Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 09 (856)
16.03.2007
НОВОСТИ
Культура
Актуальная тема
Скандал
Дискуссия
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 09 (856), 16.03.2007

АРХИВ

САМАЯ ПЕРВАЯ ПРЕМИЯ

135 лет назад была учреждена первая в России литературная премия за драматургические произведения. Учредил ее одесский негоциант Иван Юрьевич (Георгиевич) Вучина.

Почему такая премия появилась именно в Одессе, городе, который никогда не был законодателем театральной моды? Конечно, определенную роль сыграли личные пристрастия негоцианта, но в еще большей степени на то была общественная потребность. Дело в том, что в царской России репертуарная политика театров строилась сугубо на административной основе. Так называемые театрально-литературные комитеты в Петербурге и Москве определяли репертуар императорских театров; без их одобрения никакая пьеса не могла попасть на сцену императорских театров. А поскольку до 1882 года в столицах невозможно было открывать другие публичные театры, то обычно в провинции шли пьесы, которые ставились на столичной сцене. Пробиться другим произведениям было почти нереально. В этих условиях те, кто ратовал за расширение репертуара, за независимость его от официальных установок, пытались использовать в этих целях премии за драматургические произведения, причем именно за пьесы.

Инициатором первой премии такого рода и стал одессит Иван Вучина. Он внес из своих средств 10000 рублей, чтобы на проценты с этих денег ежегодно лучший драматург мог получить 500 рублей серебром (деньги, прямо скажем, немалые). Премия эта, высочайше утвержденная в 1872 году, так и называлась: "Премия Ивана Георгиевича Вучины". Присуждал ее историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса). Интересны критерии, по которым происходил отбор. Сочинение должно было быть "чисто народным (но не простонародным), написанным чистым русским литературным языком <...> иметь воспитательный характер, не скучно поучая, но создавая действительные типы, взятые из народной жизни, и проводя в народ, с помощью художественного вымысла, здравый взгляд на жизнь, или возбуждая в нем национальное чувство воспроизведением славных событий из отечественной истории". При этом для участия в конкурсе принимались исключительно рукописи; опубликованные или хотя бы шедшие на сцене пьесы, комиссия не рассматривала.

Следует отметить, что отбор велся исключительно строго, не в пример нынешним конкурсам, где непременно есть лауреаты, вне зависимости от качества. Впервые премию Вучины присудили только в 1879 году, т.е. семь лет спустя после учреждения. Правда, в известной мере это объяснялось консерватизмом театральных взглядов тех, кто проводил отбор: более 20 дет это был известный историк древнерусской литературы, профессор Новороссийского университета И. С. Некрасов, а затем его сменила комиссия из профессоров филологического факультета. В основном эти люди занимались историей театра и литературы, их взгляды были преимущественно историческими, далекими от запросов современного зрителя. Потому, по мнению нынешних исследователей, награды получали пьесы эпигонские, что давало повод тогдашним театральным критикам для издевки: "Почтенные профессора" добросовестно и в поте лица читают и читают, а все, что читают, - чепуха. Тут одно из двух: или чепуха это только на взгляд "почтенных профессоров":, или же второе предположение: почему- либо на соискание премии Вучины никто из возможных лауреатов пьес не посылает. Потому что - за десятки-то лет! - было же в русском репертуаре достаточно пьес хороших <...>. Почему же не шлют пьес на конкурс? Избегают ли слишком кропотливой добросовестности почтенных профессоров или же не знают о том, что где-то в Одессе при университете, у почтенных профессоров, имеется такая премия?" Тем не менее первая русская премия за драматургию сыграла определенную роль в развитии русского театра. По крайней мере, она стимулировала появление других театральных премий, той же Грибоедовской (учреждена шесть лет спустя), которой награждались уже действительно яркие пьесы. Так что русское театральное творчество в известном долгу перед одесским негоциантом Иваном Вучиной, о чем, впрочем, оно даже не догадывается.

Гелий АЛЕКСАНДРОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.