Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 14 (910)
18.04.2008
НОВОСТИ
Культура
Проблема
История
Вопросы-ответы-советы
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 14 (910), 18.04.2008

МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

В Украине проходит общенациональная акция "Объединяемся ради детей. Объединяемся против СПИДа". Мы также не можем оставаться в стороне от этой проблемы, тем более, что Одесский регион давно и прочно занимает печально "призовые" места по распространению этой болезни, особенно среди детей и подростков. Совместно с коллегами из областного радио мы подготовили ряд материалов на эту тему и рассчитываем, что на них откликнутся неравнодушные люди.

В конце 2005 года шотландский фотограф Дэвид Гилландерс стал победителем конкурса ЮНИСЕФ "Фото года-2005". Фотография, признанная самой лучшей из многих сотен (или даже тысяч) снимков, присланных на конкурс фотографами всего мира, - это портрет Яны, бездомной девчонки, сбежавшей из Приднестровья и оказавшейся в Одессе. Типичное "дитя улицы", Яна и заболела типичной, увы, болезнью этой категории подростков. Когда до Одессы дошла новость "Фото года-2005", "героиню" фотографии попытались разыскать, но безуспешно. Потом кто-то сказал, что Яна умерла. Оказалось, что уже тогда, когда шотландский фотомастер делал в Одессе свой репортаж, девушка уже была больна СПИДом. До своего 18-летия она не дожила несколько месяцев...

История эта, к сожалению, достаточно типична для тех мальчишек и девчонок, которых именуют "дитя улицы". Эти ребята особенно уязвимы для ВИЧ/СПИДа. Но констатировать факты - это одно. Этим занимаются многие. А вот что можно и нужно делать реально - на этот вопрос, увы, немногие могут дать внятный ответ, основанный на практическом знании ситуации. Одна из этих немногих - социальный педагог Раиса Краева. С "детьми улицы" Раиса Васильевна столкнулась еще в конце 1980-х. Двадцатилетний опыт позволяет ей видеть проблему объемно и конкретно.

"ДЕТИ УЛИЦЫ" - ОТНОШЕНИЯ И СООТНОШЕНИЯ

- Для нас "дети улицы" - как бы обобщенное понятие. А какие они - в частности? Меняются ли с течением времени?

- Все они разные, хоть и похожи при беглом взгляде несведущего. Изменения в этой среде происходят, можно сказать, по пятилеткам.

Просто убегающие из дома дети конца 1980-х...

Путешествующие посезонно все более резво, нагло и откровенно воспитанники (формально) интернатов начала и середины 1990-х...

"Профессионалы уличной жизни", широкой волной вливающиеся в эти ряды из разных сред в начале нового века...

И наконец, дети и подростки эпохи "тупика и мертвой точки" - это наши с вами дни.

Это - ядро, явление составляющее. Есть, конечно, среди них и просто обидевшиеся на родителей, загулявшие у подружек или вдруг повзрослевшие и не желающие дожидаться 18-летия. Но такие погоды не делают, эти так или иначе в пути. Речь я хочу повести о тех, развитие которых как существ социальных под угрозой и сами они уже тоже являются угрозой этому самому социуму.

- Социум это понимает?

- Социум реагирует, открывает программы, создает новые и новые приюты, перекладывает деньги из одного кармана в другой, но воз и ныне там. Более того, скоро этот "воз" начнет толкать остальные, более благополучные "возы", никого об этом не спрашивая....

Сейчас мы имеем ситуацию, которую я бы назвала "эпоха мертвой точки". При остановке в "мертвой точке" нужно внешнее воздействие. Если идти в аналогии дальше - то "мертвая точка" характерна для цикличных систем. А жизнь - это цикл. И если юный организм и юная личность не готовы к тому, что на пути будут и "мертвые точки" и "вторые дыхания", происходит сбой и остановка движения. Но нужны какие-то большие внешние усилия, энергия, стресс, чтобы сдвиг состоялся и цикличность или движение продолжилось.

- В решение этой проблемы, насколько мы знаем, вовлечено много разных организаций - государственных и общественных Тем не менее, сдвигов почти не видно. Не станем же мы обманываться "рапортами" вроде того, что удалось, дескать, снизить какой-то показатель на 5 или 7 процентов. Меньше же больных не становится. В чем дело? Ведь не глупые люди, в конце концов, занимаются этой темой?

- Давайте я еще немного пофилософствую, поскольку, как известно, нет ничего более практичного хорошей теории.

Вот вы спрашиваете: какие они?

"Дети улицы" - это такие вот неокрепшие или заклинившие "механизмики", у кого изначально материал хрупкий, с кем обращались "не по инструкции", но тема мертвой точки в них присутствует крайне выпукло. У них практически отсутствует чувство места и времени: есть "здесь" и "там", "сейчас" и "потом", а также "вчера" и "завтра", не имеющие никакой реальной связи с темой времени. Им невозможно назначить свидание, за ними сложно зайти "с утра", да и само понятие "утро" очень размыто...

