+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 18 (914), 23.05.2008 ИГРА! ИДЕТ ИГРА? НЕТ - ЖИЗНЬ!Спектакль "Игра, идет игра!" Одесского театра музыкальной комедии я увидела впервые в 1995 г. Это было мое первое посещение театра оперетты после большого перерыва. Пошла на премьеру в силу профессионального интереса. Спектакль, поставленный Виктором Стрижовым в сценографии Михаила Ивницкого, мне понравился. Понравились и незнакомые дотоле актеры. После спектакля я познакомилась со Стрижовым, Ивницким и исполнителями ролей Кречинского и Отуевой Владимиром и Викторией Фроловыми. И вот я снова смотрю тот же спектакль (сегодня он называется по Сухово-Кобылину "Свадьба Кречинского"), и как будто не было прошедших тринадцати лет, спектакль не устарел и также прекрасен актерский ансамбль. Но сегодня я пришла уже не на премьеру, а на юбилей народного артиста Украины Владимира Фролова. Об артисте Фролове я писала не раз, но хотелось задать
ему еще несколько вопросов, и я позвонила, чтобы
договориться о встрече. Ответ меня привел в шоковое
состояние: "Встретимся вечером, утром я должен быть в
собесе". СОБЕС! Или как он там сейчас называется. В СОБЕСЕ
оформляют ПЕНСИЮ! Фролов - пенсионер! Это нонсенс!
- Ваш первый выход на сцену был в спектакле "Барышня и хулиган"? - "Барышня и хулиган" - это одноактный балет, в нем танцевала Вика. А я играл во втором отделении, тоже в одноактном, но уже актерском спектакле "13 поцелуев". - Меня бы не удивило, если бы вы танцевали в этом балете. Во-первых, вы прекрасно танцуете, во-вторых, мальчик с Пересыпи... Чем не хулиган... - Когда я поступил в училище, я был очень стеснительным и вообще не умел танцевать. - Трудно поверить. А как же на бывших тогда в моде танцплощадках? - На танцплощадках мы в основном дрались. ("Вот, вот, хулиганили, значит!" - смеюсь я.) Я даже не знал, как одеваются на занятия балетом. Так как я учился в спортивной школе, то, когда мне сказали в училище, что надо взять на занятия спортивную форму, я вместо балетного трико и настоящих балеток надел кеды и байковые шаровары. На меня смотрели, как на идиота. Наш педагог Елизавета Марковна Гвоздина первый год меня просто не допускала к танцам, ставила в сторону, я ничего не умел. Но потом ее сменила балерина Роза Личкова. Вот она из меня сделала так называемого танцовщика. Уже к четвертому курсу я танцевал лучше всех. Ах, вы надо мной смеетесь, ничего, посмотрим! - Вы во всем такой упрямый? - Не упрямый, а целеустремленный. Во всяком случае, пытаюсь быть таким. Из очерка, написанного мною к 55-летию Владимира Фролова: "Свой артистический дар Владимир считает унаследованным от дяди - одного из 11 братьев отца, Эмиля Михайловича Гольдата, актера украинского театра, а в последние годы жизни - директора выездной труппы. "Я актер от дяди и мальчик с Пересыпи", - говорит Фролов, чье детство прошло среди взрослых в так называемом Титоровом дворе, где был создан клуб "Четырех повешенных" (в память о 4-х евреях, повешенных немцами в 1919 году, кстати, пятым должен был стать отец Володи, к счастью, сумевший вовремя скрыться)". - Желание выйти на сцену у меня не только от дяди. Мама часто со мной ходила в театры. Учила со мной песенки и стишки. Придя из театра домой, я брал табурет, ставил на него кастрюлю и ложками барабанил по ней, отбивая такт. Это я устраивал концерт для моей старенькой бабушки. - Когда появилось осознанное желание стать актером? - Оно пришло благодаря участию в самодеятельности. Это пионерские лагеря, это форпосты, это школа. Я в основном пел. Я был таким певуном. У меня был очень приличный голос. Папа и особенно бабушка мечтали, чтобы я стал кантором, пел в синагоге. Папа часто слушал пластинки Александровича. (Знаменитый в 50-е - 60-е годы тенор, бывший кантор - Е. К. ) Папа был набожным человеком. Ходил в синагогу на Пересыпи и в праздники брал с собой меня. Я старался пристроиться возле габе, так называется синагогальный служка. Он стоял на таком возвышении, и в руках у него была колотушка. Он ею стучал и кричал: "Ша, евреи!", потому что в синагоге, когда евреи там собирались по пятницам, бывало шумно. Я приходил в синагогу в пионерском галстуке. Габе каждый раз поглядывал на меня. В конце концов, он подозвал папу и сказал ему: "Скажите вашему мальчику, чтобы он сюда больше в пионерском галстуке не приходил". - В общем, вы упустили шанс стать кантором. А как отец отнесся к тому, что вы решили стать актером, что поступили в театральное училище на курс Ошеровского? - А папы уже не было. Он умер в 1963 году, а в училище я поступил в 1964-м. Но думаю, что он не был бы против. Он ведь гордился своим братом-актером. Из