Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 25 (921)
11.07.2008
НОВОСТИ
Культура
Личность
Проблемы
Вопросы-ответы-советы
История
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 25 (921), 11.07.2008

"МАСКИ" И ШОУ

Художественный руководитель комик-труппы "Маски", заслуженный артист Украины Георгий Делиев рассказал нашим корреспондентам о некоторых забавных эпизодах своей творческой биографии.

"Выстрел" "Авроры"

Фильм "Семь дней с русской красавицей" мы снимали в четырех городах - Москве, Ленинграде, Одессе и Бухаре. В Ленинграде мы хотели снять пародию на историко- революционное кино: я изображал Ленина на броневике, причем танцевал чечетку, и "Аврора" стреляла у нас:

Чтобы попасть на "Аврору", нужно было получить разрешение адмирала. А дело было в 1991 году, еще существовал Союз. Директор картины, когда мы приехали в Питер, сказал мне: "Георгий, вы, пожалуйста, не езжайте на встречу с адмиралом, я лучше сам поеду". Он надел красивый костюм, я напечатал один лист, как будто это фрагмент из сценария. Начинался текст примерно так: "И вот наши почетные иностранные гости поднялись на легендарный крейсер "Аврора". Они были восхищены массивностью этих пушек и строений. Экскурсовод Фурич рассказал о легендарном прошлом крейсера, о наших революционных событиях. Гости с интересом ощупывали предметы:". При этом нельзя было представить себе, до чего же странно выглядят наши "иностранные гости". На комедию не было и намека.

В общем, командующий Балтийским флотом дал нам разрешение, согласовали все с начальником музея, с капитаном корабля. Нам поставили все печати, и мы поехали с Юрой Володарским снимать. При этом понимали, что надо все быстро снять и скорее ноги делать: а не то выгонят, да еще и арестовать могут. Успели все снять, уже переоделись, собирали свет и реквизит, а тут приехал кто-то из начальства смотреть, что мы за безобразие устроили. Пригласили нас попить кофе, поговорить. Но мы сказали, что нам еще одна съемка предстоит и уехали.

Сам же выстрел "Авроры" был взят из фильма Сергея Эйзенштейна. Но наша "фишка" заключалась в том, что он происходит случайно. Господину Пересу, израильтянину, африканец Мганга привязал веревочку, и пока он пытался ухаживать за Марией, что-то там ей рассказывал, веревка натянулась, пушка выстрелила. Но выстрелила сюрреалистически: черно-белая хроника, узнаваемые кадры, побежали революционеры. На что Перес говорит: "Ну, конечно, опять скажут, что во всем виноваты евреи!" Антисемиты тогда муссировали тему, будто революцию делали одни только евреи: Кстати, и эйзенштейновский кадр с выстрелом "Авроры" из фильма "Октябрь" тоже был придуман, пушка на самом деле не стреляла.

И Ленин такой:

Для этого фильма нужно было снять кадры у Смольного. Мы получили разрешение снимать на улицах Ленинграда. Естественно, такие номенклатурные места, как Смольный, охранялись, но мы же наглые были, все время рассчитывали на то, что нам будет везти, везти, везти. Нам действительно везло каждый раз. Мы приехали к Смольному со своей бумагой, пригнали туда массовку, пригнали броневик, который взяли на "Ленфильме". Начали снимать - и столкнулись с негативной реакцией прохожих. Чуть съемку не сорвали! Пришли пожилые люди с коммунистическими убеждениями, начали камни бросать, оскорблять нас. Одна женщина, когда увидела актера в гриме Ленина, кричала: "Сволочи, что ж вы делаете, вы мизинца его недостойны! Вас всех надо поставить к стенке, расстрелять, нет на вас Сталина!" И так далее. Слава Богу, у нас была милиция с собой, и люди при виде милиционеров поняли, что дело серьезное и немножко успокоились:

В Смольном тогда был обком партии - огромное количество черных "Волг" стояло и даже несколько иномарок, по тем временам редкость большая. И что интересно: как только мы начали снимать, машины возле Смольного одна за другой стали разъезжаться, хотя времени было всего три-четыре часа дня. Ну как бы чего не вышло, люди на всякий случай от греха подальше поспешили:

Из кирхи сделали: мечеть

А вот в мечетях в Бухаре нам не дали снимать. Нас туда даже близко не подпустили. Но мы и не рвались особенно: мы поняли, что это чревато: Мы снимали подъезд к мечети в пустыне, нашли очень красивый объект на натуре. Там кадр есть: у нас заканчивается бензин, мы подталкиваем фантастическую, навороченную машину. Итальянец говорит: "Давайте ее толкнем!" А еврей отвечает: "Толкнем? Да кто у нас купит эту рухлядь?!" И они ее толкают-толкают и доталкивают до мечети. А уже интерьер мечети снимали мы в одесской кирхе.

