Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 05 (1299)
12.02.2016
НОВОСТИ
Порто-франко - 25!
Юбилей
История
Экономика
Мифы и реалии
Наши достижения
Детская страничка
Детектив
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Наш человек
Мой город
Пожелтевшие страницы
Бенефис
Вернисаж
Досуг
24-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 05 (1299), 12.02.2016

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО -
"ПОРТО-ФРАНКО"

Когда в конце 1990 года было решено создать в Одессе новую газету, над названием долго не думали. Конечно, "Порто-франко". Ибо в этом словосочетании сплетены для одесситов воедино история, легенда и мечта.


"Даруем права и свободу торговли"

Согласно Википедии, "Порто-франко" (от итальянского "porto franco" - свободный порт) - это порт (или его определённая часть), пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Порто-франко не входит в состав таможенной территории государства. Часто создаётся при сооружении нового порта с целью привлечения грузов и увеличения товарооборота. В Российской империи режим "порто-франко" действовал в разные годы в Феодосии (1798-1799), Одессе (1819-1859), Батуми (1878-1886), Владивостоке (1861-1909), устьях Оби и Енисея (1870-1879, с ограничениями до 1907 года). Но легендой он стал только в нашем городе.

Идея "порто-франко" присутствует почти что с самого зарождения порта и города. Еще осенью 1797 года Иностранный магистрат Одессы ходатайствовал о предоставлении городу статуса "порто-франко", но тогда в этом было решительно отказано. Зато Павел I даровал такое право Феодосии и всему Крымскому полуострову. Но там проект провалился, просуществовав немногим более года. Что значительно усложнило задачу герцога Ришелье, который, получив власть над Одессой и регионом, также решил, что именно "порто-франко" способно обеспечить городу быстрое экономическое развитие. У герцога были дружеские отношения с императором Александром Первым, и в 1806 году он добился права беспошлинного складирования товаров в порту и необлагаемого их транзита в Молдавию, Валахию и Пруссию. Но из-за войн с Наполеоном процесс затормозился, и вернуться к практической разработке идеи удалось лишь после окончательного завершения военной эпопеи. По иронии судьбы, именно тогда, когда для внедрения "порто-франко" наступило удобное время, Ришелье был отозван из Одессы, чтобы возглавить французское правительство. Однако герцог не мог оставить любимую идею и написал Александру I большое (на 25 листах!) письмо, можно считать своего рода "одесским завещанием". В этом послании Ришелье обосновал пользу "порто-франко" как для города, так и для государства. При этом герцог ссылался, в частности, на опыт Марселя. "Наступает новая эра славы и благоденствия, - несколько высокопарно, но вполне в духе эпохи обращался Ришелье к императору, - и как мы можем упустить возможность достичь этого доступными путями?!" Но понадобилось еще три года ходатайств уже нового Новороссийского генерал-губернатора и одесского градоначальника А. Ф. Ланжерона, пока император подписал Указ, выдержки из которого приводим ниже.

"Божьей милостию, Мы, Александр Первый, император и самодержец Всероссийский и прочая, прочая, прочая... Усматривая из опытов многих лет, какую удобность представляет порт Одесский к отпуску всякого рода произведений, коими изобилуют полуденные области империи нашей и желая доставить новые способы и облегчения к распространению внешней торговли и к обогащению государства поощрением промышленности наших верноподданных, мы повелели внести на уважение Государственного Совета предположения о введении порто-франко на Черном море, начиная с города Одессы... Вняв мнению Государственного Совета Всемилостивейше даруем и утверждаем порту и городу Одессе права и свободу торговли, присвоенные порто-франко... Параграф 2. В порт и город Одессу с его округом дозволяется свободный и беспошлинный привоз всех иностранных товаров без различия, не исключая и тех, кои по общему тарифу к ввозу в Россию запрещены. Привозимые товары впускаются в город и его округ без таможенного осмотра и без подачи установленных объявлений - из сего исключаются только до 1 января 1821 г. всякого рода хлебное вино и водки, равно и другие крепкие напитки, тарифом к ввозу запрещенные... Параграф 11. Все предметы, привозимые в Одессу изнутри государства сухопутно, как для потребления в самом городе, так и путем транзита или же для отпуска за границу, при проезде через заставы не платят никакой пошлины. Настоящими правами на свободную торговлю порт и город Одесса имеют право пользоваться в продолжении тридцати лет, после истечения коих по усмотрению польз и выгод с оными сопряженных, могут оные быть распространены и на ближайшее время".