А ведь "место" и "время" - едва ли самое важное, что дают нам дом и семья. Самая что ни на есть "остаточная" семья с какой-никакой утварью и постоянным адресом - это отношения с Местом, наличие хоть какого-то цикличного движения и действия, это существование во времени. За примерами недалеко ходить: уличные дети, ютившиеся недалеко от храмов или вокзалов - более адекватны и адаптированы, нежели те, кто месяцами живет в подвалах и теплотрассах.

И третье понятие, фактор - "действие". Пару лет назад после новогодних празднеств на Приморском бульваре состоялось самое настоящее "пионерское" действо: дети собрали многочисленные бутылки, сдали их и купили себе магнитофон.

Такой вот "классика" получается - единство времени, места и действия. Ежели его нет - нет Пьесы.

Не первый год как обнародована оценочная статистика, но все разговоры о необходимости их лечения и доступа к АРВ- терапии разбивались об эти непреодолимые моменты - отсутствие вышеупомянутого единства. Кто, куда и когда принесет нашей "блуждающей звезде" лекарство, которое нужно пить по схеме и соотносить с питанием?

НУЖНЫ МЕДАГОГИ

Посмотрим на тему "ВИЧ/СПИД" и "дети улицы" системно и убедимся, что при сегодняшнем подходе - это есть "задачка- неберучка", просто трата огромных денег, заведомо обреченная на провал.

Первое - сама идея тестирования, валидности результата и так далее "на старте". Откуда статистика? С одного более- менее убедительного эпиднадзора группы компактно проживающих детей улицы в Одессе летом 2004 года? Тогдашняя цифра 23 "плюса" из 28 проверившихся стала шоком, бомбой и основой для дальнейшей статистики на много лет вперед. Не знаю и в Интернете не нашла другого более-менее подтвержденного очевидцами факта массовой проверки именно "детей улицы", а не случайно всплывающие результаты на фоне других процессов.

В последнее время в ситуации ВИЧ/СПИД в Украине встретились две схемы: так сказать, вертикальная и горизонтальная. Начали "разменивать второй десяток" дети, родившиеся с ВИЧ, и уже испортилась значительная часть поколения их ровесников, не сумевшие оценить, что здоровье - это все-таки здорово (извините за невольный каламбур).

В чем отличие двух этих категорий?

Первые с рождения находятся под бдительным оком обученных врачей, но и они, и педагоги, и имеющиеся родители не готовы ко все возрастающей детской самостоятельности.

Вторые - это рабы собственной свободы, которая делает их жизнь скоротечной, если не случится разумного ограничения этой самой свободы.

Но в обоих случаях взрослые, то есть социум, общество и государство - оказывается, не готовы адекватно реагировать ни на ту, ни на другую тенденцию.

- И что же тогда делать?

- Нам очень нужен эдакий профессиональный гибрид - медагог (не смейтесь, это более чем серьезно), который, обладая запасом медицинских знаний и навыков, будет более адекватен в оценке допустимых педагогических приемчиков к бесспорно нездоровому ребенку - при всей толерантности к ВИЧ-носителям. И, с другой стороны, талантливый и умелый педагог, получив обойму недостающей информации из компетентных рук, расширит и свой профессиональный диапазон, и качественно изменит все жизненное пространство ВИЧ- позитивного ребенка.

В целом, идея не нова. Истории специальной педагогики (советского периода) известен как минимум один "системный" случай - в том плане, что автор и носитель методики и технологии работы с глубокими инвалидами, коими являются слепо-глухие дети, в определенный момент деятельности осознанно и целенаправленно применил методику на "просто детях" - и результат превзошел все ожидания.

Речь идет об А. В. Апраушеве, директоре всемирно прославившегося Загорского детского дома для слепоглухих детей, в котором учились и воспитывались самые знаменитые слепоглухие - Сироткин, Крылатова и Суворов. Последний, единственный в мире профессор-слепоглухой - уникальный и как личность, и как эксперт в области и нашей вынесенной "на передовицу" проблемы. Как говорится, порой проще "почувствовать разницу", чем постигнуть универсальность.

Ученые И. А. Соколянский и А. И. Мещеряков разработали систему обучения и воспитания слепоглухонемых детей, которая позволила десяткам детей приблизиться к норме психического и социального развития, а упомянутый выше Александр Суворов, по моему глубочайшему убеждению, должен быть назван "человеком века".

С Александром, замечательным собеседником, владеющим интернет-технологиями (у него брайлевский экран), мы с коллегами не раз обсуждали тему "детей улицы" в свете наиболее общих положений теории развития личности - в той же концепции инвалидности, то есть ограниченности возможностей. И А. Суворов предположил, что есть некое соответствие между этими видами инвалидности - обделенность социальная столь же губительна для ребенка, как и ограничение его физических возможностей.

Не имея же возможностей реальных, когда не соблюдается вышеупомянутое триединство, психика человеческая ищет замены или восполнения. И вот вам не просто уход из дома, а "пошли вы все", не временность состояния - доказал, погулял и - назад, а застревание ("я теперь - уличный"), ну и бич нового времени - уход в виртуальность или поиск забвения, и вот уже в лучшем случае - "дни и ночи не в счет" - в интернет- клубах, в худшем - клей и наркотики.

