Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 38 (1382)
13.10.2017
НОВОСТИ
История
Правопорядок
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 38 (1382), 13.10.2017

БЕЗ ЭКСПЕРТОВ ВСЕ РЕФОРМЫ -
ЛИШЬ БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

Децентрализация - одна из самых успешных реформ, которые проходят нынче в Украине. Тысячи людей на местах активно включились в этот процесс, стремясь благоустроить жизнь исходя из своих запросов и возможностей.

В этом сложном движении очень важна помощь экспертов, среди которых видное место занимает руководитель Аналитического центра Всеукраинской общественной организации "Ассоциация содействия самоорганизации населения" Андрей Крупник.


- Эксперты Ассоциации провели для нас много семинаров и тренингов, - рассказывает глава Доброславского поселкового совета Людмила Прокопечко, - а также мониторинг, благодаря ему мы увидели, как оценивают нашу работу жители поселка и других громад. И на основании этих результатов была разработана программа дальнейшего развития Доброслава.

Доброслав - хороший пример сотрудничества экспертов и практиков. Сегодня поселок стал туристическим центром, куда едут, чтобы увидеть уникальные парки, созданные на месте свалок. В Доброславе развиваются бизнес, предпринимательство. Люди подают заявки на гранты и благоустраивают свою громаду.

- Мы выиграли грант, - рассказывает активистка Валентина, - на месте, где люди сбрасывали мусор, создали парк имени Леси Украинки. После работы приходили туда, выгребали мусор, делали ступеньки, устанавливали скульптуры. И сегодня этот парк стал центром культуры не только села, но и всего района. Посмотреть на скульптуры героев "Лесной песни" приезжают туристы из разных регионов. Тут же артисты Дома культуры могут показать спектакль на сцене открытого театра. Для туристов создан новый маршрут "Парки Доброслава". Кстати, вторым парком стал японский, открытый в Год Японии в Украине. Тут вас встретят очаровательные японки, угощая чаем в чайном домике. Пруд украшен скульптурами. Есть даже Музей камня с волшебными кругами. Скоро откроем парк влюбленных. Создана аллея Героев. Наша задача - сделать поселок красивым, чтобы нашим людям было комфортно отдыхать и чтобы к нам приезжали из других городов и стран.

- За границей многие органы государственной и местной власти при прогнозировании и планировании управленческих решений, а также при оценке выполнения этих решений, как правило, опираются на мнения внешних экспертов, - отмечает Андрей Крупник. - В качестве эксперта может рассматриваться специалист, который занимается исследованием объектов, отношений или процессов и дает свое заключение и рекомендации по изучаемым вопросам.

Например, в Канаде таким общеизвестным экспертным аналитическим центром является Конференционный Совет Канады, который объединяет более 200 экспертов, работающих в Совете на постоянной основе.

У Совета более 8 тысяч клиентов, в том числе органы центральной и местной государственной власти, которые заказывают ему экспертные заключения, оценки, прогнозы за бюджетные средства.

В Украине благодаря поддержке Международного фонда "Вiдродження", Посольства Швеции, Европейского Союза, USAID и многим другим донорским структурам за последние годы выросла целая сеть негосударственных экспертно-аналитических центров, которые все больше влияют на разработку и совершенствование нормативной базы государственного управления и местного самоуправления, на формирование государственной и местной политики. Среди них можно назвать Реанимационный пакет Реформ (объединяет 80 организаций), Центр политико-правовых реформ, Институт мировой политики, Институт бюджета и социально-экономических исследований, Институт гражданского общества, Всеукраинская "Ассоциация содействия самоорганизации населения", Одесский институт социальных технологий, различные ассоциации органов местного самоуправления и многие другие.

Хотя при этом продолжают работать и отраслевые аналитические институты, многие из которых относятся к системе Национальной академии наук Украины (Институт проблем рынка и эколого-экономических исследований, Институт демографии и социальных исследований, Институт модернизации содержания образования и др.).

Многие реформы, которые начаты и проводятся в нашей стране, задумывались и осуществляются при самом непосредственном участии общественных экспертов. В частности, наиболее популярная ныне реформа децентрализации осталась бы очередным благим намерением без активной поддержки экспертов, которые принимают в ней участие, - от разработки концепции и нормативной базы до экспертного, методического сопровождения процессов создания объединенных громад и их дальнейшего развития.

