Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото Михаила РЫБАКА

Номер 41 (684)
24.10.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 41 (684), 24.10.2003

ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ: ВЛАДИМИР САКСОНСКИЙ!..

Этюд к творческому портрету

Славу музыкальной Одессе создавали и создают не только концертанты, обретавшие мировую известность и покинувшие родные места к тому времени, но и люди, которые сегодня живут среди нас, и день за днем, а то и буквально час за часом вершат свое на первый взгляд неприметное, однако же, великое и благородное дело служения музам и прекрасному.

К таким творцам принадлежит солист Одесской областной филармонии пианист Владимир Лазаревич Саксонский.

Окончив в середине прошлого столетия Государственную консерваторию имени А. Неждановой у прославленных педагогов М. Старковой и Л. Гинзбург, он вот уже полвека беспрерывно работает в названном концертном учреждении, является участником и автором многих тематических и монографических программ, адресованных различным направлениям музыкального искусства, его формам и жанрам, отдельным авторам.

Меломанам-любителям и поклонникам пианистского творчества Саксонского памятны некоторые из подобных клавирабендов: "Романтическая музыка", "Баллады и вальсы", "Чакона", "На крыльях песни", посвященные Д. Гершвину, Ф. Шопену, Р. Шуману и другие.

Остался в памяти и прошлогодний бетховенский цикл, на протяжении которого пианист, помимо сольного вечера, сыграл с Национальным филармоническим оркестром еще и Третий фортепианный концерт композитора.

Работа в филармонии – особая ипостась для музыканта-исполнителя. Не всегда она проходит на престижных и респектабельных сценических площадках и в аналогичных же зрительных залах. Календари филармонической деятельности, нацеленные на просветительско-эстетическое воспитание разноликих слушательских аудиторий, предусматривали и предусматривают (особенно в прежние времена) проведение концертов в самых различных, а порой отнюдь не приспособленных для этого условиях: в заводских цехах и на полевых станах, в убогих сельских клубах и школьных классах, в лечебных здравницах и общежитиях...

Посетителями филармонических концертов могут быть люди разной эрудиции и подготовки: от всезнающих профессоров и академиков, до тех, кому в прошлом довелось, фигурально выражаясь "переночевать в зоопарке"...

Нужно быть весьма тонким, вдумчивым и именно умным музыкантом, чтобы уметь угодить всем этим категориям слушателей.

Владимир Саксонский обладает подобным даром. Человек спокойный, уравновешенный и внешне дажа несколько замкнутый, он и за инструментом сохраняет тот же облик. И играет, – по первому впечатлению, именно в таком же ключе. Но?.. из-под пальцев пианиста всегда льется удивительно доходчивая и понятная музыка. Мало того – магически эмоциональная и захватывающая.

Внимательно вслушиваешься и проверяешь – не "оптический" ли это обман? Нет, все в ней, как говорят музыканты, на месте, каждая деталь выверена и тщательно уложена.

Нет в манере игры Саксонского так называемой внешней бравады. Он не сопереживает картинно тем или иным звуковым последовательностям, не вскидывает патетически над клавиатурой руки (разве что иногда и чуть-чуть – для расслабления кисти), не вытирает платочком пот с лица... Он уверенно, методично и спокойно извлекает из клавиш именно те звуки, которые в данный момент соответствуют контексту и замыслу исполнителя.

И слушатель всегда благодарен солисту за такое высочайшее мастерство. Каждой музыкальной пьесе, прозвучавшей в концертах Саксонского, всегда сопутствуют горячие и продолжительные аплодисменты, возгласы "браво!".

Так было и на недавнем юбилейном вечере артиста, программа которого состояла из произведений Ф. Листа. Ноктюрн "Грезы любви", фортепианные транскрипции каприсов Н. Паганини, 6-я венгерская рапсодия и многие другие сочинения в ней были исполнены пианистом с техническим блеском и самобытным образным совершенством.

В зале царил неистовый восторг слушателей, лился к сцене нескончаемый поток цветочных букетов...

Удивляет лишь "позиция" ответственных должностных лиц, до сих пор не представивших пианиста В. Саксонского к тому или иному почетному званию.

Однако отсутствие этой "формальности" (в цивилизованных странах Запада, кстати, вообще отсутствующей) с лихвой заменяют уважение и любовь истинных ценителей музыкального искусства к прославленному (именно так!) старейшине одесского пианизма, к достойному продолжателю в истории музыкальной Одессы славной творческой династии Саксонских!

Виктор БИРЗИН.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.