Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 39 (1035)
8.10.2010
НОВОСТИ
Культура
Репортеры надежды
Обратная связь
Личность
16-я полоса
Криминал
Баскетбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 39 (1035), 8.10.2010

ПОЛКОВОДЕЦ СВОЕЙ СУДЬБЫ

Его зовут Александр Васильевич Суворов. По поводу другого человека можно было бы слегка поиронизировать: вот, мол, удружили родители. Однако наш герой достоин быть полным тезкой знаменитого полководца. И даже более того, ибо если великому воину XVIII века приходилось иметь дело с внешними врагами, то современному Суворову пришлось преодолевать свои недуги, идти наперекор, казалось бы, уготованному ему природой. Наш Александр Васильевич Суворов стал доктором наук, профессором, академиком, будучи слепоглухим. Из наших бесед с ним сложилась история его сражений за право жить полноценно...

- Я ослеп в три года, а оглох в девять. Из зрительных впечатлений мало что осталось, и сейчас ничего определённого, пожалуй, не припоминается. У меня на сайте есть работа "Большая сказка", если не ошибаюсь. Там описаны воспоминания из самого раннего детства.

От нормального слуха осталось побольше, прежде всего, то, что прежде чем оглохнуть, я успел научиться говорить, овладел русским языком, и у меня пусть немного необычная - надо прислушаться, чтобы свободно понимать, - но сохранная устная речь.

Как помню, 13 сентября 1964 года (в 11 лет) меня привезли в Загорский детский дом для слепоглухонемых детей. А 9 февраля 1971 года вместе с тремя другими воспитанниками Загорского детдома я был переведён в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР. Нас перевели туда для подготовки к обучению в университете.

В сентябре 1971 года я начал учиться на факультете философии МГУ им. М. В. Ломоносова в качестве стажёра. Но зимнюю сессию сдавал уже на факультете психологии, так как на философском факультете принять у меня экзамены отказались. В летнюю сессию 1972 года сдавал одновременно экзамены за первый курс и вступительные, и полноправным студентом факультета психологии стал со второго курса. Причина всех этих сложностей - моя собственная тогдашняя инфантильность: в припадке абсолютной честности стремился формально закончить среднюю школу, хотя нас готовы были принять (и приняли) в МГУ вне конкурса без аттестата зрелости, ориентируясь на наш фактический уровень интеллектуального развития (наше обучение в МГУ было экспериментальным, и многие формальности поэтому можно было обойти с разрешения МинВУЗа).

Я очень благодарен своей маме за то, что у неё хватило ума не мешать мне учиться. А ведь, разумеется, в глубине души у неё теплилась эта надежда на чудо - на возвращение мне "хотя бы" зрения, "хотя бы" слуха... То, что мне грозит и паралич, при маминой жизни было ещё достаточно далёкой опасностью. Сейчас эта опасность придвинулась вплотную, в том числе и в связи с диабетом.

Ну и что? Учёба моя для мамы была абсолютной ценностью. Я, к ag abln, оказался достаточно увлекающимся и неуступчивым в своих увлечениях. Смолоду я ненавидел прозябание, считал его хуже смерти. В итоге, в главном, творческом, отношении я жил полноценно, и когда на мою голову посыпались новые медицинские напасти - диабет, диабетическая нейропатия (это когда ноги перестают держать), я не стал оплакивать себя заживо, а лишь прикидывал, какие всё же возможности полноценной творческой жизни у меня остаются. И продолжаю спокойно работать.

Мне было тринадцать лет, когда я задумался над мерой человеческих возможностей. Как раз приехал с летних каникул. А на каникулах о чём бы ни спрашивал соседских здоровых ребят, почти на все вопросы получал один ответ: "Не по нашим возможностям". Разозлился и задумался: откуда они так точно знают меру своих возможностей? Каким-таким прибором измерили? И чем вообще это можно измерить?

Я не знал ещё, что это едва ли не самое массовое проявление социальной патологии: неверие в себя физически вполне здоровых людей. Так проявляется процесс, в результате которого норма развития личности - талант - оказывается привилегией немногих. Привилегией, освящённой ложной идеей избранности. И уже неважно, чему или кому приписывается эта избранность: то ли генам папы с мамой, то ли Господу Богу... А на самом деле и гены, и Бог - разновидности камуфляжа, прикрывающего неравенство доступа людей к сокровищам человеческой культуры.

Я всегда был и остаюсь прежде всего воинствующим антифаталистом, противником идеи изначальной запрограммированности жизненного пути. Фатализм - это капитуляция перед обстоятельствами. В том числе, и прежде всего, перед социальной патологией. Но коль скоро от нас хоть что-то зависит - посмотрим ещё, как говорится, кто будет смеяться последним...

Ну а в 1966 году, приехав с летних каникул в Загорский детдом для слепоглухонемых, я додумался таки, чем можно измерить возможности. Очень просто: дерзостью. Дерзким замахом на решение именно тех задач, которые кажутся непосильными. Решил, паче чаяния? Значит, недооценивал себя. Не сладил? Надо не хныкать по случаю непосильности задач и недостатка "возможностей", а посмотреть, насколько всё же сладил. На сегодня то, насколько сладил, и есть мера моих сил, мера моих возможностей. Спокойно продолжаем наращивать свои личностные возможности - и, в конце концов, непосильное окажется посильным. Ведь уровень возможностей - вовсе не постоянная, но переменная величина. "Планка" может и подняться, и опуститься. В зависимости от обстоятельств, среди которых не последнее, а в ряде случаев первое место занимает именно собственный настрой - то ли на оплакивание себя, то ли на пожизненный личностный рост. Категорически отвергая прозябание, всегда считая, что прозябание - хуже смерти, я, в целом, всегда был настроен на достижение общечеловеческого, а не "инвалидного", уровня своей личностной полноценности. И когда меня уличали в грехе гордыни, дерзко соглашался: да уж, от скромности не помру...

К Саше, простите, Александру Васильевичу Суворову, просто как к магниту, тянутся люди - от самых маленьких, которых не смущает ни его механический голос, ни то, что "дядя не видит и не слышит" (мои собственные дети в весьма юном возрасте с азартом играли с дядей Сашей в шашки и хорошо помнят, как он то твердо выигрывал, то слегка поддавался, и они вместе хохотали, поедая конфетки). Я уже не говорю о детях-инвалидах и взрослых, которые за простыми элементами быта видят ежедневный подвиг, говоря "высоким штилем", а на деле выходит, что у него профессия такая - Человек с большой буквы. Профессор Суворов опубликовал массу статей, дал тысячу консультаций, прочел огромное количество лекций, встретился с массой людей, более двух десятков его книг переведены на большинство европейских языков. Он - Рыцарь Ордена Милосердия, автор методики так называемой "школы взаимной человечности". В 1991 году Саскуаханский университет (США) присвоил ему звание почётного международного доктора гуманитарных наук. С 1999 года Александр Суворов - действительный член Международной академии информатизации при ООН.

Материалы полосы подготовила
Раиса КРАЕВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.