Так, сеть региональных ресурсных центров по развитию самоорганизации населения и других форм местной демократии, которую координирует и направляет наша Ассоциация, выполняет экспертные функции на всех этапах реформы - от разработки областных перспективных планов объединения громад до обучения персонала объединенных громад, помощи им в разработке стратегий и подготовке уставов.

Многие эксперты Ассоциации входят в состав конкурсных комиссий по отбору проектов органов местного самоуправления для финансирования за счет государственного фонда регионального развития (ДФРР), а также в состав комиссий по отбору проектов общественных организаций, финансируемых за счет бюджета.

Недавно Ассоциация провела серьезное исследование эффективности работы ДФРР, куда за последние три года поступило более 10 тысяч проектов. Из них более 1300 поддержано за счет средств государственного бюджета. В результате этого исследования выявлены недостатки как в системе организации работы Фонда, так и в работе региональных конкурсных комиссий и самих авторов проектов. Установлено, в частности, что большая часть этого Фонда, предназначенного для поддержки именно развития, расходуется на чисто социальные проекты (ремонт крыш, вставка окон, утепление зданий), на которые должны были бы тратиться средства из других источников. Эксперты Ассоциации предложили местным органам власти, законодателям и правительству конкретные пути улучшения работы ДФРР.

Несмотря на пессимистические прогнозы многих представителей власти да и большинства жителей Украины, спустя более трех лет после начала реформы процесс децентрализации и объединения территориальных громад не заглох, а скорее наоборот - набирает силу.

В настоящее время в Украине сформированы 413 объединенных территориальных громад. 29 октября 2017 года выборы должны состояться еще в 202 громадах. В итоге будет 615 объединенных громад, в которые войдут более пятой части всех территориальных громад Украины.

Проведенное нами в прошлом году межрегиональное исследование около 50 громад показало, что добровольное объединение стало серьезным стимулом для тех громад, которые захотели что-то изменить в своей жизни в лучшую сторону.

Процесс объединения выявил реальных лидеров территориальных коллективов, которые вопреки прогнозам пессимистов, пустились "во все тяжкие". Многие из них уже добились серьезных результатов, и люди почувствовали перемены в своих населенных пунктах к лучшему.

Одной из первых в стране объединилась Маразлиевская громада. Сельский голова Александр Чумак вместе с экспертами выработали стратегию развития, которая успешно выполняется инициативной командой. Жители довольно быстро ощутили положительные изменения. На улицах села было установлено освещение, отремонтирован Дом культуры, спортивный зал в школе, возобновлена работа артезианских скважин. В ряде сел громады заменены водопроводные трубы. А дети ездят в школу на комфортабельных автобусах. Для обучения приобретены ноутбуки и современные компьютеры.

- Хотя с уверенностью говорить о том, что сам замысел реформы полностью верен и его воплощение в жизнь идет по намеченному плану, нельзя, - отмечает Андрей Крупник. - И это происходит по двум причинам - нехватки ума и избытка личных интересов, превалирующих над общественными. В связи с наличием этих причин очень трудно продвигается процесс обоснования и формирования перспективных планов объединения громад в областях, убеждение людей в целесообразности объединения.

Спросите сегодня у руководителей ОТГ, чего им не хватает в большей степени. И они ответят: грамотных и нестандартно мыслящих работников, способных в новых условиях действовать быстро и эффективно.

Нехватку знаний можно компенсировать двумя способами: либо учебой, либо приглашением для сотрудничества сторонних экспертов. Применяя оба этих подхода, прогрессивные громады быстро уходят вперед.

Характерным примером этому может служить известный по всей стране опыт Балтской объединенной громады. Отдавая должное политической воле и целеустремленности лидера громады Сергея Мазура, не могу не отметить немалую помощь, которую оказали и продолжают оказывать этой громаде внешние эксперты.

Да и успехи Беляевской объединенной громады являются в значительной мере следствием разумного использования местных ресурсов и интеллектуального вклада внешних экспертов.

Цель реформы децентрализации публичной власти в Украине заключается не столько в перераспределении полномочий и финансовых ресурсов между уровнями власти, как в том, чтобы создавать условия для реализации людьми своих прав и интересов, для помощи тем, кто в ней нуждается.

Децентрализация - это не только передача части полномочий на более низкий уровень управления "сверху вниз". Это еще и генерирование инициативы "снизу вверх". И солидарная ответственность всех уровней власти перед людьми.

Главное: в ходе реформы должен быть реализован главный принцип: "Не люди для государства, а государство для людей".

