Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. O. ЖМУРА

Номер 10 (703)
12.03.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Cпорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 10 (703), 12.03.2004

К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ

"РУБИНШТЕЙН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МУЗЫКАНТ"...

В этих заметках речь пойдет об Антоне Рубинштейне – именно с ним произошел тот анекдотический случай, который использован в заголовке.

В 1846 году умер отец Рубинштейна, небогатый еврейский купец, и он вместе с матерью, младшим братом Николаем и сестрой вынужден был вернуться из Европы в Россию. Антон покинул Россию тогда, когда ему не было еще 16 лет. С десяти лет он уже выступал как пианист в Москве, а с четырнадцати – в Европе. Въезжая в северную столицу, Антон не имел паспорта, а тогдашний обер-полицмейстер никак не хотел верить многочисленным поручительствам, что Антон Рубинштейн – музыкант. Он требовал наглядного подтверждения данного факта: начальник канцелярии должен был послушать игру Антона и решить, правду ли говорят многочисленные ходатаи. Юноша изо всех сил колотил по расстроенному инструменту, и чиновник, терпеливо выслушав антоновские пассажи, доложил обер-полицмейстеру:

— Рубинштейн действительно музыкант, потому – играет...

Одессу в XIX веке посещали многие музыканты: Липинский и Серве, Фильд и Лист, братья Венявские... С одним из них – Генриком (1835-80), выдающимся польским скрипачом, дирижером и композитором, Антон Григорьевич особенно сблизился во время совместного концертирования в 1858 г. Они вместе даже гастролировали в Америке в 1872-74 гг. Сблизила их не только музыка, но и то, что матери обоих были хорошими пианистками, и первые уроки музыки они получили именно от матерей.

Известный музыковед В.В. Яковлев пишет по этому поводу следующее: Н.Г. Рубинштейн родился в Москве в доме своего отца, в Замоскворечье. Старший его брат Антон уже тогда обращал на себя внимание своими музыкальными способностями (он был почти шестью годами старше брата), быть может, поэтому и Николая мать начала учить игре на фортепиано очень рано, с четырехлетнего возраста. Первоначально занятия по музыке и велись ею, так как она сама обладала музыкальным даром; в 1844 году она решила с обоими братьями отправиться за границу (Антон еще до того несколько лет занимался и выступал в разных городах Европы). П.И. Чайковский, который был учеником Антона Рубинштейна в Петербургской консерватории, а затем профессором Московской консерватории в те года, когда Николай Рубинштейн был ее ректором, передает слышанный им от самого Н.Г. Рубинштейна рассказ о том, что в детстве они с братом Антоном "прошли жесточайшую школу воспитания и отсюда их понятия об "истинной педагогике", позволявшей прибегать к самым грубым формам воздействия". А поскольку в детские годы занятия музыкантши-матери велись необычайно строго, суровые навыки в работе оба брата усвоили навсегда.

Надо полагать, что после смерти отца в 1646 году этот материнский диктат еще больше усилился. Один одесский краевед, знаток музыкальной жизни Одессы В.А. Короб, утверждает, что когда Антон Рубинштейн ехал через наш город на зарубежные гастроли, он всегда проводил тут нечто вроде показательных выступлений в депо прокатных музыкальных инструментов, что находилось на Дерибасовской, 19. И его маман, которая частенько проводила свой летний отдых в Украине (а родом Антон Григорьевич был, как известно, с Подолии – село Выхватинцы Подольской губ., 1829) – его строгая учительница-пианистка обязательно присутствовала на этих концертах, дабы убедиться, что ее старшенький – "действительно музыкант". И музыкант от Бога!

Судя по всему, такое вполне возможно. На Дерибасовской под номером 19-ть и по сей день стоят два дома постройки 1842 года. Еще недавно в здании под девятнадцатым номером находился магазин минеральных вод (нынче – спортодежды), а рядом в середине тридцатых годов располагался магазин сангигиены. Известно даже имя его тогдашнего заведующего – тов. Гольдинберг. Тогда Дерибасовская называлась еще Лассаля и с тех пор столько воды утекло... Потому лучше вернуться нам в век девятнадцатый – там было поспокойнее. Антон Рубинштейн много гастролировал и, по свидетельству Александра Дерибаса, часто наезжал в Одессу. В 1885-86 гг. он провел в России и в крупнейших городах Западной Европы цикл исторических концертов, в которых дал яркую картину эволюции фортепианной музыки от ее истоков до современных ему композиторов. А последние годы жизни он проживал в Дрездене, давая благотворительные концерты.

Известно, что А.Г. Рубинштейн написал 14 опер, из них четыре – на библейские сюжеты ("Вавилонское столпотворение" – 1870, "Маккавеи" – 1870 и др.). Но самое интересное, что некоторые из его опер были больше популярны за границей, чем дома, например, опера "Нерон" (1877; поставлена в 1879). Уже упоминавшийся историк музыки В. Яковлев пишет: "Неожиданной по своей "старомодности" явилась идея постановки оперы "Нерон" А. Рубинштейна... в сезоне 1907/08 года (в Большом театре – А.Ш.). В 1900-х годах опера была восстановлена на русских частных сценах, где бывший артист Большого театра Клементьев положительно блистал своим эффектным исполнением заглавной партии и этим создал ей не бывшую ранее популярность у нас (за границей она шла с успехом)".

Музыковеды отмечали, что "наиболее свежа и самобытна музыка А. Рубинштейна, написанная в восточном духе", – "Персидские песни", к примеру, а также опера "Демон" с ее кавказскими мотивами, так хорошо схваченными Лермонтовым. А автор "Князя Игоря" А. Бородин, в котором, как отмечали современники, сочетались сердечная простота и мудрость, серьезность мышления и легкость в восприятии жизни – прямо скажем, довольно редкостное сочетание – писал: "Сравнивая обоих братьев Рубинштейн, невольно рождается желание сопоставить их художественные силы. Относительно фортепианной игры, по моему мнению, оба брата должны быть признаны величайшими пианистами нашего времени. Между ними можно сделать разве только ту разницу, что настоящая сфера г. А. Рубинштейна – салон и мелкие фортепианные вещи... (выделено мной – А.Ш.). У обоих техника игры развита в самой высокой степени, но г. А. Рубинштейн разнообразнее относительно тонких оттенков техники..."

Так что, может и взаправду Антон Рубинштейн обкатывал свои вещи в пианистическом салоне депо прокатных музыкальных инструментов на Дерибасовской, 19, по присмотром своей чадолюбивой меломанки-мамы!?

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.