Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 46 (893)
07.12.2007
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
КОМПетентный собеседник
Проблемы
Точка зрения
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 46 (893), 07.12.2007

ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ - СВОЙ ДОМ, СВОЮ СЕМЬЮ! Вот таким представляется мне девиз, под которым должны работать все службы, так или иначе связанные с проблемой детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.

В этом материале мы не будем касаться проблемы бездомных детей, хотя на фоне этой трагедии общества, положение детей, имеющих над головой крышу, пусть не родительского дома, а дома-интерната, безусловно, не столь безнадежно. Но именно о детях, заботу о которых взяло на себя государство, и пойдет речь.

В Одесской области насчитывается почти 40 интернатов, относящихся к разным ведомствам: Министерству просвещения, Министерству здравоохранения, Министерству труда... Есть интернаты для девочек, есть для мальчиков, есть интернаты для детей, по разным причинам оставшихся без родительской заботы и ласки, есть и такие, где содержаться дети, в силу различных обстоятельств вынужденные пребывать и учиться вне дома и семьи, есть смешанного типа. А есть и такие, где содержатся дети с умственными и физическими дефектами разной степени тяжести, не подлежащие, к сожалению, обучению. В Одесской области таких интернатов четыре. Но, опять-таки, разговор не об этих несчастных, обездоленных самой судьбой, разговор о тех, кто обездолен в силу социальных причин.

Да, эти дети не ночуют по подвалам, не попадают в лапы криминальных элементов, эксплуатирующих и развращающих их. У них есть над головой крыша, регулярно есть еда, есть одежда, есть возможность посещать школу... Если говорить об Одесской области, то на сегодняшний день положение интернатов в ней лучшее по Украине, поскольку здесь на содержание детей в этом году выделено из Пенсионного фонда 26 миллионов гривен. Таким образом, интернаты Одесской области имеют лучшие показатели по питанию - 20 грн в день на ребенка (сравните с 5-6 грн в день на ребенка в других областях). Кроме того, как заверила представитель управления здравоохранения, в интернатах Одесской области регулярно проводятся медицинские осмотры детей специалистами разного профиля, в случае необходимости ребенка ставят на диспансерный учет. Летом проводятся оздоровительные мероприятия, выезды в летние лагеря и т.д. Для детей стараются создать семейную обстановку, в интернатах имеются телевизоры, есть музыкальные центры, возможность смотреть фильмы на DVD и т.д.

Так что, прекрасная маркиза, все хорошо? И грех на что-то жаловаться, особенно, если сравнить этих, взятых под крыло государства детей, с их бездомными товарищами.

Может создаться впечатление, что вслед за предыдущей фразой последует опровержение написанного выше, описание беспорядков, плохого отношения к детям, или других безобразий в интернатах. Ничего подобного. Хотя у меня нет уверенности в том, что абсолютно во всех интернатах царит то благоденствие, о котором рассказывали на встрече с журналистами представители служб по социальной защите детей, но нет у меня и данных, порочащих эти высказывания. Дело в другом. Пусть в интернатах все так прекрасно-распрекрасно, но обратимся к справке, подготовленной представителями службы по делам защиты детей Одесской областной госадминистрации.

"Число детей, которым требуется забота государства и семейное воспитание, увеличивается с каждым годом. Сейчас в Украине насчитывается более 100 тысяч таких детей, 29 тысяч из них содержаться и обучаются в интернатах. Ежегодно в интернатах завершают обучение почти 1,5 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Большинство из них оказываются социально и психологически не адаптированы к жизни вне интерната. Почти 20 % выпускников из учебных заведений интернатного типа не могут устроиться на работу, или продолжить обучение и получить определенную профессию, для 41 % отсутствует перспектива решения жилищной проблемы, почти 20% бывших воспитанников привлекаются к уголовной ответственности".

Какой может быть выход из создавшейся ситуации? Я сознательно пишу "создавшейся", потому что даже в тяжелое послевоенное время сегодняшней кризисной ситуации не было. Потому что тогда были сотни ПТУ, тогда детдомовских детей чуть ли не в первую очередь принимали в вузы, были тогда и общежития при функционирующих фабриках и заводах.

Итак, пути выхода. Самый идеальный путь - это путь усыновления. Бездетные или малодетные супруги и одинокий ребенок находят друг друга. "Находят", конечно, не в прямом смысле, то есть не без участия соответствующих служб. Почему я указала не только бездетных, но и малодетных супругов. Ведь издавна существовала поговорка: "Где есть две тарелки супа, там и третья найдется". Поэтому случаи, когда, имея своих детей, люди берут еще приемышей, не единичны. Обычно такие, так называемые, приемные семьи, бывают достаточно крепкими. Термин "приемная семья" относится только к тем семьям, в которых общее число детей (своих и приемных) не превышает пяти. В случае большего числа детей в семье, речь идет о детских домах семейного типа. А это уже другой статус. Таким образом, как приемные семьи, так и детские дома семейного типа - это тот путь, по которому можно и нужно идти для разрешения возникшей проблемы. К сожалению, обездоленных детей намного больше, чем желающих принять их под свое крыло. Хотя не скажешь, что желающих так уж мало. Отнюдь. Только иностранные граждане за текущий год усыновили 208 детей. (N.B. - Поскольку я не раз читала или слышала, что иностранцы берут на усыновление нездоровых детей и детей-инвалидов, то поинтересовалась - был ли усыновлен хотя бы один ребенок из вышеупомянутых четырех интернатов для детей с дефектами умственного и физического развития. Ответ был отрицательный).

