Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (1012)
30.04.2010
НОВОСТИ
Культура
День Солидарности
Молодежь
Детская страничка
Здоровье
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (1012), 30.04.2010

ТВОРЕЦ ГИГАНТСКОЙ ЛЕСТНИЦЫ

Каждый крупный город имеет свой архитектурный символ. В Москве - это силуэт Спасской башни, в Петербурге - памятник Петру на фоне Исаакия, в Киеве - монумент Богдану Хмельницкому с общим видом Софийского заповедника. Для Одессы таким символом стала Потемкинская лестница, которую Марк Твен, посетивший Одессу, назвал гигантской, подчеркивая размеры сооружения. Но, что интересно, она много лет так и называлась - Гигантская лестница на Приморском бульваре. Потемкинской лестница стала после триумфально прошедшего по всему свету фильма Сергея Эйзенштейна.

Проект лестницы был составлен Францем Боффо, одним из первых работавших в Одессе видных итальянских архитекторов (таких, как Делаква, Моранди и других). За период творческой деятельности в Одессе с 1818 по 1857 годы городской архитектор Ф. К. Боффо создал свыше 50 различных общественных и жилых зданий.

Закладка лестницы по проекту, предложенному Боффо в 1825 году, состоялась 1 мая 1834-го, а строительство завершено в 1841 году. Высота лестницы - 27 метров, ширина марша вверху - 13,4, внизу, у Приморской улицы, - 21,6. Благодаря этому различию в ширине верха и низа лестница очень выигрышно и торжественно выглядит в перспективе. Особенно большое впечатление грандиозности каменного массива создается, если смотреть на лестницу со стороны Приморской улицы. Оно усиливается тем, что в просвете двух полукруглых зданий в самом центре бульвара возвышается памятник дюку де Ришелье. Мартос изваял вельможу не просто "в моменте шествующем": генерал- губернатор края и градоначальник приветствует гостей и приглашает их зайти в город. Памятник стал олицетворением гостеприимства одесситов.


Первоначально лестница состояла из 200 ступеней, разделенных площадками на 10 равных маршей. В процессе строительства порта уровень Приморской улицы был поднят, и лестница уменьшилась на 8 ступеней. С двух сторон лестница ограждена двухметровыми каменными парапетами, спускающимися к морю ритмическими уступами.

Сначала ее ступени и площадки были покрыты плитами из зеленовато-серого камня-песчаника, доставленного в Одессу из Триеста. С течением времени камень выветрился и износился. При реконструкции в 1933 году ступени лестницы облицевали розово- серым гранитом, возвратившим ей утраченную нарядность.

Лестница составляет одну из наиболее ценных частей архитектурного ансамбля Приморского бульвара. Более того, глубина замысла, вложенного в это сооружение, органическая связь огромного каменного массива с окружающим пейзажем и планировкой, большое мастерство в создании его величественного и строгого облика - все это делает гигантскую лестницу Одессы одним из лучших памятников архитектуры первой половины XIX века.

Приморский бульвар ограничивается двумя небольшими площадками в начале и в конце. На одну из них, открывающую бульвар с северо-запада, выходит строгий в своем архитектурном виде дворец графа М. С. Воронцова. На другую, замыкающую юго- восточную конечность бульвара, ориентировано стоящее над обрывом двухэтажное здание бывшей старой биржи (горсовета).

Архитектурный облик усадьбы графа М. С. Воронцова, сооруженный по проекту Ф. К. Боффо, складывался из различных по назначению и форме строений. Очень прост по своей конфигурации в плане и компактен по объему корпус самого дворца. Каждый из его фасадов, в зависимости от того, куда он обращен - к морю или к бульвару - получил свое оригинальное решение. Ориентированный в сторону бульвара фасад имеет плоский портик с ионическими колоннами. Фасад, обращенный к морю, расчленен по всей высоте пятигранным выступом, ребра которого украшены ионическими колоннами, выступающими на три четверти диаметра из стены. Со стороны подъезда фасад оформлен портиком с дорической колоннадой, некогда застекленной и предназначенной для устройства зимнего сада. Строги по рисунку барельефы фриза и подоконных ниш второго этажа.

По убранству парадных апартаментов воронцовский особняк не уступал крупным петербургским загородным дворцам. Здесь и роскошные декоративные гостиные, и приемный зал, и столовая, и центральный (белый) зал. Живописные плафоны, художественная роспись на стенах, двери и паркетные полы из драгоценных пород дерева, мраморные камины и хрустальные люстры - все это придает блеск и величие дворцу.

Первоначальная роспись плафонов и стен в послевоенные годы была реставрирована и сбереглась достаточно хорошо.

Сохранилась также величественная крытая колоннада, поставленная вблизи дворца, на самом краю обрыва. Она расположена по дуге и состоит из 20 колонн. Колоннада видна далеко со стороны моря и давно уже стала одним из архитектурных символов старой Одессы.

Несмотря на существенные изменения первоначального архитектурного облика дворца-усадьбы, происшедшие в течение многих десятилетий, он представляет собой исключительную художественно-историческую ценность и занимает одно из ведущих мест в ансамблевой застройке Одессы.

В 1828 году архитектором Боффо был разработан уже названный проект биржевого дома. Постройку здания на Приморском бульваре начали в 1829 году, однако в связи с изменениями размеров биржевого зала, которые произвели по требованию генерал- губернатора, строительство затянулось и было окончено только в 1834 году.

В связи с тем, что проектная документация по этому сооружению была утеряна, долгое время авторство приписывалось замечательному петербургскому архитектору Джакомо Кваренги. На самом же деле речь может идти лишь о несомненном влиянии на Aоффо такого шедевра архитектурного гения Кваренги, как Александровский дворец в Царском Селе (город Пушкин).

Здание старой биржи в архитектурной обработке просто и строго. Вначале оно имело в плане характерную для построек классицизма форму несколько растянутой буквы "П" с резко выступающими вперед боковыми крыльями. Окрашенные в мягкие желто-белые тона фасады биржи почти на всем протяжении были лишены каких бы то ни было украшений, и на их строгом фоне особенно торжественно выглядела двойная коринфская колоннада, соединявшая крылья здания и образовывавшая внутренний дворик.

В 1871-1873 гг. по воле одесского купечества это классическое здание было перестроено (под руководством местного архитектора Ф. О. Моранди). О былом облике здания напоминает сохранившийся ряд колоннады, за которым при перестройке возведена каменная стена с парадным входом. Открытый дворик биржи, когда-то видневшийся с бульвара через колоннаду, был застроен служебными помещениями и парадным двухэтажным вестибюлем. В здании сохранился биржевой зал с характерной для классицизма ротондой. Боковые выступы главного фасада, имевшие первоначально большие арочные окна, получили полукруглые ниши. В одной из них помещена статуя Меркурия, в другой - статуя Цереры. Не сохранились мраморные скульптуры льва и львицы, стоявшие на цоколях у входа в здание. Над балюстрадой появились часы и скульптура из двух фигур работы одесского скульптора Луиджи Иорини, символизирующая день и ночь, а над нишами боковых выступов - гирляндовые орнаменты... Позднее к зданию было пристроено трехэтажное крыло, ориентированное фасадом в сторону моря.

Все изменения первоначального замысла архитектора говорят об упадке вкусов эпохи, когда на смену классическому стилю пришел эклектизм. Тем не менее красота прежнего стиля не была окончательно разрушена. Здание и поныне является образцом зрелого русского классицизма, украшает Приморский бульвар и входит в его ансамбль как памятник архитектуры первой половины XIX века.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.