Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 25 (1465)
11.07.2019
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Острая тема
Событие
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Память
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 25 (1465), 11.07.2019

"ИЗВЕСТНО ВАМ ИЛЬ НЕТ,
ЧЕМ МАНИТ НАС БУФЕТ?!"

Веселые куплеты актера Шмаги с его сакраментальным "Мы артисты, наше место в буфете" звучат как раз на экваторе мюзикла "Без вины виноватые", который стал последней премьерой 72-го сезона в Театре музыкальной комедии.

Этот мюзикл сочинен композитором Александром Кулыгиным на сюжет знаменитой пьесы Александра Островского (стихи и либретто Георгия Котова).

Качество текста, понятное дело, на высоте, да и стихи на вокальные номера написаны в соответствующем стиле и со вкусом. Но главное - уровень проблематики. Незаслуженно забытый одесской Русской драмой (почему-то не жалуют его там), Островский на самом деле вечно актуален, интересен, и даже жаль, что мюзиклов на его сюжеты так мало. Кроме "Без вины виноватых" на слуху разве что "Доходное место" на музыку Геннадия Гладкова, и было бы замечательно со временем и его поставить в Одессе. Так убедительно обнажить все язвы коррупции мог только Островский. Фактор времени не имеет значения.

Коррупция в "Без вины виноватых" не муссируется, эта история о вечном (хотя кто сказал, что коррупция не вечна?!), тут обманутая любовь, попранное доверие. Правда, проблем у героев не случилось бы, кабы не власть денег. Режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский, предупреждал перед премьерой, что в спектакле будет сохранен язык Островского, достаточно сложный, дирижер и аранжировщик Юрий Литовко - что в основе музыки положены романсовые мелодии, соединенные с интеллектуальным музыкальным языком, кое-где напоминающим Прокофьева и Шнитке.

"Без вины виноватые" - самая "театральная" пьеса Островского, это гимн искусству и его служителям, будь то премьерша Кручинина или комик-забулдыга Шмага. Народный артист Украины Николай Завгородний в роли Шмаги затмевает всех, когда ему приходит черед выйти на сцену! Злой гений и добрый друг Григория Незнамова (о нем мы еще подробно расскажем ниже), пьяница и шалопай, Шмага безусловно талантлив, просто сам себе враг, такое бывает. С каким артистизмом, поворачиваясь к залу и словно оглядывая себя со стороны, он требует, чтобы Кручинина оплатила счет в буфете: "Впрочем, иначе и быть не может; вам и следует заплатить. Мы не виноваты, что вы не могли нас принять. Не в передней же нам ждать. Мы артисты, наше место в буфете". И зал гремит аплодисментами!


Шмага первого действия в обносках и Шмага второго действии в белом цилиндре - это один и тот же человек, артист, максимально вживающийся в любой образ. Пусть на деньги добросердечной Кручининой куплен весь этот шик-блеск, но какое перевоплощение, не изгой, а чистый князь! Художник по костюмам Елена Лесникова безошибочно подобрала для первого образа нахальный вязаный шарф какого-то рыжего цвета, пальто с почти оторванным рукавом, под которым рубашка не рубашка: манжеты и жилетка да воротничок. А второй вариант - шелковый белый шарф, фрак, штиблеты, все сияет!

Первая из ряда "без вины виноватых" - Елена Кручинина (настоящее имя - Любовь Отрадина, Островский любил давать персонажам "говорящие" фамилии). В исполнении народной артистки Натальи Завгородней это живая, мягкая, трогательная женщина, от которой репертуар и публика требуют играть цариц в трагедиях с трескучими монологами, звериными шкурами, танцами гладиаторов, да Бог знает чем еще. В молодости она, наивная девушка, родила внебрачного ребенка, которого воспитывает нянька Галчиха, ждала предложения руки и сердца от его отца, но в городке были невесты с приданым, не ей чета... С Отрадиной мы знакомимся в начале пьесы Островского, а мюзикл оставляет ее в прошлом - перрон, премьерша Кручинина, поклонники с букетами... А ведь ее приезда ждет и сын Григорий, о котором ей когда-то солгали, будто он умер. Ждет не мать (ему солгали, будто мать его бросила), а знаменитую актрису, свою коллегу, ибо также подвизается на сцене. Он тоже ни в чем не виноват. Нет его вины.


Почему публика любит актрису Кручинину? "Тонкая французская игра", "Много чувства и огня", - но вспомните, как стремительно меняются представления об исполнительском мастерстве, далеко не все звезды прошлых лет имели бы успех сейчас. Кручининой-женщине присущи доброта и скромность, а в сцене, где возникает "театр в театре", видим страдающую царицу, на которую (о, ужас!) повел войска собственный сын... Немного смешной пафос старинной трагедии, пляска-поединок гладиатора с пантерой для развлечения царицы, придворные в шлемах и тогах - это лишь отдаленно напоминает жизненные обстоятельства, согласно которым уже на саму Кручинину ополчится ее потерянный сын Гриша.