Это выглядит, конечно, забавно - сделать из кирхи мечеть. Мы получили разрешение там снимать, привезли несколько грузовиков песка, засыпали песком пол, внутри построили декорацию. У нас еще были шутки по поводу Советского Союза. В эпизоде, где идет обряд бракосочетания, и работница загса, у которой на груди висит огромный герб СССР, объявляет: "Именем Советского Союза:". И тут же уточняет: ": бывшего Советского Союза". А ведь Союз еще был, когда мы снимали. А когда закончили монтаж - его уже не было:

"Родина" продается, но не вся

Когда мы снимали "Маски" в Японии", то японцы, благодаря Юре Володарскому, наверное, думали, что приехали какие-то звезды круче Голливуда. Они нам очень доверяли, дали оператора, исполнительного продюсера: Японцев вообще интересует культура европейцев, они с большой готовностью помогали нам. Естественно, нужно было с хозяином каждого объекта договариваться лично. Мы заходили, нас угощали чаем, кофе, мы рассказывали о целях наших съемок. Честно говорили, что фильм комедийный, о русских героях, которые попали в Японию. Нас спрашивали, не будет ли чего плохого о японцах? Мы отвечали: "Это в "немом" стиле, тут нет никаких слов, вы сами будете видеть, что происходит".

Как-то договорились о съемках в японском ресторане. Там все разуваются при входе, а у одного из наших артистов носок оказался дырявым. Пришлось бедолаге подогнуть носочек, чтобы скрыть изъян: Расселись, принесли нам еду, начали ее на горелках готовить. И мы снимали сцену, как русские туристы, идиоты полные, никогда ничего подобного не видели, палочки для еды к рукам привязывают. Миша Волошин играл японца, который дарит ветерану - Боре Барскому - видеокамеру, а Боря в ответ из географической карты вырезает Курилы и преподносит ему. "Японец" еще какой-то сувенир протягивает - Боря отрезает Камчатку, затем - кусочек Дальнего Востока: "Японец" уже и Владивосток захотел получить, а ветеран стал насмерть: "Нет, все, Родину не продаем!"

Когда хозяин японского ресторана увидел эту шутку, он долго смеялся, так ему понравилось. Накрыл нам роскошный стол, приглашал каждый день питаться бесплатно. Ну мы приходили, "на шару" там ели, выпивали:

"Роман" с: медведицей

После фильма "Маски" в Колумбии" мы стали в этой стране очень популярными, чувствовали себя суперзвездами, даже круче, чем у себя на Родине. Начали мы там работать в цирке-шапито. Хозяин, дон Мартин, платил неплохо. Мы ему так понравились, что он никак не хотел с нами расставаться. Перевозил нас из города в город, мы работали в манеже, и, в общем-то, люди шли на нас, хотя в программе были артисты со всего мира. Да и мы как-то втянулись, хотелось зависнуть в этом цирке, разъезжая по Латинской Америке. А тут продюсер, Леша Митрофанов, начал звонить, забрасывать нас факсами: "Срочно приезжайте снимать "Маски-спортшоу"!" Мне нужно было забрать свой паспорт у хозяина и купить билет, но я сразу сделать этого не смог. Дон Мартин никак не хотел отпускать. У того свои были условия. Клоун, который два года выходил в номере с медведями, запил. А номер был такой. Клоун садился на лавочку, к нему выходила огромная медведица в платье, клоун отодвигался от нее. Она к нему придвигалась, придвигалась, пока он не падал с лавки. А она удивленно смотрела на него, после чего он уходил. Дон Мартин попросил меня выйти в этом номере с медведицей. Меня долго приучали к ней. Дрессировщик говорил: "Ты только не делай никаких резких движений, вообще ничего не играй, двигайся в точно таком же ритме:" Медведица обнюхивала меня в клетке, постепенно привыкла, я ей понравился, и потом вышел с ней несколько раз в этом шоу. Но дон Мартин так и не отпустил меня. Что делать? Я познакомился через приятельницу с начальником колумбийской спецслужбы, он меня принял, я объяснил проблему, и на следующий день сын дона Мартина принес мне паспорт и билет.

