Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 10 (1403)
30.03.2018
НОВОСТИ
Юморина - 2018
Милосердие
Юбилей
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 10 (1403), 30.03.2018

ВИВ ЛЯ ФРАНС!

(Продолжение. Начало в №№ 3-9.)

Неспешным шагом

Совсем близко отсюда до Бурбонского дворца, где нынче заседает собрание Национальной ассамблеи, и церкви Мадлен, построенной Наполеоном в стиле древнегреческого храма.

И, конечно, пора уже начать прогулку от площади Согласия по знаменитым Елисейским полям.


Дом с навесами

Еще при Короле-Солнце это был заболоченный безлюдный район. Его осушение поручили знаменитому парковому дизайнеру Ленотру.

Тот создал широкий проспект, лет триста назад получивший название Елисейских полей. Многорядное автомобильное движение на этой оживленной магистрали несколько смазывает впечатление. Изначально это было место для прогулок и встреч. Со временем здесь выстроили дорогие жилые дома, сюда перебрались офисы крупных фирм и банков, по обе стороны дороги - кафе, рестораны, кинотеатры, магазины. Здесь многолюдно в любое время суток. Для туристов, конечно, важно дойти до дальнего края проспекта, где на площади Шарля де Голля (бывшая площадь Звезды) возвышается громада Триумфальной арки. Ее габариты - 50 на 45 метров. Арка украшена скульптурами и барельефами. И хотя начинали ее строить по велению Наполеона, завершили после его смерти. С 1920 года под аркой находится могила Неизвестного солдата, над которой горит вечный огонь. Это дань памяти всем французам, погибшим во имя своего отечества...

Наверняка стоит хоть на несколько минут заглянуть на хорошо сохранившуюся площадь Вогезов, законченную еще четыре столетия назад. Площадь представляет собой замкнутый квадрат со стометровыми сторонами и рядами строгих зданий из светлого кирпича. Вся она словно небольшой парк, утопающий в зелени. В центре - фонтан, вдоль всего периметра под аркадами - магазины и кафе. В одном из домов на площади долгое время жил писатель Виктор Гюго. Теперь в этих стенах музей его имени.

* * *

А теперь - на Монмартр. Холм, овеянный богемным духом, место, о котором слышали многие. Здесь есть на первый взгляд взаимоисключающие вещи. Богемность и святость. Первое, что вам бросится в глаза в этом районе, - церковь Сакре-Кер. Она стоит на верхушке холма, высокие белые купола и башенки выглядят нарядно. К церкви ведет широкая лестница, на ступенях которой любят сидеть туристы и молодежь. На колокольне Сакре-Кер установлен один из самых больших колоколов в мире весом 19 тонн! Саму церковь начали сооружать только на рубеже ХIХ-ХХ веков, собрав деньги по общественной подписке. Храм стал популярен не только у местных прихожан, но и среди туристов. Он так заметно возвышается над всем районом, что кажется, будто здешняя не всегда добродетельная жизнь вовсе его не касается. А между тем на Монмартре не только множество художников и других богемных персонажей. Здесь хватает сомнительных заведений и всякого народа с темным прошлым. Сюда испокон века приходили за интимными услугами и азартными играми, здесь полно ночных заведений с неоднозначной репутацией. Но это тоже Париж.

Такой же, как и в Латинском квартале. Но у каждого своя слава. Латинский квартал возник еще в Средневековье вокруг Сорбонны. Кстати, основал это нынче знаменитое на весь мир учебное заведение некий Робер де Сорбон в 1257 году. Его целью было обучать бедноту богословию. Но уже в следующем столетии на базе богословской школы возник университет. Он разрастался и приобрел популярность. Сюда ехала молодежь со всего мира. В итоге Сорбонна так увеличилась в размерах, что стала плохо управляемой. В 1968 году провели реформу, разделив заведение на 13 вузов. Здесь же, в Латинском квартале, работает Институт Франции, состоящий из пяти академий. В этих местах все еще множество лавок букинистов, книжных и канцелярских магазинчиков, интернет-кафе, библиотек. Учитесь, господа!


Катера на Сене

* * *

Когда вы бродите по Парижу, то и дело переходите с одного берега Сены на другой, зачастую не замечая мостов, перекинутых через реку. А к ним стоит присмотреться, ибо они не просто выполняют прикладные функции, но зачастую являются интересными объектами. Лучше всего смотреть на мосты с воды. Достаточно найти пристань на нижнем уровне набережной и отправиться в прогулку на катере. Они курсируют круглый год.

