+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 24 (1071), 1.07.2011 НЕОТДЕЛИМЫЙ ОТ ЭПОХИВсемирно известные павильоны СССР на международных выставках 1937 года в Париже и 1939-го в Нью-Йорке, монументальные здания и градостроительные комплексы в Москве, жилые и общественные сооружения в Италии - далеко не полный перечень вех в грандиозном наследии, оставленном на всех этапах советской архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном. Он родился 16(28) апреля 1891 года в Одессе, в сравнительно молодом городе России, не насчитывающем еще сто лет. Заложенная по определенному плану Одесса в течение века бурно росла и развивалась, сохраняя геометрически правильную планировку и регулярную застройку с учетом возможностей богатого рельефа местности, а также моря, на которое открывались из центра живописные перспективы. В создании тогдашнего облика Одессы участвовали известные представители архитектурно-художественных кругов столицы, такие, как строитель Петербургской биржи Тома де Томон, ученик зодчего А. Захарова Абрам Мельников, скульптор Иван Мартос. В ранней молодости. Иофан мог испытать очарование таких сооружений, как Воронцовский дворец, старая биржа, бывший госпиталь, ощутить законченность ансамблей Приморского бульвара и полукруглой площади со знаменитой лестницей. Двенадцати лет, в 1903 году, Иофан поступил на живописное отделение художественного училища, действовавшего по программам Петербургской Академии художеств, которой принадлежало и право подбора педагогического персонала этого среднего учебного заведения. Выпускники одесского училища имели право поступления в академию без экзаменов на основании лишь месячного испытания в гипсовых классах. Получив после окончания училища и курсов звание техника-архитектора, Иофан в течение двух лет проходит практическую школу строительного искусства в качестве помощника у известных в столице архитекторов. Изучая и восхищаясь произведениями русского классицизма, молодой архитектор мысленно все более и более уносился к первоисточникам - античности и Возрождению. В его душе настоятельно как напутствие звучали слова любимого преподавателя по одесскому училищу, старого гарибальдийца скульптора Луиджи Иорини: - Поезжай в Италию, там искусство на улице... Архитектура, как и скульптура: ее классические образцы надо видеть в оригиналах! Окончание художественного училища давало Иофану право поступить прямо на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. В 1916 году, после успешного его окончания Иофан начинает выступать самостоятельно или в содружестве с другими молодыми архитекторами и инженерами. Параллельно с практикой строительства он прошел теоретический курс Высшей инженерной школы, позволявший в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механика и организации строительного производства... Архитектор всегда стремился найти архитектурную форму, связанную с новой техникой. Однако он предупреждал об опасности отрыва формы от основной идеи сооружения, от увлечения второстепенными деталями за счет главной образной характеристики композиции. В этой связи представляют интерес такие его, безусловно, экспериментальные работы, как кинотеатр "Ударник" в комплексе с жилым домом, магазином, клубом на улице Серафимовича в Москве в духе конструктивизма; клинический санаторий в Барвихе под Москвой, рациональные по планировке и простоте функционально оправданные формы; павильоны СССР на всемирных выставках в Париже (1937 год, совместно со скульптором В. И. Мухиной, Гран-при, Государственная премия СССР) и в Нью-Йорке (1939 год, совместно с архитектором К. С. Алабяном и скульптором В. А. Андреевым). В послевоенные годы создал в Москве комплексы нефтяного и горного институтов, проект Центрального института физической культуры в Измайлове, проект большой и малой аудиторий Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, первые два проекта Дворца Советов - для предварительного и всесоюзного открытых конкурсов (конкурс 1931 года - Высшая премия; конкурс 1958 года). Научно обоснованные инженерные решения, найденные в результате длительной и упорной работы в процессе проектирования и строительства Дворца Советов, представляли для своего времени новый шаг в развитии отечественной строительной техники. Первые высотные многоэтажные здания, с самого начала ориентированные на Дворец Советов, способствовали изменению и росту масштабности всей городской застройки Москвы... Тема победы в Великой Отечественной войне находит выражение и в проекте монумента "Город-герой" (1966-1967), предназначавшегося для Одессы и размещавшегося по оси открытой эспланады, выходящей к морю. Центром композиции является 60- метровый обелиск. Объединенные в победоносном порыве знамена призваны выразить единство фронта и тыла. Нижняя часть обелиска, обращенная к морю, образует пирамидальную нишу - шатер, который хранит вечный огонь. Со стороны моря к обелиску ведет парадная лестница, обрамленная ярусно расположенными пропилеями, на которых высекаются горельефы, посвященные героическим подвигам советского народа в Великой Отечественной войне, а также обороне и освобождению Одессы от фашистских захватчиков. С площадки, на которой расположен обелиск, пандусные сходы ведут в мемориальный музей, посвященный героической борьбе партизан в одесских катакомбах. Этот мемориальный музей является макетом катакомб в натуральную величину. Скульптурное и мозаичное оформление музея посвящено борьбе одесских партизан. В вечернее время обелиск предполагалось осветить прожекторами. Сноп света, вознесенный над высоким берегом, должен был обозреваться с больших расстояний... Творчество Б. М. Иофана и его вклад в развитие искусства архитектуры получили широкое признание в СССР и за рубежом. Ему, одному из первых в стране, было присвоено звание лауреата Сталинской премии, во Франции он дважды отмечен дипломом Гран- при, в США избран почетным гражданином Нью-Йорка, в Англии - почетным членом-корреспондентом Королевского института британских архитекторов. Многолетний труд зодчего был увенчан присвоением ему звания народного архитектора СССР. Иофан единственный из одесситов, удостоенный этого высокого звания. Жизнь Бориса Михайловича Иофана оборвалась в 1976 году за чертежной доской. Материалы полосы подготовил
|
|
|||||||||||||||
|