Есть методика так называемой совместно-разделенной деятельности, позволяющая с нуля, буквально вручную, формировать психику ребенка-инвалида. В ней прекрасно сочетается реальное и виртуальное, абстрактное и конкретное, сиюминутное и вечное.

Вернемся к теме медагогики. Мне кажется, что даже передовые методы "мульти-команды быстрого реагирования", глобальная идея - раздать всех детей по семьям и подобные инициативы - утопичны и обречены на провал, так как игнорируют еще несколько моментов, которые нужно учитывать, имея дело с детьми, в отличие от взрослых.

Дети не слышат, не думают - они чувствуют. Они не задумываются - они живут. Они не терпят - они уходят. ВИЧ/СПИД тут добавляет лишь некоторую долю трагизма ввиду общей сильно сниженной выносливости организма - и все. Не буду спорить с медиками, но опыт показывает, что с точки зрения ситуации это так. Если с ребенком "поработали" ВИЧ- сервисные организации, у него может повыситься уровень знаний, которые он не всегда соотносит со своей ситуацией (чаще всего дети отрицают наличие болезни - им так легче уйти от страха). Жить в страхе невозможно, и естественны лишь два выхода - "это не я", или же обратное - "ну и гори оно все...." Второй способ разрушительнее первого, но принципиально не отличается.

Еще один возможный вариант развития - поиски "хорошего взрослого". Увы, это крайне редко сотрудник приюта или детдома, но часто - всевозможные тети и дяди - и это тоже отдельная проблема.

Возможно, мой совет трудно принять, так как он состоит как раз в формировании СИСТЕМЫ, а это не делается одним указом, одним грантом и одним реабилитационным центром.

Вернусь к теме смежных специалистов и добавлю еще один элемент, чтобы получилось встречное триединство. Важна взаимная свобода, т.е. или статус волонтера по отношению к ребенку, который может смениться лишь на нестатусное "друг", или же статусные - "опекун", "родитель-воспитатель".

Таким образом, выходит, что нужно построить систему воспроизводства отношений - вспомним сказку о Крысолове. А если есть друг и "дудочка", то и весь "город детей" весьма управляем. А "дудочка" - это отношения между ребенком (подростком) - и Другом (это может быть как взрослый, так и подросток, но должна быть свобода выбора). К Крысолову и настоящему Другу придут, если он умело пользуется своей "дудочкой-инструментом" - и за невкусными таблетками, и вовремя, и в неукуренном состоянии... Придут просто потому, что приходят за другим. Это другое - роскошь человеческого общения - по Сент-Экзюпери. Бывшие маленькие принцы бывшей нашей планеты - вот вам еще одна правдоподобная ассоциация.

Я понимаю - это звучит как сказка. Но есть и голая статистика, сотни "гаврошей", прошедшие через подобные схемы, и в тот период выглядевшие вполне достойно. Десятки бывших проблемных детей уже сами папы-мамы и худо-бедно строят свою жизнь. То есть все детали "конструктора" по имени "как нам решить проблему "детей улицы" и ВИЧ/СПИДа" - в наличии. Нет их разумного применения.

Есть отдельно помещения - отдельно методики и технологии и их немногочисленные носители. Есть финансирование неработающих программ и устаревшие инструкции.

Есть стереотипы - и нет постановки задачи на адекватном уровне.

При адекватном подборе специалистов вышеупомянутого "триединого" типа, адекватном финансировании долгосрочных программ и компетентной поддержке и контроле МИССИЯ ВЫПОЛНИМА.

СПРАШИВАЙТЕ И ПРИГЛАШАЙТЕ

- А теперь - резюме, краткое изложение сути. Что можно сделать? Отобрать среди специалистов - педагогов, медиков, психологов, юристов, милиционеров, соцработников, тренеров, работников служб по делам детей и ставших на ноги "бывших трудных" - людей, способных отработать в эксперименте. "Сверху" пристраиваем (в идеале) "игровиков" и менеджеров проекта, а также консультантов из числа ученых, которым есть что сказать по самым новым направлениям и тенденциям любой из "наук о человеке" - психология, биология, социология и т. д.

Предлагаемое решение - не мультикоманда , а "универсальный солдат" или дилетант широчайшего профиля; это когда человек, кроме своей основной специальности, "добирает" необходимые знания и навыки. Затем идет формирование мини-команд, с каждой из которых работают "верхние" специалисты. Далее путем совместно-разделенной мозговой деятельности уточняется идеологический и концептуальный, а также методический "коридор" (традиции и ограничители). После чего команды внедряются в имеющиеся схемы деятельности (городская служба, приют, реабилитационный центр, социальные работники "в поле"). Недостает еще системы летних лагерей с учебой для взрослых и старших подростков, регулярности общих встреч для взаимообмена-общения и ступени роста. А также медиа- сопровождения (деликатно и профессионально). При выполнении упомянутых выше условий через некоторое количество времени результаты будет налицо. Это я вам гарантирую.

Беседу вели Александр ГАЛЯС
и Геннадий СТЕПАНЕНКО.

Фото Вольфганга ШМИДТА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.