+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 02 (798), 20.01.2006 ГОРОД ФИЛЬМОВ, ГОРОД-ФИЛЬМГде родился джаз? На этот вопрос уже давным-давно ответил Леонид Утесов. А вот где родилось кино? Говорят, в Париже, в 1895 году, когда братья Люмьер впервые продемонстрировали "живые картинки". Однако наши исследователи утверждают: за два года до первого парижского киносеанса в гостинице "Франция" на углу Дерибасовской и Колодезного переулка чудо-картинки демонстрировал механик Новороссийского университета Иосиф Тимченко. Но даже если великодушно уступить пальму первенства французам, то и тогда на долю Одессы выпадет немалое число киноподвигов. Знаменитый режиссер Григорий Козинцев утверждал, что в 20-х годах никто не мог считать себя полноценным кинорежиссером, если не снял хотя бы один кадр в Одессе. И действительно, можно насчитать немалое количество знаменитых лент, в том числе и ставших классикой мирового кино, которые полностью либо частично были сняты в нашем городе. Первое название, которое приходит на ум, это, конечно, "Броненосец Потемкин" один из лучших фильмов всех времен и народов. А сцена расстрела на Потемкинской лестнице абсолютный шедевр режиссерского мастерства; ее в обязательном порядке изучают во всех на свете киношколах. А ведь есть еще "Ночной извозчик" Григория Тасина, "Человек с киноаппаратом" Дзиги Вертова, "Жажда" Евгения Ташкова, "Астенический синдром" Киры Муратовой и многие другие фильмы, снятые в нашем городе. А сколько киномастеров родились или получили признание именно в Одессе! Вот и хочется напомнить о тех одесситах, кто стал кинознаменитостью. Список этот далеко не полон: в него автор включил только тех, кто родился в Одессе и добился впоследствии международного признания. Исключения сделаны только для западных звезд, имеющих явные одесские корни. Леонид ТРАУБЕРГ. Один из классиков мирового кино, соавтор Григория Козинцева по созданию таких шедевров немого кинематографа, как "Шинель", "СВД", "Новый Вавилон". Последний фильм, будучи восстановленным полвека спустя, произвел фурор в мировых кинокругах. Фурор же отечественный произвела трилогия о Максиме, от которой осталась на все века и времена лихая песенка про то, как "крутится, вертится шар голубой". Кроме того, Леонид Захарович может считаться "дедушкой" десятков знаменитых советских актеров и режиссеров. Ведь именно у него с Г. Козинцевым учился Сергей Герасимов воспитатель целой плеяды советских кинодеятелей от Сергея Бондарчука до Николая Еременко-младшего. Кроме того, Л. Трауберг был инициатором создания Высших режиссерских курсов, где также получили образование десятки будущих мастеров кино. Без преувеличения можно сказать, что ни один советский фильм не обошелся без участия "детей" и "внуков" старого одессита. Марк ДОНСКОЙ. В отличие от Л. Трауберга никогда не хвастал своим одесским происхождением. В историю мирового кино он вошел как автор трилогии о Горьком, которую итальянские кинематографисты считали одним из источников своего неореализма. Не менее знаменитой стала и снятая в трагические дни Великой Отечественной "Радуга" с гениальной актрисой Натальей Ужвий в главной роли. Этот фильм буквально потряс американцев, и, как утверждают некоторые специалисты, способствовал в известной мере ускорению открытия второго фронта. Существует легенда, будто "Радуга" была удостоена премии "Оскар" как лучший иностранный фильм года, но официальные источники этого не подтверждают. Роман КАРМЕН. Сын одесского журналиста и писателя Лазаря Кармена перенял у отца тягу к документальности, став одним из самых знаменитых режиссеров за всю историю документального кино. Впервые прославился, снимая гражданскую войну в Испании. Во время Великой Отечественной все время находился на передовой, сохранив со своими соратниками поистине бесценные свидетельства трагического времени. Но истинно мировая слава пришла к Р. Кармену после того, как под его руководством была снята двадцатисерийная документальная эпопею "Неизвестная война" ("Великая Отечественная"). Считается, что эта лента раскрыла глаза миллионам американцам на истинный характер Второй мировой. Николай