+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 19 (764), 20.05.2005 КРЫМСКАЯ ВОЙНА И РИМСКИЙ-КОРСАКОВВ этом году исполняется 150 лет со дня начала Крымской воины. Та война не только унесла в могилу императора Николая-Палкина, который, как говорили современники, не мог перенести такого афронта со стороны бывших союзников. Для него, провозвестника непоколебимой триады самодержавие-православие-народность такой авантаж со стороны обуянной революционными настроениями Европы был невыносимым ударом. На смену ему на русский престол взошел император-реформатор Александр II. Но это были еще не все последствия проигранной кампании. Александр Герцен писал в своих мемуарах "БЫЛОЕ и ДУМЫ", в части седьмой "ВОЛЬНАЯ РУССКАЯ ТИПОГРАФИЯ И "КОЛОКОЛ": "... В офицерском мире после Крымской войны начиналось серьезное движение; оно равно доказывается и казненными, как Сливицкий, Арнгольдт... и убитыми, как Потебня, и сосланными на каторгу, как Красовский, Обручев и пр.". Арнгольдт Иван Николаевич (1840-1862) был членом революционной организации русских офицеров в Польше, расстрелян в 1862 г. Красовский Андрей Афанасьевич (1822-1868) подполковник, в 1862 году был приговорен к каторге за распространение революционных прокламаций среди солдат. Потебня Андрей Афанасьевич (1838-1863) руководитель революционной организации русских офицеров в Польше, участник польского восстания 1863-64. гг. Вступив в отряд М. Лангевича, он был убит 4 марта 1863 г. в бою с царскими войсками. Кстати, Андрей Потебня, член общества "Земля и воля", участник Польского освободительного восстания являлся братом Александра Афанасьевича Потебни (1835-1891) профессора Харьковского университета, члена-корреспондента Петербургской академии наук, с именем которого связаны значительные достижения в области общеславянской филологии, лингвистики, литературоведения и фольклористики. Кроме того, А.А. Петебня плодотворно работал в психологии, эстетике, социологии, истории и философии. Его идеи развивали многие выдающиеся ученые XX в., а также представители так называемой харьковской школы: Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.И. Харциев и др. Но мы несколько отвлеклись от темы Крымской войны. Говоря о ее социально-политических последствиях, А.И. Герцен, в частности, пишет: "Военные... чувствовали за собой недостаточное воспитание кадетских корпусов и, как бы зная свою дурную репутацию, рвались вперед и старались чему-нибудь научиться. В сущности, они... по великому закону нравственных противодействий, под гнетом деспотизма корпусов, воспитали в себе сильную любовь к независимости... Между моряками были тоже отличные, прекрасные люди..." И далее Александр Иванович рассказывает о том, как "вообще между молодыми штурманами и гардемаринами веяло новой, свежей силой", приведя, как пример, письмо Ф. Каппа, немецкого политического деятеля и литератора, участника революции 1848 г., эмигрировавшего в Париж, а затем в Америку. Фридрих Капп писал Герцену из Нью-Йорка о том, что во время обеда, данного американскими моряками прибывшим в Нью-Йорк русским морякам из эскадры контр-адмирала С.С. Лесовского (октябрь 1863 г.), молодые гардемарины, вынув портреты Герцена и Огарева, предложили тост за издателей "Колокола" русских республиканцев. Среди инициаторов чествования был Павел Александрович Мордовин (1842-1907) штурманский кондуктор клипера "Алмаз", корреспондент "Колокола", и девятнадцатилетний Николай Римский-Корсаков. Как известно, Николай Андреевич (1844-1908) учился в Морском корпусе, по окончания которого в 1862-63 гг. совершает кругосветное путешествие на клипере "Алмаз", посетив Европу, Северную и Южную Америку. Еще учась в Морском корпусе, он начал брать уроки музыки в 1859-60 гг. у пианиста Ф. Канилле. Сблизившись с Милием Алексеевичем Балакиревым (1837-1910), выдающимся композитором, пианистом и дирижером, молодой морской офицер овладевает основами композиторского мастерства, входит в кружок "Могучая кучка". У него, великого композитора, учились Отторино Респиги (1879-1936), один из крупнейших музыкантов Италии первой трети XX в. (в 1902 г. он брал уроки композиции у Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге) и Игорь Стравинский (1882-1971), которого часто называли "Пикассо в музыке" (с 1903 по 1905 г. он брал частные уроки композиции у Николая Андреевича); Сергей Прокофьев и Николай Витальевич Лысенко (1842-1912), основоположник украинской национальной музыкальной школы (в 1874-76 гг. занимался у Н.А. Римского-Корсакова в бытность того директором бесплатной музыкальной школы). В 1894 г., будучи помощником управляющего Придворной певческой капеллы, Римский-Корсаков приезжает в Одессу, а в следующем году он уже в Киеве, где присутствует на постановке своей любимой "Снегурочки" в Киевском оперном театре. В это же время он гостит у одного из своих любимых учеников Николая Витальевича Лысенко. А как же море, спросите вы? Да, конечно, мы знаем, что была написана симфоническая поэма "Садко", а потом и одноименная опера о полюбившемся композитору новгородском гусляре... И все же?.. Нет-нет. И, так сказать, де-факто и де-юре море Римским-Корсаковым не было забыто, точнее, морское ведомство не забыло о нем: в 1873-84 гг. он был инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства и жил в ту пору в Николаеве. В одном из местных музеев есть и сегодня следы его проживания там. Вот так: пути Господни неисповедимы, пути-дороги морские также. А ведь начиналось все у нас с вами с Крымской войны 1854 года. Анатоль ШАХЛИЕВИЧ. На фото: клипер "Алмаз".
|
|
|||||||||||||||
|