Но с усыновлением и созданием детских домов семейного типа тоже не все обстоит так просто. Далеко не каждый может получить добро на усыновление. Казалось бы, строгий отбор усыновителей можно только приветствовать. Ведь нет-нет и узнаем мы о печальных историях, связанных с усыновлением. О взятых и отправленных обратно детях, о случаях жестокого обращения с усыновленным ребенком. Но, как мне показалось, система отбора кандидатов в приемные родители далека от совершенства. Об одном заформализованном пункте в перечне предъявляемых к усыновителям требований было сказано на встрече с журналистами. Речь идет о материальном положении семьи усыновителей. О нем судят по официальной справке о доходе семьи. Но, например, какую справку могут предоставить крестьянские семьи, живущие своим хозяйством? А среди желающих создать приемную семью или детский дом семейного типа немало именно сельских жителей. И хата своя, и хозяйство, как говорится, справное. Молоко, фрукты, овощи, здоровый чистый воздух... Доход от хозяйства приличный. А вот справки о доходах нет и взять ее неоткуда... Вот и приходится таким людям отказывать в усыновлении, и не приобретает какой-то малыш своей семьи.

Я написала "малыш" в единственном числе. Но по данным, озвученным на встрече с журналистами, из 150 человек, подавших заявление на усыновление, только 65 смогли доказать, что у них достаточное материальное положение. А из них лишь 39 были признаны достойными создать приемную семью или детский дом семейного типа, потому что остальных сочли несоответствующими моральным критериям.

Однако моральные критерии усыновителей, положенные в основу конкурсного отбора, тоже вызывают некоторые сомнения. Я специально задавала вопрос, кто входит в отборочную комиссию, на чем основываются ее выводы. Мне были перечислены основания, по которым можно отказать в усыновлении. Это, например, психическое нездоровье усыновителей. В основном оно определяется по тому, состоит ли человек на учете в психо-неврологическом диспансере, а также состоит ли претендент на роль усыновителя на учете, как алкоголик и наркоман. Еще один камень преткновения - судимость, пребывание человека в заключении. Безусловно, психически нездоровым людям, алкоголикам и наркоманам нельзя доверять воспитание ребенка. Правда, не все относящиеся к этим категориям состоят на учете (!). Но вот с судимостью, думается вообще не все так просто. Имеет значение, за что был судим, за что сидел, какой образ жизни ведет в настоящее время. Здесь излишний формализм может лишь навредить. Может быть упущен вариант создания хорошей приемной семьи, то есть шанс для какого-то малыша, или нескольких ребят. Мне, к сожалению, не удалось узнать ничего конкретного о работе психолога с потенциальными приемными родителями. Безусловно, в комиссию, решающую вопрос о допущении или недопущение претендента, психолог входит. Но в чем его функции? Создает ли он психологический портрет будущего усыновителя? Определяет ли он, как профессионал, психологический климат в данной семье? Дает ли рекомендации по выбору пола и характера ребенка? Например, во Франции психолог не раз встречается с будущим усыновителем и дотошно определяет мотивы, которыми руководствуется человек, желающий взять на усыновление ребенка, не ли в них болезненных, эгоистических или корыстных мотивов.

Кстати, по поводу корысти. Тем, кто создал детский дом семейного типа, кроме денег, выделяемых государством на каждого ребенка, полагаются еще выплаты за их нелегкий и святой труд. Недавно в России возникла конфликтная ситуация именно с этими выплатами. Налоговые службы их отнесли к зарплате и стали взимать с них налоги. В Украине пока до этого не додумались, так как эти деньги выплачиваются, как мне объяснили, скорее не в качестве зарплаты, а как пособие многодетным матерям. Надо надеяться, что так будет и впредь, потому что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы увеличивалось число детских домов семейного типа, в которых дети, действительно чувствуют себя, как в своей семье.

И еще несколько слов о школьном обучении детей, живущих в интернатах. Сейчас пришли к выводу, что разумно было бы, чтобы интернатские дети посещали общеобразовательные школы, в которых учились бы бок о бок с домашними детьми. Собственно говоря, Америку никто не открыл. Судя по литературе, даже до революции практиковалось совместное обучение домашних и приютских детей или детей-пансионеров и детей, живущих в семьях. Это способствовало социальной адаптации, хотя сразу давало прочувствовать социальное и имущественное неравенство. Думается, что и в наше время будет то же самое. Не секрет, что и сегодня имущественное неравенство в некоторых школах стало играть большую роль. Но эта проблема может быть темой другой статьи.

Елена КОЛТУНОВА.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60