Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 27 (1516)
3.09.2020
НОВОСТИ
Память
Море
История
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 27 (1516), 3.09.2020

ПЕСНИ "ВОЛЬНОГО ГОРОДА"

Еще не ушли из памяти времена, когда сочетание "одесские песни" вызывало нервный тик у "товарищей", ответственных за "развитие советской культуры". Самый скромный из эпитетов, употребляемых применительно к этим мелодиям, звучал не оставлявшим надежды приговором "блатные". Когда в 1929 году Леонид Утесов попытался в программе своего джаза напомнить шлягер "С одесского кичмана", он удостоился такого потока "проработок", что ему надолго отбило охоту от исполнения этих песен.

Знаменитый Борис Рубашкин, в силу своей "экстерриториальности" недоступный для советских идеологов и потому имевший возможность петь одесские песни безо всяких экивоков и купюр, 30 лет назад говорил автору этих строк: "Я никак не пойму, кому выгодно считать эти песни "блатными" и не давать им права на жизнь. Если в них встречаются такие слова, как "амба", "крышка", "смыться", так это такой стиль..."

Да, "одесские песни" — это такой стиль. Суть которого гениально сформулировал замечательный поэт Борис Чичибабин: "по образцам отверженного

вкуса схохмился город".

Можно с презрением относиться к так называемому "легкому жанру", но не уйти от факта, что многие песни, рожденные в нашем городе или сочиненные о нашем городе, врезались в память поколений и, благополучно пережив запреты, гонения и критические разносы, сегодня, по сути, явили миру какую по счету молодость. Чтобы не быть голословными, давайте припомним: "Лимончики", "Свадьба в доме Шнеерсона", "Мясоедовская", "Ах, Одесса, жемчужина у моря"... А какие судьбы, какие интереснейшие истории нередко стоят за этими названиями!

Песню "Ах, Одесса..." Модест Табачников сочинил, сидя за столиком в ресторане гостиницы "Лондонская". Музыканты тут же наиграли мелодию, написанную их коллегой на салфетке, и назавтра город запел: "Ах, Одесса, жемчужина у моря...". Кстати, однажды эта песня спасла ее автору жизнь в прямом смысле слова. Бандиты, пытавшиеся на ночной улице ограбить композитора, узнав, что перед ними тот, кто сочинил их любимую песню, тут же отпустили его с миром. Автору же слов "Мясоедовской", Морису Бенимовичу, так и не удалось добиться при жизни признания, и лишь после его смерти заговорили о том, что именно он, а никто другой открыл мелодию лихим припевом: "Улица, улица, улица родная...". А сколько тайн хранят одесские песни, сколько историй и судеб еще предстоит отыскать и открыть!

Об этом думалось во время трехдневного песенного фестиваля, в ходе которого Гарик Кричевский, Валентин Куба, Феликс Шиндлер и другие исполнители — соло и с ансамблями — творчески соревновались в том, кто лучше исполнит сочинения давно минувших дней. Это был не конкурс, а именно фестиваль — состязание, где оценку дает не жюри, а сами зрители, и где в принципе побежденных не бывает.

Песни, звучашие в ходе трех концертов на Морвокзале, давно уже доказали свое право на долгую жизнь. И пока Одесса остается Одессой, тут будут звучать и рождаться одесские песни.

Вот только хотелось бы, чтоб их исполнители ушли от трафаретов; не превращали бы эти песни в тривиальную "попсу" и не злоупотребляли бы псевдоодесской интонацией. Ну нет уже в нашем городе тех, кто разговаривает, как герои Бабеля. "Нормальные" одесситы говорят, не подделываясь под героев еврейских анекдотов, чем так грешат создатели фильмов и сериалов из одесской истории.

Конкретный же совет очень простой: петь от души, от своего естества.

Есть такой старый одесский анекдот.

В первой трети 1920-х нередко на открытых площадках устраивали конкурсы исполнителей песен, в которых могли принимать участие все желающие. На одном из таких мероприятий рискнул выйти на эстраду молодой парень, явно не обладавший певческим дарованием. Но, когда зрители начали шикать, он остановился и бросил в зал: "Шо вы орете?! Я такой же биндюжник, как и вы!" Ответом был гром аплодисментов.


"Одесские песни" так и надо исполнять — как "человек из толпы". Но, разумеется, человек с талантом и вкусом.

Хочется верить, что на следующем таком фестивале таких исполнителей мы и услышим.

А. ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.