ГУБЕНКО. История его жизни сама по себе достойна фильма. Родился в осажденной Одессе, рано остался без родителей, воспитывался в интернате. Рано почувствовал тягу к актерству. На профессиональную сцену вышел впервые в одесском Театре юного зрителя. Отслужив там два сезона, подался в Москву, где поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. После окончания вуза попал в создающийся Театр на Таганке, где сразу же выдвинулся на первые роли. Сыграл несколько громких премьер, параллельно снявшись в ряде фильмов, самый известный из которых "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет") М. Хуциева. В конце 60-х оставил театр и снова пошел учиться во ВГИК, но уже на режиссера. Снял несколько фильмов, лучший из которых "Подранки", где с потрясающей силой рассказал о своем одесском детстве. Однако в историю Н. Губенко вошел не только благодаря своим актерским и режиссерским достижениям, но и как последний министр культуры СССР. Валерий ТОДОРОВСКИЙ. Свое детство провел в доме напротив киностудии, где работал в ту пору его отец известный режиссер Петр Тодоровский. Гены взяли свое. Валерий Петрович вот уже полтора десятка лет считается одним из лидеров современного российского кино, причем не только как режиссер, но и как продюсер. Фильмы, снятые им или при его продюсерском участии, не раз удостаивались премий на престижных кинофестивалях. Сегодня Тодоровский-младший одна из знаковых фигур российского кино, каковой, судя по всему, и останется в истории. Ирина АПЕКСИМОВА. Выпускница знаменитого театрального класса 37-й школы стала затем одной из ведущих молодых героинь МХАТа позднеефремовского периода. Сперва прославилась тем, что сыграла главную роль в фильме великого французского кинорежиссера Жан-Люка Годара честь, которой удостоились очень немногие актрисы. Но не только творческими достижениями знаменита наша землячка. Ввиду чрезмерной (с точки зрения руководства МХАТа) самостоятельности была уволена из театра с нарушением законодательства. На суде сумела доказать свою правоту, создав уникальный в истории отечественного театра прецедент. Правда, сразу после восстановления на работе подала заявление об уходе. Активно снимается в сериалах, в частности, в таком культовом, как "День рождения Буржуя", благодаря которому наконец-то стала широко известна и отечественному зрителю. Марк РУДИНШТЕЙН. Не став актером, он нашел себя в качестве продюсера и организатора кинофестивалей. С именем нашего земляка связаны такие фестивали, как "Кинотавр", "Лики любви". В 1994 году Рудинштейн провел в Одессе третий по счету "Золотой Дюк", и сейчас идут разговоры, что он попытается возродить этот фестиваль. Керк ДУГЛАС. Родился вроде бы в Америке, но родители выходцы из Одессы. По поводу истинных фамилии-имени- отчества кинословари расходятся во мнениях, но все варианты (наиболее распространенный Иссур Демски) за версту отдают одесским духом. Один из самых знаменитых актеров за всю историю американского кинематографа, к тому же отец не менее знаменитого Майкла ДУГЛАСА, который, таким образом, также имеет одесскую родословную. Сильвестр СТАЛЛОНЕ. Сокрушитель скул и челюстей на экране, Рембо и Рокки, в жизни является если не интеллектуалом, то уж, во всяком случае, весьма образованным человеком. По всей видимости, сказываются гены прадедушки, который, по утверждению мамы актера, родился в Одессе, здесь изобрел каретку для пишущей машинки и уже с этим изобретением отправился в Соединенные Штаты. Сам Сильвестр о своих корнях почему-то никогда не вспоминал, зато это охотно делает его мама, которая уже дважды успела засветиться на родине предков. Список этот далеко не полный и, конечно, не завершен. В частности, сюда можно было бы включить звезд современных телесериалов Татьяну Лютаеву, Нонну Гришаеву, вечно молодую Наталью Гвоздикову, одного из ведущих российских продюсеров Сергея Члиянца и других. Будем надеяться, что уже в скором времени он пополнится еще немалым количеством кинодарований с мировым именем. Подготовила Елена ДАРАКОВА. На фото: Кадр из фильма Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом";
|
|
||||||||||||||||
|