Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 48 (1095)
16.12.2011
НОВОСТИ
Культура
День милиции
Обратная связь
Дела и люди
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 48 (1095), 16.12.2011

ПРОТИВОРЕЧИВО, НО ИНТЕРЕСНО

Очередной концерт Одесского национального филармонического оркестра вызвал особый интерес тем, что за пультом стоял известный украинский дирижёр Владимир Рунчак, который является одним из самых активных пропагандистов современной музыки в нашей стране. Именно с его лёгкой руки в Украине впервые прозвучали многие произведения таких композиторов, как Варез, Веберн, Лигети, Берио. Кроме этого, В. Рунчак сам пишет музыку, придерживаясь, в основном, современных канонов.

Открылся концерт сочинением Эдгара Вареза "Пустыни". Этот композитор у нас мало известен, его произведения исполняются редко, что связано в первую очередь с трудностью восприятия такой музыки. И "Пустыни" - яркий тому пример. Э. Варез считал, что окраска звука не менее значима, чем мелодическая сторона и гармония. Судя по данному сочинению, физическую характеристику звука он ставил на первое место. "Пустыни" полностью оправдывают своё название. Это настоящая беспросветная, бесконечная пустыня диссонансов, приводящих в итоге в никуда. Канадский писатель Фернан Уэллетт посвятил этому сочинению следующие строки: "Корни этой музыки - в древнейших архетипах великого страха. Варез выражает страдание, ужас и отчаяние в чистом виде - насколько нечто подобное вообще выразимо средствами искусства". И это очень точное определение. И хотя было интересно открыть для себя новые музыкальные средства выражения, но мне бы вряд ли захотелось услышать "Пустыни" ещё раз. Судя по реакции зала, многие слушатели со мной согласятся.

Для исполнения следующего произведения на сцену вышла струнная группа. В зале наступило явное напряжение: что же последует дальше? Но все переживания развеялись буквально с первых звуков. Пассакалия для оркестра австрийского композитора Антона Веберна, который входит в т. н. "новую венскую школу", при всей строгости построения очень выразительна и насыщенна. После музыки Вареза эта пьеса звучала, как бальзам на душу. Дирижёру прекрасно удалось создать эмоциональный накал - с тишайшего пианиссимо, к которому приходилось прислушиваться, до мощнейшей кульминации.

И в завершение концерта Владимир Рунчак представил публике своё сочинение - "Реквием" на латинские канонические тексты для оркестра и вокалистов. Многое как в самом произведении, так и в данном исполнении заставляло только удивляться. Людмила Войноровская и Анатолий Погребной, исполнившие партии сопрано и тенора, в данном случае выполняли роль не солистов, а скорее средства передачи содержания музыки. В насыщенной, иногда почти хаотичной оркестровой ткани для поиска своего звука им приходилось прибегать к помощи камертонов. Но, несмотря на всю сложность, они превосходно справились со своей задачей. Также и дирижёр сумел заставить оркестр звучать слаженно и стройно при всей резкости смены характера музыки и внутреннем оркестровом многообразии партий. А духовая группа иногда подхватывала вокальную партию так, что создавалось впечатление, будто на сцене не два вокалиста, а целый хор.

Несмотря на противоречивые ощущения, которые вызвала данная концертная программа, она имеет огромное достоинство - эта музыка точно никого не могла оставить равнодушным.

Виктория ЛУНАЧЕВСКАЯ,
студентка ОУИК
им. Данькевича.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.