Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (1071)
1.07.2011
НОВОСТИ
Культура
День архитектуры
Море
Событие
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (1071), 1.07.2011

НЕОТДЕЛИМЫЙ ОТ ЭПОХИ

Всемирно известные павильоны СССР на международных выставках 1937 года в Париже и 1939-го в Нью-Йорке, монументальные здания и градостроительные комплексы в Москве, жилые и общественные сооружения в Италии - далеко не полный перечень вех в грандиозном наследии, оставленном на всех этапах советской архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном.

Он родился 16(28) апреля 1891 года в Одессе, в сравнительно молодом городе России, не насчитывающем еще сто лет. Заложенная по определенному плану Одесса в течение века бурно росла и развивалась, сохраняя геометрически правильную планировку и регулярную застройку с учетом возможностей богатого рельефа местности, а также моря, на которое открывались из центра живописные перспективы.

В создании тогдашнего облика Одессы участвовали известные представители архитектурно-художественных кругов столицы, такие, как строитель Петербургской биржи Тома де Томон, ученик зодчего А. Захарова Абрам Мельников, скульптор Иван Мартос.

В ранней молодости. Иофан мог испытать очарование таких сооружений, как Воронцовский дворец, старая биржа, бывший госпиталь, ощутить законченность ансамблей Приморского бульвара и полукруглой площади со знаменитой лестницей.

Двенадцати лет, в 1903 году, Иофан поступил на живописное отделение художественного училища, действовавшего по программам Петербургской Академии художеств, которой принадлежало и право подбора педагогического персонала этого среднего учебного заведения. Выпускники одесского училища имели право поступления в академию без экзаменов на основании лишь месячного испытания в гипсовых классах. Получив после окончания училища и курсов звание техника-архитектора, Иофан в течение двух лет проходит практическую школу строительного искусства в качестве помощника у известных в столице архитекторов. Изучая и восхищаясь произведениями русского классицизма, молодой архитектор мысленно все более и более уносился к первоисточникам - античности и Возрождению. В его душе настоятельно как напутствие звучали слова любимого преподавателя по одесскому училищу, старого гарибальдийца скульптора Луиджи Иорини:

- Поезжай в Италию, там искусство на улице... Архитектура, как и скульптура: ее классические образцы надо видеть в оригиналах!

Окончание художественного училища давало Иофану право поступить прямо на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. В 1916 году, после успешного его окончания Иофан начинает выступать самостоятельно или в содружестве с другими молодыми архитекторами и инженерами. Параллельно с практикой строительства он прошел теоретический курс Высшей инженерной школы, позволявший в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механика и организации строительного производства...

Архитектор всегда стремился найти архитектурную форму, связанную с новой техникой. Однако он предупреждал об опасности отрыва формы от основной идеи сооружения, от увлечения второстепенными деталями за счет главной образной характеристики композиции. В этой связи представляют интерес такие его, безусловно, экспериментальные работы, как кинотеатр "Ударник" в комплексе с жилым домом, магазином, клубом на улице Серафимовича в Москве в духе конструктивизма; клинический санаторий в Барвихе под Москвой, рациональные по планировке и простоте функционально оправданные формы; павильоны СССР на всемирных выставках в Париже (1937 год, совместно со скульптором В. И. Мухиной, Гран-при, Государственная премия СССР) и в Нью-Йорке (1939 год, совместно с архитектором К. С. Алабяном и скульптором В. А. Андреевым). В послевоенные годы создал в Москве комплексы нефтяного и горного институтов, проект Центрального института физической культуры в Измайлове, проект большой и малой аудиторий Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, первые два проекта Дворца Советов - для предварительного и всесоюзного открытых конкурсов (конкурс 1931 года - Высшая премия; конкурс 1958 года).

Научно обоснованные инженерные решения, найденные в результате длительной и упорной работы в процессе проектирования и строительства Дворца Советов, представляли для своего времени новый шаг в развитии отечественной строительной техники. Первые высотные многоэтажные здания, с самого начала ориентированные на Дворец Советов, способствовали изменению и росту масштабности всей городской застройки Москвы...

Тема победы в Великой Отечественной войне находит выражение и в проекте монумента "Город-герой" (1966-1967), предназначавшегося для Одессы и размещавшегося по оси открытой эспланады, выходящей к морю. Центром композиции является 60- метровый обелиск. Объединенные в победоносном порыве знамена призваны выразить единство фронта и тыла. Нижняя часть обелиска, обращенная к морю, образует пирамидальную нишу - шатер, который хранит вечный огонь. Со стороны моря к обелиску ведет парадная лестница, обрамленная ярусно расположенными пропилеями, на которых высекаются горельефы, посвященные героическим подвигам советского народа в Великой Отечественной войне, а также обороне и освобождению Одессы от фашистских захватчиков. С площадки, на которой расположен обелиск, пандусные сходы ведут в мемориальный музей, посвященный героической борьбе партизан в одесских катакомбах. Этот мемориальный музей является макетом катакомб в натуральную величину. Скульптурное и мозаичное оформление музея посвящено борьбе одесских партизан. В вечернее время обелиск предполагалось осветить прожекторами. Сноп света, вознесенный над высоким берегом, должен был обозреваться с больших расстояний...

Творчество Б. М. Иофана и его вклад в развитие искусства архитектуры получили широкое признание в СССР и за рубежом. Ему, одному из первых в стране, было присвоено звание лауреата Сталинской премии, во Франции он дважды отмечен дипломом Гран- при, в США избран почетным гражданином Нью-Йорка, в Англии - почетным членом-корреспондентом Королевского института британских архитекторов. Многолетний труд зодчего был увенчан присвоением ему звания народного архитектора СССР. Иофан единственный из одесситов, удостоенный этого высокого звания. Жизнь Бориса Михайловича Иофана оборвалась в 1976 году за чертежной доской.

Материалы полосы подготовил
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.