Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 36 (1032)
17.09.2010
НОВОСТИ
Культура
Память
Обратная связь
Эхо событий
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 36 (1032), 17.09.2010

О ВРЕМЕНИ, О ТЕАТРЕ, О СЕБЕ

Гастроли московского театра "Школа современной комедии" отличались необычайной открытостью его мастеров. Тон задавал сам руководитель театра Иосиф Райхельгауз, который не только всеми возможными способами пропагандировал свой коллектив, но и провел серию мастер-классов. Этот почин подхватили и другие мастера театра, интервью с которыми нередко превращались в своего рода мастер-классы по демонстрации высокого творческого и интеллектуального уровня. Наши корреспонденты побывали почти на всех встречах и пресс-конференциях и услышали столько интересного, что не могли не поделиться с читателями.

Иосиф Райхельгауз, руководитель театра, народный артист России:

- Для меня театр - часть жизни. Это самое трудное, о чем договариваюсь со студентами и молодыми артистами. Артист не идет никого играть, представлять, исполнять и так далее. Он имеет возможность здесь и сейчас проверить этот опыт, эту формулу. Поэтому так интересно работать с непрофессиональными артистами или теми, кто выходил на сцену случайно, считанные разы. Когда у меня в спектакле играет Александр Гордон (кстати, актер по образованию, но, главное, прекрасный журналист и очень содержательный человек) и по ходу сюжета просит одолжить ему денег на жилье, - это один случай. Саша каждые два-три года меняет жену, оставляет ей квартиру, для него такая ситуация в порядке вещей. Когда ту же роль исполняет миллионер Борис Вайнзихер, который легко может купить два-три дома, ни у кого не одалживаясь, - это другой опыт, очень интересный и для него самого, и для зрителей... Технологиям актера научить не так уж сложно, но сам артист должен быть содержательным, значительным. Поэтому зрелый человек на сцене мне интереснее, чем подросток в 16 или 17 лет.

- Конечно, очень важен успех у публики, у критиков. Но самое важное - твое честное мнение о своей работе. Когда я сочиняю спектакль, то сажусь на свое любимое место в зале (у каждого режиссера есть такое) и стараюсь стать обычным зрителем. Например, когда я сочинял "Русское горе" по грибоедовскому "Горю от ума", я увидел танец рукописи в воздухе под знаменитый вальс Грибоедова. Нашли иллюзиониста, через неделю листочки заплясали именно так, как я того хотел. Самое трудное - придумать начало спектакля и финальную точку...

Сергей Юрский, народный артист России:

- Идея поручить мне роль "отца народов" родилась не у меня, а у автора пьесы, знаменитого молдавского русскоязычного драматурга Иона Друцэ. Когда Друцэ предложил мне сыграть Сталина, что-то в этом меня, как говорится, зацепило. Мне претит слюнявая интеллигентская позиция, которую высказали многие мои знакомые: "Ты себя, Сергей, погубишь, если будешь связываться с этим человеком, он упырь, дьявол, его нужно забыть и не вспоминать!"

Это как нарыв иметь у себя на теле, но не лечить, не вскрывать, а закрывать и замазывать. Очень опасно! С другой стороны, несомненное усиление сталинистского направления мысли в обществе вызывает ощущение ужаса. Может вырасти, да и растет новый русский фашизм. Сталинизм и Сталин - вещи сходные, но разные. Сталинизм - это не один человек, а то, что в обществе растворено. С каких пор? Этот вопрос меня занимает. С тех пор, как Сталин стал генсеком, или с 1917 года, или с началом правления Николая Второго, а то и Петра Первого, Ивана Грозного, с более древних времен? Я рассматриваю Сталина как жертву сталинизма...

Меня часто спрашивают, и в Одессе тоже, как я отношусь к исполнителях роли Остапа Бендера. Из всех я бы отметил только Арчила Гомиашвили, он сыграл некую противоположность моему Бендеру. Из более молодых артистов эту роль мог бы сыграть Олег Меньшиков. Но ведь не сыграл толком, у него была режиссер, которая обладала финансовыми средствами, но совсем была лишена средств внутренних: ни ощущения эпохи, ее ритма, ни ощущения ритма речи персонажей Ильфа и Петрова. Не спрашивайте об этом больше, никого себе в компанию я пока не хочу...

