Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 22 (918)
20.06.2008
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
История
Туризм
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 22 (918), 20.06.2008

С АВГУСТА ДО КОНЦА ОБОРОНЫ

К 10 августа 1941 года фашисты рассчитывали захватить Одессу. На защиту города грудью встали бойцы Приморской армии, авиации, морской пехоты, корабли и береговые части Черноморского флота, а также население, показав образец непоколебимой стойкости.

На аэродромах, расположенных вблизи Одессы, действовал 69-й истребительный полк армейской авиации. Увы, к 15 августа в нем осталось только 19 самолетов.

На окраине города находился небольшой аэродром Школьный. Туда прибыла первая эскадрилья 8-го истребительного полка. Отправляя ее в осажденную Одессу, командир полка подполковник К. И. Юмашев сказал:

- Товарищи! Все необходимые указания и советы мы с комиссаром вам дали. А на все случаи жизни указаний дать невозможно. Поэтому действуйте по обстановке. Мы надеемся, что честь полка вы не уроните.

Едва летчики приземлились в Одессе, как получили боевое задание. Технический состав еще находился в пути, поэтому летчики сами подготовили машины к вылету. По данным разведки, на шоссейной дороге к Одессе замечена большая колонна вражеских войск. Надо было немедленно нанести по ней удар.

На штурм колонны пошла шестерка истребителей "И-16", ведомая заместителем командира эскадрильи старшим лейтенантом В. Н. Вальцефером.

Вот и дорога, но она оказалась пустынной. Неужели ошиблись? По обеим сторонам шоссе стоял густой кустарник. Летчики снизились, осмотрели его и обнаружили рассредоточенную пехоту.

Начали штурм. Вражеская зенитка открыла огонь. Лейтенант Павел Левченко выпустил по ней четыре реактивных снаряда, и пушка умолкла. Лейтенант Андрей Жалковский увидел замаскированный танк. Сделав разворот и набрав высоту, летчик спикировал и поджег его.

Мужество, ратное мастерство продемонстрировали в дни обороны Одессы летчики второй эскадрильи 32-го полка. Их меткие бомбовые удары не давали гитлеровцам покоя. Этим авиационным подразделением командовал капитан А. В. Шубинов. Сын потомственного рабочего-ткача Тверской губернии сражался с фашистами в небе Испании, на Родину вернулся с двумя орденами.

Одним из ярких событий в жизни эскадрильи стал удар по Черноводскому железнодорожному мосту через Дунай на магистрали Бухарест-Констанца. Об этом подвиге сообщило Совинформбюро.

Герой Советского Союза полковник запаса Б. М. Литвинчук так описал впоследствии эту операцию:

"Нас встречает мощная стена огня. С высоты 1700 метров входим в крутое пикирование. Но бомбы для большей точности бросаем только с высоты 500 метров. Потом узнали, что почти у каждого в фюзеляже самолета оказались свои же осколки... Рушится в воду громада центрального пролета, а горит вокруг все, даже плавающая на воде нефть. Уничтожили и перекачивающую станцию, расположенную на берегу... Разрушения оказались столь основательными, что когда в 1944 году наша армия освобождала от гитлеровцев Румынию, и мне снова пришлось побывать в памятном для меня месте, мост так и не был за три года полностью восстановлен".

Высоко оценил действия авиаторов бывший командующий Приморской армией генерал-лейтенант Г. П. Сафронов. Он писал: "С 20 августа до конца обороны... бомбардировщики совершили в район Одессы 1647 самолето-вылетов. Их удары по врагу были мощными и точными".

В оборонительных боях за Крым активно участвовали и летчики.

В северо-западной части полуострова было сосредоточено до 80 самолетов, главным образом истребителей.

Бот что сообщило 25 сентября 1941 года Совинформбюро: "Группа истребителей под командованием старшего лейтенанта Денисова подожгла и уничтожила при налете на вражеский аэродром 11 самолетов.

