Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 46 (1486)
5.12.2019
НОВОСТИ
Дела и люди
Острая тема
УТЕСОВ - 125
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Новые имена
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 46 (1486), 5.12.2019

КАК ТЫ ИЗМЕНИЛСЯ, ЧЕЛОВЕК!..

До 15 января Одесский Художественный музей представляет выставку "Измененный человек". Только Киев и Одесса стали местами ее проведения в Украине, а организатором выступил Boris Lurie Art Foundation (Нью-Йорк, США). Кураторы выставки Татьяна Токарчук и Юлия Кисина привезли экспозицию, состоящую из картин, рисунков, коллажей и скульптур, причудливо соединивших тему Холокоста и обезличенной телесности.


Борис Лурье (1924–2008) — американский художник-нонконформист и писатель, рожденный в СССР, основатель движения NO!art, исследовал исчезновение индивидуальности, энтропию личности, а значит — самой реальности. Художник родился в 1924 году в Ленинграде, через некоторое время семья переехала в Ригу, которая тогда еще не входила в состав СССР. В 1941-м в столицу уже советской Латвии вошли немецкие оккупанты. Лурье были интернированы в гетто, откуда Бориса с отцом перевели в трудовой концлагерь, а мать, сестра, бабушка и возлюбленная Бориса Любовь Трескунова погибли во время акции уничтожения 26 тысяч евреев.

"Вся история искусства ХХ века — это история маски. То была только одна из сторон тотальной тенденции обезличивания индивидуума, превращения его в объект. И серия Бориса Лурье "Измененный человек" была задумана, наверное, для того, чтобы дать нам повод задуматься о последствиях этой тенденции — и не только культурных", — комментирует экспозицию искусствовед Александр Соловьев.

"Лурье сочетал в своих работах несочетаемые вещи, — пишет в своей статье для каталога Лурье Вадим Кругликов. — Гору голых трупов на железнодорожной платформе и раздевающуюся красавицу из мужского журнала. Казалось бы, как можно сопоставить массовую насильственную смерть и дешевое удовольствие? Это ведь даже не привычная пара эрос-танатос...".

"Скульптурные объекты, напоминающие кучи фекалий и порнографические романы с элементами BDSM — творчество Бориса Лурье не для целомудренных воспитанниц пансиона благородных девиц, — пишет о произведениях художника Алиса Ложкина. — В мире, страстно возвращающем обывателю право на ханжество, его работы многих коробят. В смаковании эстетикой безобразного художника обвиняли еще более полувека назад. Сегодня к этим нападкам добавляются подозрения в мизогинии, фетишизации и объективации женского тела. Реальный Борис Лурье не вписывается в стереотипный образ брутального мачо-сексиста. Его самые радикальные провокации — это, в первую очередь, продукт травматического личного опыта и приглашение поразмыслить над противоречивой природой человека и общества... Наиболее шоковый прием Лурье — соединение таких, казалось бы, совершенно несовместимых тем как Холокост и порнография. О фундаментальной перверсивности, появляющейся там, где кто-то надевает костюм палача, а кто-то оказывается в роли жертвы, и сексуальном напряжении на этой оси в европейской культуре заговорили уже после того, как Лурье начал разрабатывать эту тему. Пожалуй, наиболее знаменитое произведение, где делается попытка психоаналитического и имморального взгляда на садомазохистскую страсть родом из нацистских концлагерей — шокировавшая современников кинолента 1974 года "Ночной портье" Лилианы Кавани.

Лурье еще в 1960-х начал объединять фотографии из лагерей и вульгарные пинапы с обнаженными женщинами, которые мужчины по всему миру использовали как подручный материал для мастурбации. В его случае это не только критика общества потребления и рефлексия на тему природы тоталитаризма. Это еще и очень личное, в каком-то очень специфическом смысле лирическое высказывание. Зная, что произошло однажды ночью в конце 1941-го в лесу Румбула под Ригой, понимаешь, почему Борис Лурье не мог заснуть по ночам. Не нужно быть выдающимся психоаналитиком, чтобы понять, что, потеряв в одну ночь маму, сестру, бабушку и первую возлюбленную, Лурье фактически в каждой работе возвращался именно к этой теме, к сердцу тьмы и главному травматическому событию его жизни. Дешевые пинапы, сколлажированные со снимками из лагерей, — это исповедь юноши, у которого в один день отобрали и расстреляли всех значимых женщин, оставив его на долгие годы в одиночестве на лагерных нарах с обрезком журнальной фотографии чужого случайного женского тела в руках".

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.