очерка: "В руки к Ошеровскому Владимир попал в 1964 году десятиклассником. На прослушивании он читал и пел по-украински с одесским акцентом, но так понравился, что, несмотря на опоздание на месяц, был принят. Не все в учении проходило гладко, были срывы, отчисления". - Да, однажды меня отчислили. Выгнали за 99 пропусков и за двойки по общеобразовательным предметам. Мне было не интересно учиться. Меня интересовали только актерское мастерство и вокал. - У вас никогда не было желания получить высшее актерское образование? - Такое желание было. Некоторые наши ребята поступили в Питере и в Москве. Но Ошеровский сказал: "Пока они там будут заниматься, ты у меня уже станешь заслуженным артистом". (Копирует интонации Ошеровского). Звание я получил через 25 лет (смеется). За это время можно было закончить пять вузов. Для меня вузом стал театр. - Заслуженного вы получили в лишь 1993 году, а через 6 лет - народного. - Впервые на заслуженного меня вместе с другими артистами выдвинули, после успешных гастролей в Киеве. Но звание дали только Тищенко и Осипову, а трем евреям - мне, Силину и Боровскому выдали лишь Грамоты Верховного Совета УССР. Мы были вне себя: выдвигали на звание, а дали... Как раз в день моего 40-летия, 5 апреля, я получил эту Грамоту, к которой прилагался серебряный значок типа лауреатского. - Даже не позолотили, а посеребрили пилюлю... Но вернемся к теме ваших университетов. Кого вы считаете своими учителями в театре? - Это, в первую очередь, Матвей Абрамович Ошеровский. Но очень много мне дали и Михаил Григорьевич Водяной, и Дынов, и Алоин, и Применко... Когда я работал над ролью Хиггинса, Применко мне подсказывал какие-то кусочки, какие-то нюансы. Сам он был замечательным Хиггинсом. Я просил его прийти на премьеру, но он говорил: "Я приду на твой десятый спектакль, я не люблю ходить на премьеры". Он был в это время уже очень болен, почти умирал, исхудал страшно. Но он специально ушил костюм и пришел на спектакль. Ему все понравилось, он был доволен. Я даже подумал, что он на поправку пойдет... Но через пару месяцев его не стало... А вообще эти мастера - Водяной, Дынов, Применко, Алоин - они ведь были очень разными, и по амплуа, и сами по себе. Все, что я брал у них, я пропускал через себя, через свою органику. Я могу похвастать тем, что, сыграл роли в диапазоне от Михаила Григорьевича Водянова до Юрия Зиновьевича Дынова. Один был простак - комик, другой был чистым героем. Почему так получилось, не знаю, может, просто актеров не хватало в театре (смеется). Из очерка: "С годами Владимир изменил амплуа. Простаки - Бони, Зупан, Тони... Легкомысленные комические персонажи классических оперетт. Артистическое дарование Фролова, его спортивность, сослужившая ему службу в танцевальном искусстве, - логично укладывались в этот жанр. Но внешность, фигура: Фигура тянула на героя. Впрочем, недаром Владимир прошел школу у Матвея Абрамовича Ошеровского, внушавшего своим питомцам, что он готовит их не просто в артисты оперетты (на базе оперетты и был набран Ошеровским экспериментальный курс при Одесском театральном училище), а в артисты музыкальных театров". - Как раз именно из-за роста и длинных ног Матвей Абрамович и увидел во мне второго Крупника, и я начал играть молодых, обаятельных простаков. Да мне и самому хотелось играть эти роли, подвижные, смешные. Мне это было интересно. Тем более, что моей партнершей была Вика, она - ярко выраженная субретка. Нам вместе было очень удобно. - Так родился замечательный дуэт Фроловых. Простак и субретка. - До 1977 года, то есть до брака с Викой, на сцене был актер Владимир Гольдат. Потом я перешел на фамилию жены. А с годами изменилось и амплуа. В 36 лет я сыграл профессора Хиггинса. Впрочем, еще раньше у нас шел спектакль "Рыцарские страсти". Ставил его Юрий Альшиц. Я в нем играл поэта Родриго. В этом уже было некоторое поползновение на амплуа героев. Так сказать, проба пера. - Простак может иметь какой-то забавный дефект речи или выговор. Это может быть его дополнительной краской. Пример тому - Михаил Водяной. Но герой не может разговаривать с одесско-пересыпским акцентом. Кто ставил вам речь? - Сценическую речь и дикцию нам ставила Зинаида Григорьевна Дьяконова. Она и Вику учила. Вика же половину букв не выговаривала (смешно копирует, как говорила Виктория). А знаете, как я читал басню "Волк и ягненок"? "Виновен ты ужжь тем, чьто хочиться мне кушшять". Дьяконова нас особенно муштровала перед поездками на гастроли в Москву и Ленинград. "Вы неправильно говорите по-русски". Она боролась с одессизмами, украинизмами. Раз мы русскоязычный театр, мы должны правильно говорить