...В полдень 21 сентября эскадрилья вылетела на штурмовку аэродрома Чаплинка. Ударную группу вел Константин Денисов, истребителей прикрытия - старший лейтенант Давид Нихамин.

Противник не ожидал налета в этот воскресный день. Наши летчики с предельно малой высоты начали штурмовку. Один за другим на аэродроме вспыхнули костры, загорелись самолеты.

В конце сентября 1941 года в Крым перебазировался вновь сформированный 62-й отдельный смешанный авиаполк особого назначения. На его вооружении находились новые машины: истребители МИГ-3, ЛАГ-3 и пикирующие бомбардировщики ПЕ-2. Летный состав был подобран из инструкторов авиационных училищ, летчиков-испытателей авиационных заводов и тех, кто имел боевой опыт.

Бывший начальник штаба полка Я. З. Слепенков вспоминал:

"Много было у нас храбрых и опытных летчиков, защищавших Крым. И все же первыми из них я назову командиров эскадрилий Юлиана Кузьмича Пешкова и Николая Ивановича Чистова. Летчиков-истребителей Бориса Сергеевича Батаева и Виталия Ивановича Денисова, который открыл боевой счет полка. Мне неоднократно приходилось участвовать совместно с ними в жестоких воздушных боях, и я всегда восхищался их мужеством и отвагой".

За месяц напряженных боев экипажи полка сбили в воздухе и уничтожили на аэродромах 42 вражеских самолета, сожгли 35 танков.

30 октября 1941 года началась героическая оборона Севастополя. Беспримерную славу защитников этого легендарного города разделяет и авиация. В ее рядах появились новые полки: 11-й и 18-й штурмовые, 3-й и 7-й истребительные.

В трудной обстановке пришлось сражаться авиации Севастопольского оборонительного района. Соотношение сил и условия борьбы были слишком неравны. Захватив Крым, гитлеровцы сосредоточили здесь до 350 самолетов. А в распоряжении защитников Севастополя на 1 ноября имелось всего 82 машины. За восемь месяцев обороны по взлетно- посадочным полозам вблизи и в черте города фашисты выпустили более 15600 снарядов и сбросили около 3500 бомб. Над ними почти ежедневно висели гитлеровские истребители, как коршуны, подстерегавшие добычу. Но наперекор всему наша авиация вместе с другими войсками 250 суток стойко защищала Севастополь, совершив более 16 тысяч самолето-вылетов.

Боевыми действиями в те месяцы и дни руководил бесстрашный летчик, прекрасный организатор и воспитатель, тридцатилетний генерал-майор авиации Н. А. Остряков. Еще в небе Испании Николай Алексеевич совершил более 250 боевых вылетов, за мужество и отвагу был награжден двумя орденами Красного Знамени. Непревзойденное мастерство проявил он и в дни обороны Севастополя.

...16 ноября 1941 года выдалось пасмурным. Ветер гнал по небу неповоротливые тучи. Вражеская авиация продолжала налеты. Несколько бомбардировщиков прорвались к Севастополю. Наши истребители вступили с ними в бой. В этой схватке Яков Иванов совершил второй воздушный таран. Удар был настолько сильным, что самолет развалился в воздухе. Но, уничтожив врага, пилот и сам погиб, 17 января 1942 года младшему лейтенанту Я. М. Иванову было присвоено звание Героя Советского Союза.

"Летающий танк" - так метко назвали летчики самолет "ИЛ- 2". Пулеметно-пушечным огнем он наводил ужас на гитлеровцев. Мужественные люди летали на этих машинах. Среди них - Герой Советского Союза майор А. А. Губрий. В небе осажденного Севастополя Алексей Антонович продолжил свой боевой путь, начатый на Балтике.

На состоявших в те тревожные дни митингах авиаторы поклялись оправдать гвардейское звание. Клятву свою они выполнили. За годы войны в этих полках появились 19 Героев Советского Союза. А знамя 6-го гвардейского авиаполка увенчали два ордена Красной Звезды.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60