Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Михаил РЫБАК

Номер 30 (620)
19.07.2002
НОВОСТИ
Культура
Вопрос - ответ
Криминал
Досуг
Спорт
Фотовернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (620), 19.07.2002

"ПАЛЬМА НАГРАЖДАЕТ ПОБЕДИТЕЛЯ"

(ИЗ ИСТОРИИ КИНОПРЕМИЙ)

"Золотая пальмовая ветвь" – главный приз недавно проходившего Каннского кинофестиваля...

В конце ХV века король Людовик XI, прославившийся борьбой за единство Франции, присоединил к государству Прованс, на территории которого располагалось аббатство Лерен с рыбацкой деревушкой Канн. В знак признания королевской власти к верхней и нижней частям герба Прованса присоединились золотые королевские лилии. Со временем аббатство потеряло свое могущество, но современный Канн перенял у монахов их девиз: "Пальма награждает победителя".

Расстанемся на время с Канном и перенесемся в Новый Свет.

На заре развития кинематографа Голливуд был всего лишь небольшим городком, расположенным неподалеку от Лос-Анджелеса. И хотя сейчас он слился с этим калифорнийским центром едиными автострадами, бульварами и улицами, старый Голливуд нет-нет да и проглянет среди небоскребов из стали и стекла. И не только светящейся ночью на горном кряже, протянувшейся вдоль города надписью "HOLLYWOOD", и не только знаменитым Сансет-бульваром, оставшимся в первозданности. С той золотой голливудской поры в течение вот уже многих десятков лет cохраняется здесь "Китайский театр" – премьерный кинотеатр, по чьей-то игривой прихоти сооруженный в виде пагоды. Весь тротуар Голливудского бульвара, направо и налево от "Китайского театра", блистает вкрапленным в асфальт медными звездами, на которых выгравированы имена знхаменитых актеров и актрис. Идешь и видишь отпечаток знаменитой ладони, автограф или след изящной туфельки...

К концу 1920-х годов Голливуд окончательно закрепил за собой статус киностолицы мира, создав общественную организацию – Американскую киноакадемию. Первые ее лауреаты награждались позолоченной безымянной статуэткой. Сначала позолоченная бронзовая статуэтка стояла на куске черного мрамора и опиралась на меч. Фигурка была заказана скульптору Д. Стенли, который блистательно воплотил идею наиболее абстрактной эмблемы, должной символизировать все лучшее в киноискусстве. Только в 1931 году М. Херик, библиотекарь киноакадемии, с возгласом изумления признала в безымянном, призе своего дядю Оскара. Этот почти анекдотический случай и дал имя одной из самых влиятельных и престижных в настоящее время кинонаград. Сейчас контуры "Оскара" не претерпели никаких изменений с момента его первого вручения, только возвышается он теперь на рулоне кинопленки. Основой его служит бриттаниум (сплав олова и меди), технология которого держится в секрете фирмой-изготовителем. "Оскар" имеет золотое покрытие в 24 карата...

По иронии судьбы все европейские диктаторы любили кино, и поэтому следует откровенно признать, что в развитии кинофестивального движения в Европе есть их немалая заслуга. Бенито Муссолини, озабоченный отъездом из страны творческой интеллигенции, тоже приложил немало стараний для организации кинофорума, который мог бы составить конкуренцию американскому "Оскару".

В 1932 году организаторы первого Венецианского кинофестиваля, находившиеся под личным контролем дуче, привлекли к участию в нем 9 cтран, которые представили на конкурс 29 полнометражных и 14 короткометражных фильмов. Следующий кинофестиваль в 1934 году был уже более представительным: в нем участвовали 17 стран и 40 полнометражных фильмов. Тогда главный приз – "Кубок Муссолини" – был вручен Советскому Союзу за лучшую представленную программу, в которую входили "Веселые ребята", "Гроза". "Петербургская ночь", "Иван", "Пышка", "Новый Гулливер" и "Окраина". Однако с укреплением фашистской Германии, ближайшего союзника Италии, фестиваль в Венеции стал постепенно превращаться в навязчивую пропаганду "нового порядка", и уже с 1936 года Италия и Германия стали "тянуть одеяло на себя".

Сканлдал, назревавший подспудно, разразился в 1938 году. Тогда жюри Венецианского кинофестиваля под давлением германской делегации буквально в последнюю минуту изменило свое решение, и главный приз был разделен между итальянской лентой "Летчик Лючано Серра" и немецким документальным фильмом "Олимпия", хотя в кулуарах говорили, что награду должны были получить американцы. Итальянский фильм был ниже всякой критики, а "Олимпия" – репортаж об Олимпиаде, проходившей в 1936 году в Берлине, – у многих вызвала откровенное раздражение пропагандой нацизма. Кроме того, cкандал усугубился и из-за Лени Рифеншаль, автора "Олимпии", любимицы и протеже А. Гитлера.

Англичане и американцы официально эаявили, что больше не будут принимать участия в Венецианском кинофестивале. Прорвалось наружу и недовольство делегаций демократических стран и стало ясно, что фестивальное движение зашло в тупик. А вскоре началась Вторая мировая война, и естественно, что в 1939-1945 годах фестиваль не проводился.

Зато в настоящее время если Берлинский кинофестиваль считается самым политическим, Каннский – самым международным, то Венецианский – самым элитарным. Он проводится на острове-курорте Лидо с его туристами и отдыхающими, гостиницами, казино и барами, по вечерам освещенными огнями адриатических маяков и желтых бакенов лагуны, за которыми встает сказочный город-чудо. Так и кажетея, что к его низким берегам вот-вот подойдут корабли кондотьеров и заморские парусники с данью для "Светлейшей реcпублики Святого Марка". Эмблема Венеции – золотой крылатый лев – с 1980 года стала главным призом кинофестиваля.

Первый международный кинофестиваль в Канне состоялся в сентябре 1946 года, но сама идея проведения на юге Франции крупного форума кино cвободного мира родилась гораздо раньше, после скандала, разразившегося на Венецианском кинофестивале в 1938 году.

Испытывая трудности с конкурсной программой (на первом кинофестивале в Канне участвовали всего 5 стран), организаторы его основную ставку сделали на меры декоративного характера. Высшую награду – "Кубок Люмьера" – победителю должен был вручать сам отец кинематографии Луи Люмьер, почетный председатель кинофестиваля. Но поеле нападения фашистской Германия на Польшу, в Европе стало не до праздников кино, и открытие Каннского фестиваля отодвинулось на 7 лет.

В 1946 году Большой национальной премии был удостоен советский фильм "Великий перелом"; Большую международную премию Ассоциации авторов, композиторов и издателей музыки за лучший сценарий вручили Б. Чирскому и такая же премия была вручена фильму "Каменный цветок" – за цвет. Впоследствии наградами Каннского кинофестиваля были отмечены "Кубанские казаки", "Заговор обреченных", "Смелые люди", "Большая семья"...

В последующие годы Каннский фестиваль, несмотря на то, что проводился он в полуразрушенной и полуголодной Европе, стал быстро набирать темпы. Лишь в 1948 и 1950 годах дирекция была вынуждена отменять кинопарад из-за финансовых проблем, связанных со строительством гигантского фестивального дворца "Палас". Но уже к 1955 году, когда главный приз фестиваля приобрел законченную форму – "Золотую пальмовую ветвь", – Канн превратился в самый роскошный и самый престижный кинофорум мира.

Подготовил ФЕЛИКС КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.