Категорически не выношу, когда артиста называют звездой. Это чтобы подчеркнуть его значимость? Ходят такие, уже восемью линиями подчеркнутые, а значимости нет. А что касается "селф- мейд-менов"... Я эту американскую мечту уважаю. Хороший журнал "Story" читаю, там описаны довольно занятные истории, масса героев, которые сами себя сделали. Но порой возникает ощущение какого-то выпадения из реальности. Штампы сегодняшних биографий, написанных по одной кальке, подтягивание их к одному образцу - все это пахнет подтасовкой фактов. К этим примерам подтягивают всех. Кто был ничем - стал всем. А выбор персоналий? Эдит Пиаф - потрясающая певица, но назвать ее творцом нельзя, это птица, которая однажды запела, и пела до последнего дня. Творец - Бог! Все эти жизнеописания тех, кто сам себя сделал, часто вызывают отношение такое: это выдумка, а не реальность. Авантюристы, птицы, даже иногда бабочки однодневки... А разве не герой своего времени ученый Нильс Бор, который есть могучее, роскошное дерево, определившее результаты вокруг себя? Все так обмельчало...

Екатерина Кретова, критик, заведующая литчастью театра:

- Каждому, кто пишет о театре, следует найти свой конек, дабы в дальнейшем делать из него "конфетку". Это дает особое состояние в профессии. Для меня таким коньком стал мюзикл, который я глубоко изучаю... Но о мюзикле в России как о покойнике: или хорошо, или никак. Потому что жанр этот в русском театре - Золушка. Не любят его, не знают, не понимают. Не умеют ставить, не умеют прокатывать...

Невозможно изучать эпоху Достоевского по его романам, а эпоху Островского - по его пьесам. Большие художники создают свои собственные миры, с реальностью имеющие мало общего. В старинных московских газетах мне удалось найти много интересных критических статей, из которых выяснилось, что успешного драматурга Островского упрекали в том, что так, как его герои, реальные представители купечества не говорят. Все было другое - быт, наряды, интересы... Это не умаляет значения знаменитых пьес, просто расширяет границы наших знаний об эпохе. Мне также было важно прочесть в этих газетах статьи о собраниях акционерных обществ, городских происшествиях и при том понять, как же на самом деле зрители воспринимали увиденное в театре, где проводили время до и после посещения спектакля. Лет через сто кто-то будет изучать эпоху по сегодняшним газетам и сделает новые открытия!

Юрий Чернов, народный артист России:

- Я учился в Московском эстрадно-цирковом училище и подрабатывал в кино. На съемках фильма "Пароль не нужен" (это, кстати, была первая кинокартина с главным героем Максимом Исаевым - Штирлицем, его играл Родион Нахапетов) меня заметили и предложили сыграть роль Сыромятникова в фильме "Доживем до понедельника".

После этой картины мне вдогонку часто летело: "А мне мама говорила, что птичку убивать нехорошо", "а России после Петра I на царей не везет", "вот поставишь единицу, а из него получится Юрий Никулин". Кстати, в сценарии конец этой фразы звучал так: "из него получится Олег Попов", но так как мы с Тихоновым симпатизировали Юрию Владимировичу, то мы попросили Ростоцкого, чтобы он разрешил заменить Попова на Никулина...

Я много играл в кино, но есть две несыгранные роли, о которых вспоминаю с сожалением. Меня утвердили на роль Петрухи в фильме "Белое солнце пустыни". Но я тогда еще учился и меня не отпустили на съемки. Так что Петруха - это моя неспетая песня. Похожий случай был и с фильмом "Дерсу Узала", который снимал великий Акиро Куросава. Там у меня была маленькая роль, но зато открывалась возможность побывать в Японии. Но и тут не сложилось...

Меня очень порадовало, когда в Одессе вспомнили о том, что я играл главную роль в фильме Сергея Юткевича "Маяковский смеется". Меня поразило, как Юткевич разговаривал на съемочной площадке - очень тихо, но все слушались его бесприкословно. Это была необычная картина, фильм-коллаж, в нем были игровые эпизоды, хроника, мультипликация. Фильм этот в свое время прошел незаметно, а жалко.

Подготовили Мария ГУДЫМА
и Константин РИТИКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.