Крокодил на высоте

Как-то пришлось лететь через Кубу, там я примкнул к российским баскетболистам, которые возвращались с чемпионата мира. Один из них, длинный такой парень (колени у него не помещались, когда он садился в кресло, поэтому в самолете не мог спать), вез с собой маленького крокодила. Он его засунул в длинный носок-гольф, свернул калачиком, уложил себе на голову, сверху надел канотье. Прошел через контроль в аэропорту, крокодила никто не заметил. Но в дороге захотел похвастаться крокодильчиком, вытащил его из носка, поставил на пол, в проход между креслами. Крокодил обалдевший был немножко, долго сидел неподвижно, мы пытались его растормошить, даже подумали, что он умер. Вдруг он ожил и как побежал по этому проходу! Напугал пассажиров страшно:

"Пираты" - всегда первые

Когда начали выходить первые серии "Маски-шоу", нас довольно активно ругали критики и не менее активно воровали их прямо на телевидении. Дело в том, что все монтажные на ТВ были связаны благодаря единой эфирной зоне: можно было по сети увидеть, что у нас происходит. Когда мы делали перегон с кассеты на кассету, то монтажеры, видимо, по секрету друг другу сообщали об этом, и тайком перегоняли себе. Я случайно об этом узнал. Работал на телевидении ночью, вышел, извините, в туалет, и вдруг слышу знакомую мелодию. Заглянул в монтажную, спрашиваю:

- Что вы здесь делаете?

- Да ничего, вот беру сигнал из соседней монтажки. Я только смотрю, вы не думайте. Это ваше? Ой, как здорово!

А когда продюсер решил выпускать кассеты VHS с сериями "Маски-шоу", вся Москва уже была полна "пиратскими" кассетами, они появлялись раньше, чем в телеэфире. На ТВ иногда просили что-то вырезать, а на пиратских кассетах можно было увидеть полный вариант.

"Мы, одесситы, хитрые:"

В 1998 году, во время дефолта, я заканчивал снимать два фильма "Маски" в тюрьме". Дефолт, конечно, ударил по нам больно, но мы успели еще до того построить декорации, заключить договоры с группой, обзавестись своей монтажкой, своей съемочной техникой, киностудии оплатили все счета. Тогда приехали Леня Ярмольник и Леня Якубович в Одессу на какие-то съемки, зашли в пятый павильон к нам, а там гигантская такая голливудская двухэтажная тюрьма стоит. Они и спрашивают: "Жора, а как тебе удается сейчас, во время дефолта, снимать?" Я отвечаю: "Ребята, мы, одесситы, хитрые:"

Но это был последний сериал, который Российское телевидение покупало целиком.

В 2004 году на ТНТ приобрели наш сериал, восемь серий. Их должны были показывать перед новогодними праздниками. Я все сдал в срок, уже даже якобы поставили в сетку вещания, но потом, к своему удивлению, не нахожу сериал в программе. Перед нами слегка извинились: "Поставим на первое апреля". Опять не выходит. А ведь заплатили, что самое удивительное! И потом на ТНТ делают такой финт: показывают 1 Мая все восемь серий. Напрочь убивают сериал! Потом нам объяснили, что хотели повысить рейтинг первомайского эфира, добиться, чтобы те, кто смотрит телевизор в этот день, смотрели именно ТНТ, а не другие каналы. И действительно, когда проверили рейтинги, выяснилось, что Первого мая все зрители ушли на ТНТ, но их в принципе в тот день было мало.

Профсоюзы против "чужого" смеха

В 2000 году мы находились на гастролях в Германии. Там познакомились с английским продюсером. Он посмотрел несколько наших серий, понял, что это очень перспективный телевизионный продукт, и предложил снимать "Маски-шоу" для Европы. Адаптировав под понятные немцу, англичанину и другим европейцам темы. Разработали договор, очень выгодный для нас, нам предоставили льготные, можно сказать, условия, нашли инвесторов. Меня повезли на производственную базу в Баден-Баден, там, в лесу, такой себе "телевизионный Голливуд". Дали уже разрабатывать темы, редактора, хорошего, кстати, творческого человека. Немцы просили придумывать шутки про "новых русских", которые пускают пыль в глаза, приезжая в Германию. Мне казалось, что это уже давно избито. Но партнеры уверяли, что в Европе - "самое оно". Потом, правда, намекнули, что если бы такое шоу делали сами европейцы, это посчитали бы неполиткорректным: Первые серии должны были называться "Маски" в Швейцарии" и сниматься на горном курорте, где-то во Французских Альпах. Мы придумали с ребятами два шикарных сценария: приезжают "новые русские" в Альпы отдыхать. Гостиницы, лыжи, техника снежная, все понравилось. Продюсер приезжал к нам в Одессу, начали дружить. Оговаривали сроки: А потом на телеканалах германских что-то произошло. Я думаю, нас не пустили потому, что местный профсоюз восстал. У них есть свои комики, свои комедийные передачи.

Беседовали Александр ГАЛЯС
и Мария ГУДЫМА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.