Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки


Номер 49 (692)
19.12.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 49 (692), 19.12.2003

ПРИСТУПАЯ К ФИЛЬМУ, УМОЙ ДУШУ И КАМЕРУ

В сентябре попал мне в руки номер газеты "Бульвар" с интервью режиссера Николая ЗАСЕЕВА-РУДЕНКО. В нем речь шла о скандале, разразившемся в связи с последней работой режиссера – "Бабий Яр". Интервью было приурочено к 29 сентября – 62-й годовщине трагедии. В нем известный деятель кино Марк Рудинштейн обвинялся в самоуправстве, в варварском отношении к работе режиссера, в сокращениях и перемонтировании ленты, которые исказили фильм. Как утверждает Засеев-Руденко, Элина Быстрицкая, увидев сокращенный вариант картины, упала в обморок, а когда пришла в себя, заявила: "Я в таком фильме не снималась, это не моя картина".

В подводке к интервью журналист Михаил Назаренко, защищая режиссера от многочисленных оппонентов, пишет: "Ну, допустим, что картина получилась не такой, какой хотелось бы ее видеть Марку Григорьевичу, но ведь это – о Бабьем Яре. Затронута тема, которая столько лет была закрытой..."

Последнее вызывает недоумение – был же, как бы то ни было, "Бабий Яр" Евтушенко, был фильм "Дамский портной" Горовица со Смоктуновским... И все же на меня не могли не произвести впечатления слова режиссера:, "На моей стороне 33771 еврей, уничтоженный в Бабьем Яру".

Я сразу же позвонила к компетентным в вопросах кино людям и спросила, что происходит, что за травля, на которую жалуется режиссер? Неужели действительно все дело в том, что, как утверждает Засеев-Руденко, он, украинец, посмел снять фильм о величайшей трагедии еврейского народа? ("Ну, не Цукерман я, не Шмондер – не обрезанный!" "Шмондеру и прокол простили бы: "Ну что делать? Лажанулся, мы поправим" – из интервью Засеева-Руденко.)

Данный мне ответ был однозначным: "Фильм просто безобразный, беспомощный, словом, г..."

Неожиданно с продолжением этой истории я столкнулась на МКФ "МОЛОДОСТЬ", во время пресс-конференции, которую давал Марк Григорьевич Рудинштейн. На вопрос о скандале с Засеевым-Руденко Марк Рудинштейн заявил, что в статье, вышедшей в "Бульваре", все ложь – от первого слова до последнего. Он утверждал, что потратил много времени и денег, чтобы найти подтверждения всем регалиям Засеева-Руденко, приведенным в "Бульваре", но не нашел и половины. (В подводке к интервью Н. Засеев-Руденко представлен как народный артист СССР, лауреат Госпремии СССР, Госпремии Украины им. А. Довженко, международной премии им. Сиди Таль. Фильмографии нет, но в справочнике Союза кинематографистов Украины приводится ряд фильмов Засеева: "Тепло студенной зимы", "Слушать в отсеках", "Дорога в ад", "Выстрел в гробу" и др., в том числе "Москаль-чарiвник" – милая комедия, за которую и была получена премия им. Довженко. О прочих наградах и званиях действительно ни слова). Рудинштейн в запале даже предложил журналистам оплатить их труд, если они возьмутся за поиски документов, подтверждающих наличие у Засеева звания народного артиста СССР.

Кроме того, Рудинштейн настаивал на том, что в фильме он принимал участие не только как актер, но и вкладывал в него деньги. Что кругленькую сумму он заплатил и за то, чтобы как-то довести до приемлемых художественных и технических кондиций картину, но, мол, это был напрасный труд. К сожалению, я не расслышала фамилию специалиста-режиссера, к которому за помощью обращался Рудинштейн (вроде бы М. Агранович), но, честно говоря, когда я читала интервью Засеева-Руденко, меня покоробила его фраза: "Он (Марк Рудинштейн – авт.) не сам переделывал, а вместе с режиссером (назовем его условно) Цукерманом". По правде говоря, с времен травли Андрея Дмитриевича Сахарова мне не приходилось сталкиваться с фамилией Цукерман как с издевательским определением национальности. И это из уст режиссера, поставившего фильм о трагедии Бабьего Яра!

Были и другие уточнения со стороны Рудинштейна. Например, озвучивал его роль другой актер не из-за того, что голос Рудинштейна, по словам Засеева, звучит некрасиво, а потому что режиссер хотел, чтобы персонаж говорил с явным еврейским акцентом, а Рудинштейн считал это дешевкой.

"Да, конечно, – подтвердил Рудинштейн, – евреи с просмотров выходят в слезах. Но тема уж такова..."

Несмотря на то, что, как я уже писала, меня покоробили многие высказывания в интервью Н. Засеева, несмотря на все отрицательные отзывы, которые я слышада об этом фильме, несмотря на выступление Рудинштейна (а скорее всего, вопреки, так как он – сторона заинтересованная), я бы не стала делать (даже для себя) какие-либо выводы, поскольку сама картину не видела, а делать выводы по принципу: "Я Пастернака не читал, но я его осуждаю", мне претит, но...

Но есть люди, авторитет которых не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению вся их жизнь и деятельность. Таким человеком является известная писатель и журналист, правозащитник, президент фонда ХОЛОКОСТ Алла ГЕРБЕР. Алла Ефремовна специально прилетела из Москвы на фестиваль, чтобы поставить точки над "i" в вопросе о фильме Засеева-Руденко "Бабий Яр". К сожалению, так получилось, что она не сумела получить слово на пресс-конференции Марка Рудинштейна. Но мне повезло: в одном из перерывов мне удалось взять у Аллы Гербер интервью.

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.