+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 41 (1530), 10.12.2020 НЕ СЛИШКОМ ДОВЕРЯЙТЕ СОЦСЕТЯМКомиссия по журналистской этике распространила заявление относительно публикаций, основанных на сообщениях в социальных сетях. Во время анализа материалов, опубликованных в СМИ в ходе избирательной кампании по проведению местных выборов 2020 года, а также рассмотрения других жалоб Комиссия обратила внимание на систематическую практику интернет-изданий публиковать новостные материалы на основе сообщений пользователей в социальных сетях или мессенджерах. Часто авторами таких сообщений являются политики или политологи, а сами сообщения направлены либо на жесткую критику, или на отбеливание репутации представителей различных ветвей государственной власти. Новости, созданные изданиями на основании таких сообщений, не содержат бэкграунда с описанием ситуации, к которой относится сообщение, и могут выглядеть вырванными из контекста. Издания обычно не проводят проверки на предмет достоверности сведений или обвинений, изложенных в заметках такого рода, не предоставляют возможности прокомментировать обвинения объектам критики, не приводят ссылки на материалы, где те или иные обвинения уже были опровергнуты. Часто журналисты не размещают ссылки на цитируемое сообщение, а добавляют скриншоты, которые нуждаются в дополнительной проверке со стороны читателя. В результате сообщения индивидуальных пользователей в Интернете воспринимаются как редакционные материалы, за распространение которых ответственность несет непосредственно издание. И хотя публикация таких материалов может свидетельствовать не только о низком уровне профессионализма журналистов, которые являются авторами материалов, но и об их заказном характере, такие материалы обычно не маркируются как реклама или оплаченный контент, а размещаются в разделах "Новости" Интернет-изданий, что вводит в заблуждение пользователей. Такие вопиющие нарушения стандартов и Кодекса этики украинского журналиста могут свидетельствовать о заказном характере материалов и использовании медиа в информационных кампаниях, направленных на дискредитацию или восстановление репутации того или иного лица. Использование медиа с этой целью недопустимо и несовместимо со стандартами журналистской этики. Ввиду роста практики создания медиаматериалов на основании сообщений пользователей в социальных сетях, Комиссия по журналистской этике рекомендует журналистам и СМИ в подобных ситуациях: — перед использованием заявления эксперта или политика убедиться, действительно ли это заявление сделал сам эксперт или политик, принадлежит ли ему страница в социальной сети и не была ли такая страница взломана; — заявления экспертов и политиков, обнародованные на их страницах в социальных сетях, проверять на предмет достоверности; — предоставлять слово стороне, которая критикуется, и независимым экспертам для комментирования ситуации; — приводить прямые ссылки на цитируемые сообщения в соцсетях, поскольку скриншоты часто могут быть использованы с манипулятивной целью; — отделять редакционные материалы от материалов, полученных от внешних авторов, для четкости установления редакционной ответственности за размещение материалов, и чтобы не вводить в заблуждение потребителей информации; — отказываться от размещения на любых условиях материалов является политической "джинсой".
|
|
|||||||||||||||||
|