Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 11 (1007)
26.03.2010
НОВОСТИ
Культура
Юморина 2010
Образование
Юбилей
Детская страничка
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 11 (1007), 26.03.2010

УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ...

"Дорогая Антонина Афанасьевна!

Поздравляю Вас с юбилеем! Хочу признаться, что через всю жизнь я пронесла нежные чувства любви и уважения к своей Первой Учительнице. Когда вы пришли к нам в первый класс, ведь Вы были совсем молодой - 28 лет, - но мне казалось, что у Вас за плечами большой педагогический опыт. Вы прекрасно разбирались в детской психологии, умели держать дисциплину на уроке, научили нас аккуратности, умению правильно распределять свое рабочее время - через график дня. Вы многим дали счастливую путевку в жизнь. Ваши ученики в большинстве своем - достойные люди нашей Родины. Спасибо Вам, низкий поклон.

Ваша Марина Гусева".

Время не властно над памятью. Антонина Афанасьевна Поповиченко бережно перелистывает увесистые фотоальбомы.

- Вот она, Мариночка Гусева, - с радостью узнает на очередной фотографии автора приведенного выше поздравления к юбилею любимой учительницы ровно пять лет назад. - А вот ее брат, близнец. Мариночка стала врачом. Вообще многие мои ученики выбрали медицинский. Этот и эта девочка, и этот мальчик..."

Они до сих пор для нее мальчики и девочки, хотя у многих из них уже свои внуки. Немудрено: Антонина Афанасьевна пришла к своим первым ученикам в послевоенные годы и посвятила школьникам младших классов без малого сорок лет. Без преувеличения можно сказать: всю жизнь. Подкачавшее здоровье внесло в жизненный путь свои коррективы, и если бы не серьезная операция, работала бы в школе еще. "Вы многим дали счастливую путевку в жизнь" - такое признание многого стоит...

Она была младшим, третьим ребенком в обычной одесской семье небольшого достатка, где главными ценностями были не материальные, а духовные. Мама привила детям качества, определяющие достойную жизнь: трудолюбие, исполнительность, систематичность и аккуратность. Именно этого всегда добивалась от своих учеников и Антонина Афанасьевна терпеливой, требовательной любовью. Без любви вообще невозможно долго работать с детьми...

Сказать, что поначалу молодой учительнице приходилось трудно, значит, ничего не сказать. Первое место ее работы по окончании Одесского педагогического училища - село Большое Плоское Великомихайловского района. Значительная часть жителей - старообрядцев - умную девушку не особенно жаловала, да и в классе мало кто из ребят безудержно рвался к знаниям.

А учительница взялась за дело со всей строгостью и принципиальностью. Класс был третий, а работать приходилось как с первоклашками: приучать заново к труду, системе, выполнению домашних заданий...

Приехавшая в гости сестра посмотрела, как мучается Антонина с нерадивыми подопечными, и по-родственному, от души, посоветовала: бросай ты это дело, пока не поздно; экзамен они все равно не сдадут, а ты виновата будешь.

Серьезно задумавшись, молодая учительница вняла совету и вскоре подала заявление об уходе. Как ни уговаривал ее директор остаться, выбор был сделан, и, судя по дальнейшему пути, правильный. Любой опыт всегда бесценен и никогда не бывает лишним: в село Славяносербка Антонина Поповиченко пришла уже не новичком в педагогическом деле.

Позднее получила диплом учителя истории: в Тираспольском педине училась заочно, работая уже в те годы в родной 74-й школе, что на 2-й станции Большого Фонтана. Вернулась, как говорят, в родные стены, и проработала здесь двадцать лучших лет своей жизни: дала "счастливую путевку в жизнь" (по выражению бывших учеников) более чем двумстам маленьким одесситам, обзавелась семьей, вырастила двух сыновей. Для нее не существовало слов "устала", "не проверила", "не успела". Систематическую добросовестную проверку тетрадей считает одним из самых важных моментов воспитания младших школьников: никаких больничных - ведь это пропущенные дни в школе, а значит, потеря системы, выбивание ритма. А ритм этот на первых порах учебы так важно выдерживать, недаром ведь именно начальная школа закладывает фундамент будущей успешной жизни. Жаль, что не каждый учитель понимает это со всей ответственностью. Антонина Афанасьевна всегда относилась к детям как к большой школьной семье, и, когда она говорит, что семейные ценности стоят для нее неизменно на первом месте, это вовсе не означает выбор "работа или семья", а наоборот, одно органически дополняет другое.

Когда муж получил квартиру на Черемушках, активно застраивавшихся в 70-е годы, Антонине Поповиченко предложили новое место работы, поближе к дому. А точнее сказать, совсем рядом, во вновь построенной 20-й школе. Но как бросить родную 74-ю? Почти месяц моя собеседница пробовала совмещать две работы, но тот, кто немного знаком с практической педагогикой, понимает, насколько это был изнурительный эксперимент - ездить учить детей в одну из смен на Фонтан, в другую - на Черемушки. Кроме того, работать на новом месте было нелегко еще по одной причине: если на Фонтане было все устоявшимся и привычным, жильцы обитали в одних и тех же домах десятилетиями, приводили в родную школу своих детей, внуков, и, соответственно, в 74- й школе была своя какая-то особая аура, свои традиции и преемственность, то Черемушки того времени являли собой некий Вавилон, сборище абсолютно разномастной публики, и школа, соответственно, представляла собой еще один вавилонский слепок. Для человека с ключевым словом жизни "система", согласитесь, это немалое испытание. Но Антонина Афанасьевна прошла его достойно, проработав в 20-й школе еще без малого двадцать лет, а это несколько выпусков, несколько сот воспитанников...


И все-таки самый главный воспитанник - собственный сын Александр. Собеседница не акцентирует моего внимания на пожелтевших афишах, анонсирующих его ранние выступления, но не заметить их трудно, так же, как и немыслимое обилие книг в этой комнате.

- Сын в детстве очень любил читать, - рассказывает Антонина Афанасьевна, - одних только полок с книгами было полсотни, а сколько книг было еще на шкафах, на полу! После девятого класса Саша поступил в математический класс школы № 16, но поступил туда не из-за того, что очень любил математику: просто одноклассники не давали ему покоя, говорили, что его высокие оценки - заслуга мамы- учительницы... А когда пришло время выбирать жизненный путь, заявил: хочу туда, где читать надо много. Поступил на филфак университета, многого достиг в жизни...

Сегодня речь не о нем, но как можно не упомянуть этого известного в городе, хотя и много лет не живущего здесь человека, если мама его - не просто учительница начальных классов или истории, а Учитель, которому из года в год благодарные ученики, используя любой повод - юбилей или 1 сентября, - не устают повторять вечное: "...пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени..."

Ирина ДЕНИСОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.