Григорий Незнамов - отличная новая роль баритона Сергея Федоренко. Кручининой говорит об этом герое меценат Нил Стратоныч Дудукин: "Ни отца, ни матери он не помнит и не знает, рос и воспитывался он где-то далеко, чуть не на границах Сибири, в доме каких-то бездетных, но достаточных супругов из мира чиновников, которых долгое время считал за родителей... Так он прожил лет до пятнадцати, потом начались страдания, о которых он без ужаса вспомнить не может. Чиновник умер, а вдова его вышла замуж за отставного землемера, пошло бесконечное пьянство, ссоры и драки, в которых прежде всего доставалось ему... Наконец, в одно прекрасное утро его из дому совсем выгнали; тогда он пристал к какой-то бродячей труппе и переехал с ней в другой город. Оттуда его, за неимение законного вида, отправили по этапу на место жительства. Документы его оказались затерянными; волочили, волочили его, наконец выдали какую-то копию с явочного прошения, с которой он и стал переезжать с антрепренерами из города в город, под вечным страхом, что каждую минуту полиция может препроводить его на родину".

В Незнамове, каким его представил Федоренко, есть и нерв, и бесшабашность, и отчаянная обида на жизнь, главным образом - на мать, бросившую (как ему сказали) его на чужих людей. Нил Стратоныч в трактире куражится: "Со мной за честь считают пить актеры! Пей, говорят, рожденный под забором!". И начинается жестокая потасовка! От романсовых интонаций ("Бродяга я, не помнящий родства") Незнамов переходит к пьяному переплясу заодно со Шмагой ("Известно вам иль нет, чем манит нас буфет?"), и тут же потрясение от доброты женщины, от которой впервые увидел материнскую ласку, и возмущение: говорят, она бросает своих детей (люди любят такое говорить, даже если женщина и не рожала-то никогда, мы знаем!)... Пройтись по сцене колесом - не проблема для Незнамова, но это уже, образно говоря, вишенка на торте, главное, есть тут что поиграть, и актеру это по силам.

Драматург давал такой ключ к прочтению этого образа: "Незнамова очень трудно играть: в нем есть и дурное, и хорошее, и все это должно проявляться и в жестах, и в тоне; дурное в нем: неблаговоспитанность, дерзкий тон и манеры, приобретенные в провинциальной труппе; хорошее: сознание оскорбленного человеческого достоинства, которое выражается у него, хотя и сильно, но более с искреннею горечью, чем с негодующим протестом, от чего его тирады выходят трогательнее". Именно так и подошел к этой роли Сергей Федоренко, за которым неимоверно интересно наблюдать.

Не виноваты мать и сын! А вот и виновник, воплощенная благовоспитанность и политес, господин Муров (Сергей Богаченко). Он теперь вдовец, так не угодно ли?.. Нет? Ну что ж... В финале мать с сыном обнимутся, узнав всю правду - так, может, и ему присоединиться? Нет, не угодно? Молча отвернется и покинет несостоявшуюся семью, от которой когда-то избавлялся, не жалея выдумки и денег. У него совести нет, пустой он человек, зато лгавшая матери из-за денег Галчиха (народная артистка Виктория Фролова) помешалась от сознания своего греха, судьба лишила ее всего, и даже рассудка. Жуткое ощущение вызывает семенящая по поворотному кругу, словно против ветра, фигурка старушки, напевающей зловещую колыбельную несуществующему уже младенцу: "Баю-баю-баиньки, спи, мой цветик аленький...". Она виновата. Но не так, как тот, кто ей платил и не думал все эти годы о брошенной женщине и отосланном сыне.

Ни в чем невозможно обвинить обольстительную примадонну Коринкину (заслуженная артистка Аурика Ахметова), которая блистала на здешней сцене, пока не принесло сюда недобрым ветром Кручинину! Любая актриса желает, чтобы восхищались ею! И Коринкина интригует, но так изящно, как по нотам... Используя каждый изгиб своего роскошного тела и пятьдесят оттенков улыбки, она подчиняет себе своих любовников, Дудукина (Сергей Мильков) и молодого актера Миловзорова (Александр Владыченко), а они уж помогут ей посмеяться над соперницей ("Не зря в народе говорят про женский ум!" - восхищается Нил Стратоныч, не замечая, что становится орудием мести в прелестных ручках)...

И все эти сюжетные линии убедительно развиваются на великолепном фоне декораций Станислава Зайцева с гербами, позолотой, драпировками, уютной мебелью гостиных и гримерок, кичливого трона театральной постановки.

Все авторы спектакля "виноваты" в его успехе и, будем надеяться, долгой сценической жизни. Закончится отпуск у труппы, начнется 73-й сезон, и мюзикл "Без вины виноватые" снова предстанет перед зрителями. Воспользуйтесь счастливой возможностью увидеть и услышать замечательный спектакль. Если место артистов "в буфете", то зрителей - однозначно в зале!

Мария ГУДЫМА.

На фото О. ВЛАДИМИРСКОГО:

- Шмага - Николай Завгородний;

- Кручинина - Наталья Завгородняя.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.