+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 32 (1079), 26.08.2011 ГОСТЬЯ ИЗ ЛЕГЕНДЫ"Я - маленькая балерина,
Александр Вертинский.
"Эпиграф - цитата, поясняющая основную идею произведения". Приведенный эпиграф соответствует не просто идее, а самой сути того, чему посвящен этот материал. В Одессу прямо из легенды приехала маленькая балерина. А легенда начиналась сто лет назад, в 1911 году, когда театральный деятель и искусствовед Сергей Дягилев привез в Париж созданную им балетную труппу. Эта труппа должна была работать в так называемых "Русских сезонах", существовавших с 1908 года. Но именно с Дягилевым к "Русским сезонам" пришла мировая слава. "Дягилевский балет", "Дягилевские сезоны" стали символом великого искусства русского балета. Сергей Дягилев пригласил в свою труппу выдающихся танцоров и реформаторов: Вацлава Нижинского, Сержа Лифаря, Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Леонида Мясина... Декорации к его балетам создавали такие талантливые художники, его соратники по "Миру искусств", как Леон Бакст, Александр Бенуа. Дягилев привлек к работе над своими спектаклями даже Пабло Пикассо, Коко Шанель и Анри Матисса. Позднее он пригласил ряд других талантливых художников, в том числе представителей русского авангарда Наталью Гончарову и Михаила Ларионова. Спектакли дягилевской труппы отличались новаторством не только в постановках, но и в музыке. Рихард Штраус, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Клод Дебюсси и открытый им Игорь Стравинский - вот плеяда композиторов, писавших музыку к дягилевским балетам. Дягилев ушел из жизни в 1929 году. После его кончины такие крупные художники, как Дж. Баланчин и С. Лифарь покинули труппу. Первый уехал в Америку, второй связал свою жизнь с Парижской Гранд-опера. По инициативе Леонида Мясина и полковника де Базиля (Василия Григорьевича Воскресенского) была создана новая труппа "Русский балет Монте-Карло", которая стала правопреемницей дягилевского детища, сохранив его репертуар, костюмы, декорации, в нее вошел основной костяк дягилевских танцоров и хореографов. В эту труппу и были приняты "маленькая балерина" Ксения Триполитова и ее супруг Николай Триполитов. Он в качестве солиста, она - в кордебалет. О работе в труппе де Базиля, о жизни в искусстве балета Ксении Триполитовой можно прочитать в книге "Маленькая балерина. Исповедь русской эмигрантки". Автором литературной редакции этой "наговоренной" книги стал известный театральный художник, историк моды Александр Васильев, который в течение 20 лет ежегодно встречался с балериной и слушал ее рассказы о встречах с такими легендарными личностями, как контрабасист Сергей Кусевицкий, танцорами Сергеем Лифарем, Ниной Вырубовой, Верой Немчиновой, Марго Фонтейн, Морисом Бежаром. О том, как выступала Ксения в одном концерте с Марлен Дитрих и Марикой Рекк в освобожденном Париже. О юности в Вильно, где родилась она в далеком 1915 году. О ее выступлениях в кабаре Парижа, Ниццы, Германии, Швейцарии, Египта, Бельгии и Голландии, в театрах Польши, Туниса, Испании. О ее учительнице - знаменитой балерине Мариинского театра Любови Егоровой. О муже - известном танцовщике предвоенной эпохи Николае Триполитове, который был, кстати, родом из Одессы. Это были поистине бесценные воспоминания. В одном из своих интервью, данных в Москве, куда 96-летняя балерина приехала впервые с того дня, когда вместе с первой волной эмиграции покинула Россию, Ксения рассказала: - Дягилевские "Русские сезоны" определили мою профессию, мои вкусы. В моём детстве и юности имена Дягилева, Фокина, Нижинского, Бакста, Бенуа, Павловой были легендами, гремели по всей Европе. С самого детства я была влюблена в танец, в балет и стремилась подражать своим кумирам. Одна из моих подруг показала мне восточный танец в фокинском стиле, в шароварах и тюрбане "а- ля Бакст", который я выучила. В середине 30-х годов я приехала в Париж заниматься в балетной студии Любови Егоровой, соученицы Анны Павловой и Михаила Фокина. Егорова была ведущей солисткой Мариинского балета, а потом несколько сезонов выступала в труппе Дягилева вместе с Вацлавом Нижинским. Но больше всего она прославилась как педагог. Егорова не только научила меня русскому классическому балету, но и открыла для меня "Русские сезоны". Почти сразу по приезде в Париж, в 1937 году, я увидела "Послеполуденный отдых фавна" на музыку Дебюсси в хореографии Нижинского и костюмах Бакста. Танцевал Сергей Лифарь, который был тогда в самом расцвете. Я была просто поражена - вместо привычных танцев я увидела совсем другой балет, другое искусство. Это впечатление повлияло на всю мою жизнь. Уже потом, после войны, я танцевала в дягилевских балетах в русской труппе полковника де Базиля. Так что почти вся моя жизнь прошла под знаком Дягилева. Параллельно с Ксенией у Егоровой учились Пьер Лакотт, Давид Лишин, Жорж Скибин, стажировались прославленный танцовщик труппы Дягилева Сергей Лифарь, знаменитая Вера Немчинова, Нина Вырубова. И такая яркая звезда, как Морис Бежар. В труппе де Базиля Триполитова танцевала в таких балетных спектаклях, как "Сильфиды", "Карнавал", "Половецкие пляски", "Паганини", "Жар-птица", в балетных сценах из "Золотого петушка" (всё в хореографии Фокина), в балете "Женщины в хорошем настроении" на музыку Скарлатти с хореографией Мясина и костюмами Бакста, в знаменитой "Весне священной" в постановке Нижинского и в других спектаклях. Ее любимыми спектаклями были "Карнавал" и "Половецкие пляски", где она исполняла свои любимые характерные танцы - они ей всегда удавались лучше всего! После ухода со сцены Триполитова начала преподавать в Парижской консерватории. Во время уже упомянутого московского интервью Ксению Триполитову спросили, стремилась ли она к славе. - У меня никогда не было стремления стать знаменитой. Когда я танцевала, я была счастлива. Кроме танца, я ничего другого в жизни не умела и не делала. Так же, как и в Москву, в Одессу Ксения Триполитова приехала впервые. Ей хотелось побывать на родине мужа и, может быть, найти его дочь от первого брака (с первой женой Н. Триполитова разлучила революция, эмиграция). На пресс-конференции, которую Ксения Триполитова и Александр Васильев провели в конференц-зале гостиницы "Моцарт", Триполитова на вопрос, где бы предпочла жить, если бы жизнь можно было повернуть вспять, балерина ответила: - Я сохранила русскую душу, ранимость, сентиментальность, романтичность, у меня, что называется, славянская душа, но прожить жизнь я бы хотела в Париже. Так и живет маленькая балерина в своей старой парижской квартире, где она прожила с мужем в любви и согласии 35 лет. Много лет живет в ней уже одна, живет среди фотографий и воспоминаний, которые легли в основу уже упомянутой книги, став бесценным и уникальным свидетельством ушедшей эпохи. Книга иллюстрирована 150 фотографиями из личных архивов К. Триполитовой и А. Васильева. Елена КОЛТУНОВА.
|
|
|||||||||||||||
|