Счастливое сорокалетие

День подписания этого Указа - 16 апреля (по старому стилю) 1817 года - стоит назвать "звездной датой" Одессы, которая получила уникальный шанс для своего развития. И этот шанс был использован в полной мере. Не вдаваясь в детали (а "порто-франко" в Одессе стало предметом множества исследований), приведем лишь показательное наблюдения историка В. И. Соколовского "По истечении первых пятнадцати порто-франковских лет Одесса стала крупнейшим городом на территории современной Украины, обогнав... "столицу городов русских" - Киев... В некоторые особо благоприятные годы поступления в Одесскую казну превышали доходы всех других городов государства, кроме Петербурга. Если же учесть, что Одесская казна, в отличие от других городов страны, не имела долгов, то ее состояние можно считать лучшим в империи".

Но не только экономические выгоды получила Одесса от "порто-франко". В этот период в городе бурно развивается инфраструктура, строятся дома, многие из которых в настоящее время считаются шедеврами архитектуры. Достаточно вспомнить блестящий ансамбль Приморского бульвара с прославленной лестницей, памятником Ришелье и Воронцовским дворцом, которые давно уже стали местными достопримечательностями и символами, известными далеко за пределами города. В книге А. Чижевича "Воспоминания старожила" автор пишет, что "привилегия получения всех заграничных товаров без пошлины доставляла жителям Одессы громадные удобства: дешевизною всех предметов роскоши и продовольствия. Это привлекало в город богатых людей со всей России. Рабочий класс тоже благоденствовал от хлебной торговли. Заработки были до того велики, что видели биндюжников и подсевальщиков, закуривавших папироски рублевыми бумажками, а один подгулявший биндюжник закурил даже десятирублевой".

Об уровне благосостояния одесситов в тот период красноречиво свидетельствует факт, подмеченный рядом мемуаристов: в городе практически не было нищих.

Кроме материальных и культурных факторов, именно во время "порто-франко" создается имидж Одессы как "свободного города", формируются основы "одесского характера", одной из определяющих черт которого является именно свободолюбие, независимость суждений. Опосредованным влиянием "порто-франко" объясняется, на наш взгляд, и феномен появления в конце XIX - начале ХХ века большого количества талантов мирового уровня, которые, собственно говоря, и создали так называемый "одесский миф".

Закат эпохи

Но постепенно, в полном согласии с законами диалектики, в режиме "порто-франко" стали проявляться и отрицательные моменты, сковавшие развитие местного хозяйства. Граница свободной зоны проходила по Старопортофранковской, в то время как численность населения росла стремительными темпами, и скученность населения в черте "порто-франко" стала просто невыносимой. Строить новые дома, предприятия в этой зоне было просто невозможно. Но если этого не делать, то город перестал бы справляться с товарооборотом, ибо даже хранить привезенные товары было негде.

Кроме того, в невыгодном положении оказались местные предприниматели. Ибо при вывозе из Одессы произведенных в ней товаров во внутренние губернии они облагались такой же пошлиной, как и иностранные. Власти мотивировали это тем, что невозможно доказать, из какого материала или сырья были изготовлены те или иные товары. Конкурировать же с дешевым импортом молодой одесской промышленности было сложно. Так что зона "свободной гавани" становилась слишком маленькой для выгодного ведения предпринимательства. Добавим к этому извечные одесские (и не только!) проблемы - контрабанду и коррупцию на таможне, из-за чего казна теряла ежегодно едва ли не полмиллиона рублей (в пересчете на нынешний курс - это десятки миллионов долларов).

