Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 38 (834)
29.09.2006
НОВОСТИ
Культура
Скандалы
Архив
Тема номера
Вопрос-ответ
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 38 (834), 29.09.2006

КОМПЕТЕНТНЫЙ СОБЕСЕДНИК

УЗЛЫ, МОРЯ И ЯКОРЯ

Книги Л.Н. Скрягина "По следам морских катастроф", "Сокровища погибших кораблей", "История якоря", "Книга о якорях", "Якоря", "Морские узлы", "Как пароход погубил город" стали библиографической редкостью.

 – Лев Николаевич, с чего все началось?

 – Очевидно, первый фактор – преемственность. В библиотеках можно встретить стоящие рядом каталожные карточки: С.А. Скрягин, Н.А. Скрягин и Л.Н. Скрягин, имя адмирала Сергея Александровича, моего прадеда, упоминается в списках офицеров русского флота. Он автор книг "Война со Швецией", "Приказы адмиралов". А дальний мой предок служил матросом на знаменитом корабле "Двенадцать апостолов".

Когда мне исполнилась двадцать лет, я сказал отцу, что собираюсь написать книгу "История корабля". Отец мой, капитан 1-го ранга Николай Алексеевич Скрягин, рассердился. "Мальчишка, – сказал он, – да представляешь ли ты, за что берешься. Над этой темой работали многие поколения мореплавателей. У англичан она занимает 16 томов энциклопедии и ее нельзя считать законченной! Лучше возьми у корабля одну деталь и попытайся написать о ней". Так родилась "История якоря". А первую свою книгу "Тайны морских катастроф" я отправил Адмиралу Флота СССР И.С. Исакову и с волнением ожидал результата. И вот спустя несколько дней ко мне на работу подъехал правительственный "ЗИС-110" с красной фарой, и адъютант Ивана Степановича отвез меня к нему на квартиру.

Встречались мы раз двадцать, беседовали иной раз по нескольку часов, и всегда я поражался его обширным познаниям и феноменальной памяти: он мог назвать в хронологическом порядке даты крупнейших морских катастроф с названием координат и фамилий капитанов.

 – Что побудило вас заняться многолетними, исследованиями?

 – Для работы над книгой "По следам морских катастроф" потребовались сведения по якорям времен средневековья. Увы, несмотря на самые тщательные поиски, в библиотеках Ленинграда и Москвы нужных материалов не нашлось. Больше того, оказалось, что полную историю этого оригинального и необходимого морякам приспособления еще никто не написал ни у нас, ни за рубежом... Убедившись в этом, я решил попробовать написать ее сам, считая, что якорь – изобретение международное, очень важнее и вполне достойное того, чтобы рассказать о нем подробно.

В 1962 году была издана "История якоря", своего рода первая попытка изложить накопленный к тому времени материал. Однако в этой работе оказалось немало "белых пятен", а библиография по этой теме была почти исчерпана. За последующие годы мне довелось побывать не только во всех морских музеях нашей страны, но и ознакомиться с экспозициями морских музеев Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Кубы, Франции, ФРГ, Японии и стран Среднего Востока.

 – Удивлены обилием названий? – продолжает Лев Николаевич. - Так и биография моя, не сочтите это за нескромность, – феерическая. Родился в 1930 году, с 1941 по 1947 год жил в Вашингтоне (отец в ту пору был военно-морским атташе в США), с 17 лет – профессиональный переводчик, матрос тралового флота. Плавал с Джоном Кеннеди Финлеем – капитаном экстрамастером. За 13 месяцев, проведенных с этим капитаном крупнейших в мире лайнеров, многому у него научился. В частности, исписал четыре тетради морского жаргона. В дальнейшем как представитель "Судоимпорта" и переводчик неоднократно привлекался для работы с иностранными делегациями, выезжал за рубеж. Работал в Англии, Греции, Кувейте, Иране, Индии. Побывал в 26 странах, 74 портах.

 – Как началось ваше коллекционирование морских узлов?

 – Первые – это примерно штук 15 – я научился вязать в детстве. Мой отец служил тогда боцманом эсминца "Ленин", он и дал мне первые навыки. В Ленинградском военно-морском училище урок такелажного дела мне пропадал мичман русского флота Цюсевич, просмоленный морской волк. По программе положено было освоить 36 узлов, а он меня обучил вязать 60. Так и началось мое коллекционирование. Мне пришлось пять лет проплавать гарантийным представителем на наших судах, проданных на экспорт. В этих районах я присматривался к работе иностранных моряков и срисовывал новые, неизвестные мне узлы. Например, узел "пожарная лестница" я обменял на один из вариантов топового узла с Георгием Калактронисом – боцманом теплохода "Евтихия", построенного в 1966 году в Херсоне. За годы работы за рубежом собрал свыше 500 различных узлов и связанных с ними историй.

 – Лев Николаевич, ваши книги о якорях переиздавались неоднократно. А что вы еще коллекционируете?

 – Я с детства собирал модели якорей, чертежи, гравюры, рисунки. У меня собрано около 2000 открыток, рисунков, литографий и иных изображений маяков и подборка книг, справочников по этой теме. Могу рассказать о многих из них – от легендарного Александрийского маяка до навигационных огней наших дней, о строительстве, о светотехнике. Много есть материалов, рассказывающих о роли маяков в метеорологии, о драматической жизни маячных строителей, об их подвигах во время войны. Мало кто знает, например, что огонь Херсонесского маяка до последней минуты указывал путь кораблям, покидающим осажденный Севастополь.

Собираю также изображения носовых фигур кораблей – от античных времен до наших дней. У меня 1500 различных открыток, где есть "деревянные ангелы Нептуна" всех европейских стилей, а также китайские, японские и т.д. В былые времена носовые скульптуры стоили иной раз до трети суммы, в которую обходилось строительство судна.

Даже после развала Союза в одесских магазинах появлялись новые книги Льва Николаевича Скрягина.

Ф. К.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.