Поэтому процесс объединения территориальных коллективов нельзя планировать и оценивать только с позиций экономической, географической или управленческой целесообразности, как это пытаются делать отдельные технократически настроенные "отцы реформ".

Результаты межрегионального исследования, которые провела наша Ассоциация, показали, что причинами сопротивления громад и буксования реформы являются:

- недостаточная информированность населения, сельских и поселковых голов, работников РГА о сути и перспективах реформы;

- формирование областными администрациями перспективных планов без проведения необходимых обсуждений в громадах с нарушением принципа добровольности;

- недостаточный учет при формировании перспективных планов этнически-культурной, религиозной специфики громад в районах компактного расселения этнических меньшинств и религиозных общин;

- беспокойство отдельных сельских громад и сельских голов насчет того, что их объединение вокруг крупных городов и сильных сел может привести к неучету их интересов и дальнейшему упадку присоединенных территорий;

- многие считают, что объединение громад затруднит доступ граждан к административным и социальных услугам и др.

Существующий информационный вакуум создает условия для спекуляций, дезинформации и даже запугиваний территориальных громад политическими силами, некоторыми сельскими и городскими головами, которые не заинтересованы в проведении реформы из-за боязни утратить свое влияние и должности.

В этих условиях помощь независимых экспертов незаменима. Всем хорошо известна большая просветительская, разъяснительная и учебная работа, которую уже провели и продолжают проводить эксперты Центров развития местного самоуправления (бывших Офисов реформ), подразделений Ассоциации городов Украины, агентств местного развития.

Однако, несмотря на серьезную экспертную поддержку, процессы реформирования местного самоуправления и объединения территориальных громад идут непросто. И сказывается не только нехватка опыта и кадров. До сих пор спустя более трех лет после начала реформы создание ее законодательной базы так и не завершено.

К сожалению, пока не принят закон о расширении полномочий органов местного самоуправления по управлению земельными ресурсами за пределами населенных пунктов объединенных громад и усилении государственного контроля за использованием и охраной земель. Не урегулированы и вопросы бюджетного обеспечения добровольно присоединяющихся территориальных громад.

Считаю, что законодатели необоснованно затягивают принятие закона об общих собраниях (конференциях) членов территориальных громад и закона об органах самоорганизации населения в новой редакции. Проекты этих законов, подготовленные экспертами Ассоциации и поддержанные представителями всех депутатских фракций, застряли на подступах к сессионному залу Верховной Рады.

Эти законы призваны, с одной стороны, включить инициативу и дополнительные человеческие ресурсы в развитие громад, с другой - не допустить "феодализации" объединенных громад за счет авторитаризма их руководителей.

Сегодня на содержание объектов социальной инфраструктуры громад поступает значительно больше средств. Это 60 % налога с доходов физических лиц, 25 % экологического налога, 5 % акцизного сбора от реализации подакцизных товаров, 100 % единого налога, 100 % налога на доход предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности, 100 % налога на имущество (недвижимость, земля и транспорт), сборы и другие платежи.

Эффективно и справедливо распорядиться этими в несколько раз возросшими ресурсами - тоже непростое дело. Необходимо четко знать приоритетные потребности громады, понимать, какие дополнительные ресурсы и из каких источников можно и нужно привлекать. Тут без совета специалиста, эксперта также не обойтись.

Есть еще один аспект реформы местного самоуправления, где роль экспертов важна. Речь идет о неиспользованных резервах сотрудничества громад.

Проведенное экспертами Ассоциации специальное исследование показало, что возможности, которые предоставляет сотрудничество территориальных громад, используются лишь частично или почти не используются.

Прошло уже более двух лет с момента вступления в силу Закона "О сотрудничестве территориальных громад", но люди часто не знают о перспективах его применения. Так, по состоянию на сентябрь 2017 года в Украине заключено всего 98 договоров.

Лидером в этой сфере является Полтавская область, где развивать сотрудничество помог областной конкурс развития территориальных громад. И по состоянию на конец сентября 2017 в области зарегистрированы 35 договоров о сотрудничестве территориальных громад.

Наиболее распространенными сферами межмуниципального сотрудничества в Украине являются: обращение с твердыми бытовыми отходами, ремонт местных дорог, ремонты в учебных заведениях, создание и совместное содержание коммунальных предприятий (пожарной охраны, предприятий ЖКХ, детского сада, трудового архива, учреждения соцобслуживания, админуслуги через ЦНАП.

Подготовила Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.