Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 27 (923)
25.07.2008
НОВОСТИ
Культура
Скандалы
Обратная связь
Женский клуб
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 27 (923), 25.07.2008

ОБ ОДНОМ ПОРТРЕТЕ ВОРОНЦОВОЙ

В 1966 году известный московский собиратель Ф. Вишневский приобрел акварельный портрет молодой женщины в зеленом платье. Анализ живописных приемов подтвердил его догадку: это работа известного художника первой половины XIX века Петра Соколова. Акварель экспонировалась в Государственном музее имени А. С. Пушкина на выставке собрания Вишневского. Было высказано предположение, что художник изобразил Елизавету Ксаверьевну Воронцову, знакомую Пушкина. Поэт был сильно увлечен ею во время пребывания в Одессе в 1823-1824 годах. В каталоге акварель датировалась концом 1820 годов.

Однако Елизавета Ксаверьевна на соколовской акварели выглядит значительно моложе, чем на других портретах конца 1820 - начала 1830 годов. Появилась необходимость в дополнительном изучении акварели.

Известно, что Соколов, писавший обычно с натуры, точно передавал туалеты позировавших ему светских красавиц. Молодая аристократка, изображенная художником, несомненно одевалась по последней моде. Пришлось обратиться к ее костюму. По нему удалось уточнить время создания портрета. Платья подобного покроя - с поясами по талии, "эполетками", двойными рукавами - начали носить за границей уже с 1821- 1822 годов. С 1823 года стали модны высокие пышные чепцы из кружев и лент - "мельничные крылья", как их тогда называли. Мода на эти чрезвычайно дорогие уборы держалась в течение десяти лет, но в портретах 1825-1827 годов они встречаются на немолодых уже женщинах. Прическа портретируемой также характерна для 1823 года. Изысканный блекло-зеленый цвет ее платья, зеленоватые камни в серьгах, дымчато-зеленые полосатые ленты чепца - также мода 1823 года.

Новая дата написания портрета - около 1823 года - заставила вернуться к иконографии Воронцовой, к воспоминаниям о ней современников.

Известно более десяти портретов Воронцовой. Многие сделаны в 1830-1860 годах. Близкими по времени создания к соколовской акварели оказались три: миниатюра французского художника Ф. Милле, литография Г. Энгельмана, напечатанная в Париже в 1820 годах, и акварель венского живописца И. Тельчера. Два портрета (миниатюра и акварель) репродуцировались в юбилейных парижских изданиях и альбомах. Наиболее схожая с соколовским портретом миниатюра Милле не датировалась. Однако определить время ее создания оказалось нетрудно, так как миниатюра послужила оригиналом для литографии Энгельмана. Следовательно, портрет мог быть сделан между 1819 годом, когда двадцатисемилетняя Элиса Браницкая стала в Париже женой будущего одесского начальника Пушкина М. С. Воронцова, и 1822 годом возвращения Воронцовых в Россию. Скорее всего он был заказан в 1819 году как свадебный подарок. Костюм и прическа Елизаветы Ксаверьевны на миниатюре подтверждают такое предположение.

Ученик знаменитого Изабе Милле пользовался громким успехом. Его миниатюры отличались большим сходством, несмотря на некоторую манерность и однообразие поз. Портрет молодой Воронцовой не был исключением. Художник изобразил в обычной для него манере кокетливую, живую, счастливо улыбающуюся молодую женщину.

Сравнительный иконографический анализ акварели Соколова с портретами молодой Воронцовой, особенно с миниатюрой Милле, не оставил сомнений в том, что на акварели изображена именно она.

Портрет, вероятно, был сделан в начале лета 1823 года в Петербурге, перед отъездом Воронцовой в южные поместья. Осенью Елизавета Ксаверьевна переехала к мужу в Одессу, где и познакомилась с Пушкиным. Встречи поэта с Воронцовой продолжались до лета 1824 года, когда по настоянию Воронцова Пушкин был выслан в свое псковское имение - село Михайловское.

Акварель написана свежо и артистично. Она поражает точностью рисунка и прозрачностью красок. Изысканная гармония холодноватых зеленых тонов и теплых серовато- охристых, тщательно проработанное лицо, шея, плечи, где мазок короткий и плотный с небольшими белильными ударами, в отличие от широкой живописи одежды, - все это говорит о мастерстве акварелиста Петра Соколова.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.