Не обходится без парадоксов. Самым старым мостом Парижа оказался тот, что носит имя Новый. Его начали строить еще в 1578 году. Он сразу понравился горожанам своим внешним видом и широкими арками, под которыми легко проходили небольшие парусники.

От сердца старого Парижа, острова Сите, переброшены несколько мостов: Сен-Мишель и Сен-Луи (ведет на соседний одноименный островок), Нотр-Дам и мост Менял. Два последних изначально были застроены домами и лавками. Нотр-Дам вообще поначалу был деревянным и вновь построен в теперешнем виде в ХVI веке. А вот мост Менял хоть и небольшой, но стратегически важный. По нему отправлялись на службу в главный собор города короли и знать. Выстроившиеся по обеим сторонам лавки и мастерские закрывали им вид на реку. И король приказал все постройки с моста убрать. Такая участь постигла все домики, ютившиеся и на других мостах города.

Когда вы плывете по реке, есть возможность спокойно рассмотреть каждый мост в отдельности. Большинство сооружалось в непосредственной близости к большим площадям или дворцам. Вот старинный Руаяль, перестроенный из деревянного в каменный в конце ХVII века и ведущий к королевскому дворцу. Вот мост Согласия, идущий прямо от одноименной площади. А вот мост Инвалидов, чье имя тоже связано с одноименным комплексом зданий. Есть солидный мост Карузель, украшенный по углам женскими фигурами.


Замочки на мосту Искусств

А вот многострадальный мост Искусств, переброшенный через реку в районе Лувра. Здесь издавна зародилась традиция вешать замочки в знак взаимной любви. Железные опоры моста увешаны так густо, что были случаи, когда одна из секций ограды просто заваливалась под тяжестью любви. Мосту уже третья сотня лет пошла, и ремонтируют его регулярно.

Этот мост сразу бросается в глаза. Он действительно один из красивейших среди всех 36 парижских мостов через Сену. Он соединяет комплекс Дома инвалидов с Елисейскими полями. Подарок русских императоров французам в память об их союзе.


Мост Александра

Открывать мост Александра III приехал лично сын покойного царь Николай II. Фонари, амуры, статуи, символизирующие Неву и Сену, колонны и широченный металлический пролет - все это сделало мост очень заметным рядом с другими коллегами.

Проплывая по реке, вы можете задаться вопросом, откуда на здешнем Лебяжьем острове взялась статуя Свободы. Это же символ Америки! Все верно. Только та статуя, что стоит на высоком постаменте при входе в гавань Нью-Йорка, была подарена свободолюбивыми французами. Себе же они оставили аналогичную, но установили не в таком пафосном месте.

* * *

Прощаясь с Парижем, скажу о том, что попасть сюда можно разными путями. Например, прилететь в один из аэропортов вблизи столицы (до Шарля-де-Голля всего 25 км, до Орли - 13). Только деголлевский принимает свыше 60 миллионов пассажиров в год. Но еще больше людей приезжают поездами, используя тот факт, что Франция имеет самую разветвленную на континенте сеть железных дорог и полдюжины вокзалов только в столице. Самый загруженный из них Северный обслуживает до 180 миллионов пассажиров в год! Просто фантастические цифры. Не забудьте, что есть еще прекрасные автодороги и судоходная река с круглогодично работающим речным портом в предместье Парижа, куда приплывает до семи миллионов туристов. Собрав эти цифры воедино, еще раз убеждаюсь, что Париж действительно давно стал меккой для людей со всего света. Прискорбно только, что этой лояльностью и гостеприимством злоупотребляют подрывные элементы. Теракты стали трагической реальностью столицы, а неблагодарные выходцы из бывших колоний - головной болью полиции, правительства и простых обывателей.

Мне приходилось контактировать с парнями из Магриба, работающими, например, таксистами. Они предпочитают ехать только по тем маршрутам, которые им нравятся. То есть они лучше простоят полдня, что-то покуривая и обсуждая с такими же, как они, чем отвезут вас по нужному адресу. При этом знают, что получат зарплату, субсидии, пособия на детей и медицинскую помощь. Французам трудно с этим смириться, но и почти невозможно бороться. Проблема давно приобрела огромные масштабы.

Приезжая в Париж, я не знаю, буду ли там в безопасности даже при введении чрезвычайного положения. Может быть, это мешает полюбить великий город по-настоящему...

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.