по-русски. Это сейчас у нас русский язык буквально уничтожается. - Итак, в вашем репертуаре появились героические роли. И тоже стали вам интересны. - Я характерный актер, и мне интересны герои, обладающие характером. А это и Хиггинс, и Меки-нож, и Дон Сезар, и Билл в "Целуй меня, Кэт")... Их всех можно отнести к героически- характерным персонажам. Мне интересны также роли графа Данилы в "Веселой вдове", Генриха или Фалька в "Летучей мыши" - этаких героев-простаков. А героев-любовников - Эдвина в "Сильве", Баринкая в "Цыганском бароне" мне играть не интересно. - Словом, вам интересно играть характер. Кто из ваших героев вам наиболее близок? - (Владимир задумывается). Ну, я не аферист, как Кречинский, не игрок, как Григ из "Безымянной звезды". Я азартен только в спорте. И конечно, не злодей Меки-нож. Пожалуй, в своем очерке вы были правы, когда писали, что мне ближе всего борец за справедливость - дон Сезар де Базан. Из очерка: "...поэтому так близок Фролову очаровательный бретер и вольнодумец Сезар де Базан. Недаром именно в этом спектакле он блистательно выступил в свой бенефис, посвященный его 55-летию". - Почему для нынешнего бенефиса вы выбрали "Свадьбу Кречинского"? Это ваша любимая роль? Обычно актеры говорят, что любимая роль - это последняя. Последней работой был Григ. - С тех пор я не сыграл ни одной премьеры. Прошло уже более двух лет. Но Кречинский - одна из лучших ролей, а спектакль - один из лучших спектаклей. К сожалению, он идет редко. Для многих присутствующих на юбилее он стал как бы премьерным, они раньше его не видели. К тому же ему не было альтернативы среди предложенных для постановки в бенефис новых спектаклей - то музыка была слабая, то сама пьеса. Я доволен юбилеем, и не только спектаклем, так все было по- доброму, так хорошо поздравил театр, наши девочки, Пославский. А Поливанова... А мои одноклассники... А официальные лица... Сердюк... - Да, было тепло, весело, забавно. Кстати, о забавах, конкретно актерских. Вы участвовали в актерских приколах на сцене? - Не так уж часто. Этим славился Алоин. Идет спектакль "На рассвете". Водяной, которого рассмешить ничего не стоило, играет Мишку-Япончика. У Водяного есть такая фраза, обращенная к персонажу Алоина: "Вы генерал с голубыми ушами" (мол, он проворонил подпольщицу). Алоин мажет синей краской ухо, закрывает его воротом шинели, а на фразу Водяного отворачивает воротник. Все! Миша не мог слова сказать. Алоин его вырубил напрочь. Я однажды тоже отличился. Я еще играл тогда Бони. Я его играл до 49 лет. Есть эпизод, когда Бони оставляет Эдвина с Сильвой и говорит: "Погодите, не целуйтесь, дайте уйти законному мужу". В то время шел сериал - "Богатые тоже плачут". И вот я говорю: "Стойте, не целуйтесь. Что вы смотрите? "Богатые тоже плачут". Зал грохнул. А на следующий день приказ - выговор за отсебятину в классике. - Нет ли у вас желания самому поставить спектакль? И что именно? - Есть. Хотелось бы поставить классику, "Сильву", например, не "Королеву чардаша", а именно старую, добрую "Сильву". Помните фильм? Бони - Мартинсона? "Ты на меня сердишься, скушай конфетку". - Какой спектакль вы хотели бы, чтобы поставили на вас? Человека из Ламанчи? - Да, это давняя мечта. Недаром Олег Школьник подарил мне двухтомник Сервантеса. Но где взять режиссера? - А нет ли желания воспитать учеников, заняться преподаванием? - Есть. Однажды нам предложили на базе Киевского института экранных искусств набрать курс. Но при этом они запросили со студентов немыслимые деньги - 1800 долларов. Какой студент это может уплатить! Я вообще не понимаю, как актерству можно учить за деньги. Ведь не дашь гарантии, что все станут хорошими актерами, способных - единицы. Но деньги выкачиваются со всех. Актерская студия театру необходима. Нужно готовить смену. Может быть, на базе театрального училища. - Владимир, для вас главное театр. И дома жена - актриса, партнер по сцене. Дети, внуки - далеко... Что есть кроме театра? Книги, футбол, телевизор? - Футбол остался в юности. На нашей улице жил, окончил нашу школу замечательный футболист Валя (Валет) Блиндер. Поэтому мы все болели за СКА. Я был фанатом с 15 до 20 лет, не пропускал ни одного матча. Книги - конечно. Телевизор смотрю редко, нет времени, и избирательно: "Наше кино", "Киноманию", "Ностальгию". Раньше еще смотрел "Культуру", "Ретро" и "Меццо", пока их не убрали. И, конечно, новости, украинские и российские. Надо ведь знать, что происходит в жизни, в государстве. Кстати, театр - это тоже государство. Государство в государстве. И в нем идет не только ИГРА, в нем идет ЖИЗНЬ. Елена КОЛТУНОВА. На фото: Флоров в жизни,
|
|
||||||||||||||
|