Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 47 (792)
02.12.2005
НОВОСТИ
Культура
Город
Пережитое
Образование
Проба пера
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 47 (792), 02.12.2005

МАЙДАН – ОН И В ГРУЗИИ МАЙДАН

"МАЙДАН" – слово восточное. Означает оно, как известно, площадь, часто рыночную. В любом случае МАЙДАН – это средоточие устремлений, на нем кипит жизнь, как в котле. А что за варево при этом получается, так это зависит от людей, которые свою жизнь связали с МАЙДАНОМ.

Для тбилисцев Майдан (правильнее, непривычное Мейдан) – это пуп земли. В этом самом старом уголке Тбилиси живет особая нация под названием тбилисцы. Тбилисец – это такая же национальная принадлежность, как одессит. На тбилисском Майдане можно услышать грузинскую, армянскую, курдскую, русскую речь. Там живут фактически полиглоты, причем полиглоты в самом широком смысле, потому что они понимают друг друга не только ушами, а и сердцем. Потому что сжились они друг с другом, выработали некий общий уклад жизни, некие неписанные законы сосуществования, законы тбилисского Майдана.

Об этих людях – тбилисцев с Майдана, об их жизни, работе и досуге поставил свой документальный фильм Дато Джанелидзе "Майдан – пуп земли" (2004 г.). И этим фильмом 14 ноября в Одессе в кинотеатре "Маски", который, кстати, в этот день отмечал год со дня своего основания, начался фестиваль "Золотой серии грузинского кино" (в этот же день был показан еще один короткометражный фильм "Обед с Джорджем Бушем"). День 14 ноября получился многозначительным. Итак: первое – юбилей к/т "Маски". Второе – путешествующий по семи городам Украины фестиваль, завершающий Год Грузии в Украине, добрался до Одессы. Третье, он оказался ровно 10-м кинофестивалем нынешнего года в Одессе. И, наконец, перед первым показом состоялось знакомство журналистов с новым консулом Грузии в Украине Зурабом МАРШАНИЯ. Зураб Маршания произвел на журналистов самое лучшее впечатление аристократической интеллигентностью, эрудицией, знанием и тонким пониманием искусства.

В последующие дни было показано еще 4 кинофильма. Если "Майдан – пуп земли" увлек и очаровал своими красками, доброй ироничностью и нюансами незнакомой нам жизни, а "Обед с Джорджем Бушем" заставил не раз улыбнуться, глядя на американского президента после грузинского застолья (описание застолья – это роскошное пособие для кулинаров и знатоков грузинских вин), то "Кладбище грез" Георгия Хайндрава (1996 г.) заставил не раз сжаться сердце. Фильм рассказывает о компании беззаботных юношей, отправившихся на войну в Абхазию. Документальные кадры чередуются с игровыми (значительная часть фильма снята во время боевых действий). Многие герои (в том числе главный)к концу фильма погибают не по воле режиссера, а по воле не пощадившей их пули.

Не дает расслабиться и фильм "ОНИ", посвященный жизни трех молодых людей, их падению. И хотя молодежь не современная – их нравственное падение, связанное с наркотиками и преступлениями, начинается еще во времена застоя, сюжет можно интерполировать и на сегодняшний день. (Режиссер Леван Закареишвили, 1992 г.)

Режиссер Заза Урушадзе поставил драму с элементами триллера. Речь идет о похищении младенца прямо из роддома собственным отцом. Фильм был отмечен на "Кинотавре" специальным призом.

Особняком стоит в фестивальной подборке кинолента "Голубые горы". Эта сатирическая комедия Эльдара Шенгелая в 1983 году пользовалась огромным успехом. В фильме явно просматривалась аллегория на разваливающийся Советский Союзе.

Если учесть, что с 1987 года в Одессе не было ни одного фестиваля грузинских фильмов, то понятен интерес публики к кино, которое раньше иначе, чем Великое грузинское кино, не называли. Имена Т. Абуладзе, Р. Чхеидзе, О. Иоселиани, Г. и Э. Шенгелая, Г. Данелия, Л. Гогоберидзе были гарантией встречи с необыкновенным кинематографом. Есть ли сегодня среди нового поколения грузинских режиссеров равновеликие тем, кто заложил фундамент того феномена, который назывался Грузинским кино?

Этот вопрос я задала г-ну Маршания.

— Пока нет. Но нет и условий для развития кино. Кино – очень дорогой вид искусства. На него нужны миллионы. Театр обходится дешевле. Поэтому в Грузии сейчас замечается театральный бум. В Тбилиси работает десятка два театров, билеты не дешевые, но театры полны. Однако основа здания грузинского кинематографа – здоровая основа. На ней вновь возродится былая слава грузинского кино.

Судя по тем работам, которые мы увидели на фестивале, г-н Маршания прав.

Елена Колтунова.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.