и металлисты, литейщики и мастера художественного стекла...

Архитектор Феликс Викентьевич Гонсиоровский родился в 1815 году. На его счету свыше 35 построек в Одессе, среди которых - дворец Бржозовского на Гоголя, 2 ("Шахский дворец"), Коммерческое училище на Преображенской (институт народного хозяйства), гостиница "Империал" на Дерибасовской (гостиница "Спартак"). В 1863 году закончил приостановленное строительство моста Строганова. Воздвиг здание Одесского археологического музея.

Здание археологического музея (Думская площадь) сооружено в 1883 году. Так как здание строилось специально для музея, тем более археологического, то в его архитектуре кажутся естественными ассоциации с античным зодчеством. Строгость, лаконичность архитектурного языка выгодно отличают это здание от многих современных ему сооружений. Привлекает к себе внимание главный фасад с центральным входом, оформленным в виде четырехколонного портика коринфского ордера. Основанием портика служит площадка двухсторонней каменной лестницы. Пологий характер ее маршей словно подготавливает посетителя к тому впечатлению торжественности, которое производят интерьеры музея и его экспонаты. В музее, созданном в 1825 году, собраны ценнейшие коллекции памятников материальной культуры. В его просторных залах хранятся экспонаты, рассказывающие о жизни и культуре людей, живших в эпохи, отделенные от нас тысячелетиями. Это один из старейших музеев СНГ...

В 1821 году по проекту неизвестного автора построен жилой дом на бывшей Итальянской улице (Пушкинская, 13). В этом доме жил А. С. Пушкин в период ссылки 1823-1824 гг. В память пребывания поэта в Одессе на фасаде здания установлена мемориальная доска с мраморным барельефным портретом Пушкина и рельефными лавровыми ветвями.


В 1963 году в этом доме был открыт литературный отдел Одесского историко-краеведческого музея (ныне Литературный мемориальный музей Пушкина). Экспозиция музея подробно знакомит с южной ссылкой А. С. Пушкина.

Каков же он, пушкинский дом, одна из священных реликвий города?

Небольшое, кремового цвета здание. Первый этаж его украшен рустами (кладкой из камней со скошенными кромками, образующими углубленные швы). Архитектурную выразительность здание получает благодаря вертикальному и горизонтальному членениям. Невысокая постройка, вытянутая вдоль улицы, казалась бы монотонной, если бы архитектор не внес своеобразную живость в ее фасадное решение: расчленив фасад по вертикали на три части, он две боковые выдвинул вперед. Мотивом, объединяющим все три вертикали, служат рельефные горизонтали здания в виде выступающего над вторым этажом карниза и тяги, венчающей стену третьего этажа (он был достроен позднее). Вторят этим основным горизонталям изящные по рисунку карнизы-сандрики над окнами второго этажа.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60