"Порто-франко" в Одессе хотел упразднить еще император Николай Первый, но Крымская война и смерть императора дали одесситам несколько дополнительных лет свободной экономической зоны. Но в 1859 году решение было принято, и "порто-франко" девятнадцатого века навсегда стало одной из главных одесских легенд.

Мечты и реальность

Современные историки и экономисты не единодушны в оценке влияния режима "порто-франко" на развитие Одессы. Стало "хорошим тоном" выделять негативные последствия этой системы, которые и привели к отмене режима. Однако это не может отменить главного вывода: все-таки именно режим "порто-франко" способствовал стремительному развитию города практически по всем направлениям, превратил Одессу в особую часть мирового пространства, знаковую и привлекательную для миллионов людей во всем мире. И дело не только в экономике. "Порто-франко" стало символом вольного духа одесситов. Не случайно же центральные власти - во всех их реинкарнациях - относились к Одессе с нескрываемой опаской.

С тех пор прошло более полутора столетий, но идея возрождения "порто-франко" остается на повестке дня. Обсуждалась она даже во время Гражданской войны. Так, в январе 1918 года председатель одесского военно-промышленного комитета М. В. Брайкевич прочитал в Русском театре лекцию "Что такое свободная гавань". Но в советские времена об этом можно было только мечтать.

В практическую плоскость дискуссии о "порто-франко" перешли в конце 1980-х. Правда, называлось это уже по-современному - свободная экономическая зона (СЭЗ). Тогдашним мэром В. Симоненко был инициирован городской референдум, на котором подавляющее большинство горожан высказалось за создание одесской СЭЗ. Последующие события отодвинули этот проект на дальний план. И только в марте 2000 г. Верховная Рада приняла Закон "О специальной (свободной) экономической зоне "порто-франко" на территории Одесского морского торгового порта". Но реализация проекта столкнулась с огромным количеством проблем, начиная с того, что СЭЗ "порто-франко" являлась самой маленькой СЭЗ в Украине (всего четыре гектара свободных площадей). Но даже в этих условиях дирекция СЭЗ зарегистрировала пять инвестиционных проектов сметной стоимостью около 30 млн долларов. Но в 2005 г. киевские власти фактически удушили одесский проект. Хотя в соседней Румынии весьма успешно развивались СЭЗ в портах Галац и Констанца.

- Причина такого подхода очевидна,- считает бывший глава Одесской ОГА Сергей Гриневецкий. - Любое украинское правительство не желает передавать на региональный уровень экономические полномочия, а хочет само утверждать, решать и контролировать, что нужно для той или иной области... Уверен, что если бы в прошлом году был принят соответствующий закон, возрождающий "порто-франко" в Одесском порту, мы... получили бы инструмент, позволяющий привлечь в Украину реальные инвестиции, а также дополнительные грузопотоки.

Новую актуальность старой теме придало создание зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом.

"Изучение феномена "порто-франко", - пишет современный исследователь, - интересно еще и в контексте дискурса о зоне свободной торговли между странами ЕС и Украиной. Современное видение зон свободной торговли как зон свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы почти полностью совпадает с функциями одесского "порто-франко"... Несмотря на то, что между тогдашней Одессой и нынешней Украиной существуют значительные различия, опыт "порто-франко" необходимо учитывать, ведь так же, как зона "порто-франко" способствовала стремительному развитию города, так и договор о свободной торговле между Украиной и европейскими странами может способствовать развитию нашего государства".

"Заложники" названия

Говорят, как лодку назовешь, так она и поплывет.

Дав газете имя "Порто-франко", мы поневоле стали "заложниками" такого названия. Ибо такая газета не могла стать зависимой от чьих-то интересов, кроме интересов самих одесситов. Не нам судить, насколько удается быть интересными читателям (хотя 25-летний стаж существования на "диком" местном рынке СМИ вроде бы говорит сам за себя), но одно можем сказать с чистой совестью: НИКОГДА газета "Порто-франко" не обслуживала ни власть имущих, ни деньги дающих. Наши корреспонденты и авторы всегда были свободны как в выборе тем, так и в их освещении.

И в этом наша верность славной одесской традиции, воплощенной в термине "порто-франко".

Подготовил Константин РИТИКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.