Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 50 (1046), 24.12.2010
МЕЛЬПОМЕНУ ПРИГЛАШАЮТ НА НЕЖИНСКУЮ
Не так давно на месте старого мрачного дома на Нежинской,
77/79 выросло светлое нарядное здание Еврейского культурного
центра "Бейт Гранд". А в нем вместительный удобный театральный
зал. Какие только спектакли и встречи ни проходили в этом зале!
На его сцене с успехом выступали "и отдельные личности, и целые
коллективы", как выражались, правда, по другому поводу,
бессмертные Ильф и Петров.
Из числа показанных на сцене "Бейт Гранда" спектаклей
следует выделить спектакль-дежавю режиссера Игоря Лучинкина
"Бычки в томате". Выделить не только потому, что он пользуется
огромным успехом у одесситов, а, главным образом, потому, что
этот спектакль положил начало созданию "Театра на Нежинской".
От первой премьеры в "Театре на Нежинской" (уже названного
спектакля "Бычки в томате") до следующей - прошло практически
два года. И вот наконец снова премьера. Спектакль по пьесе
Александра Марданя "Кошки-мышки".
Поставил спектакль израильский режиссер Михаил Народецкий. В
спектакле участвуют актрисы Карина Шрагина и Татьяна Маркова
(Татьяна), Нинель Наточая и Ирина Бесараб (Тамара) и Анна
Дьяченко (молодая журналистка).
Я думаю, большинство одесситов знакомо с этой пьесой А.
Марданя. Она публиковалась в альманахе
"Дерибасовская/Ришельевская", ее ставил в Русском театре А.
Литвин, привозил в прошлом году на театральный фестиваль
"Встречи в Одессе" Вологодский театр драмы... (Эту пьесу ставят
многие театры на всем пространстве СНГ.)
Но все же напоминаю. Есть две сестры - Татьяна и Тамара.
"Таня любит Тому, Тома любит Таню" время от времени изрекает их
говорящий попугай. И вдруг Татьяна узнает, что ее любимая
сестра Тамара когда-то ее предала. Перед ней - выбор: простить,
отомстить или покончить с собой. Главная ценность пьесы в том,
что она никого не оставит равнодушным, потому что в финале
каждый задаст себе вопрос: "А как поступила (поступил) бы я на
месте Татьяны?"
Эта пьеса - психологический тест для зрителей. И, как сказал
Александр Мардань, эта пьеса для умных людей. В диалогах
героинь то и дело встречаются многозначительные фразы.
Например: "Если Каин предательски убил своего младшего
брата, неженатого Авеля, то значит, человечество пошло от
братоубийцы Каина..."
Я привожу лишь одну заставляющую зрителей задуматься цитату,
потому что цель этой статьи - отнюдь не рецензия на пьесу, а
тем более на спектакль, потому что я была только на прогоне.
Я хочу поговорить о создании в Одессе еще одного театра -
"Театра на Нежинской".
В этом театре сегодня нет своей труппы, нет своего
режиссера. Играют актеры, приглашенные из других театров
Одессы. Но есть концепция, которой придерживаются и директор
Еврейского культурного центра (она же продюсер спектакля)
Татьяна Сергеева, и поклонник идеи создания в Одессе еще одного
театра Александр Мардань.
Концепция эта заключается в том, что "Театр на Нежинской"
должен стать не просто драматическим театром, а театром, если
так можно выразиться, "драматургическим". Этим он будет
отличаться от нашего Одесского русского драматического театра,
который все больше и больше становится театром "литературным".
Для театралов не секрет, что чуть ли не 90 процентов
спектаклей, поставленных в нашем Русском драматическом театре, -
это адаптированные для сцены литературные произведения. Чаще
всего адаптированные самими режиссерами-постановщиками. Эта
адаптация бывает более или менее удачной, по ней получаются
более или менее удачные спектакли (от очень хороших до
откровенно слабых). Но литература и драматургия - это два
разных искусства. Роман и пьеса создаются по абсолютно разным
законам. В первую очередь разная динамика, разная наполняемость
эпизодов, разная емкость характеристик персонажей. Более того,
режиссер и драматург - это тоже две разные профессии. Мне уже
приходилось цитировать знаменитого кинорежиссера Романа
Балаяна, который как-то сказал, что режиссер - это состояние
души, а сценарист - это профессия. Он говорил о кино, но в той
же мере это высказывание справедливо и в отношении театра.
А ведь есть огромный драматургический багаж. Кладезь. Однако
он в нашем Русском театре не используется. Я уже не говорю о
недевальвирующем Островском, но есть замечательные пьесы
современных драматургов. Не помню, чтобы в последние
десятилетия на сцене Одесского русского театра ставили пьесы
таких выдающихся драматургов, как Алексей Арбузов, Александр
Володин, Михаил Рощин, Вячеслав Кондратьев, Эдвард
Радзинский... А ведь есть еще поколение более молодых: Михаил
Угаров, Николай Коляда, Ольга Мухина, Олег Багоев, Семен
Злотников, Василий Сигарев...
К сожалению, по разным причинам ушли со сцены Одесского
русского театра два спектакля Александра Галина, пользовавшиеся
большим успехом у публики ("Конкурс" и "Аккомпаниатор").
Но каждый театр выбирает свою дорогу и свою концепцию. И
если концепция "Театра на Нежинской" станет альтернативой
концепции Одесского русского театра, то его рождение можно
только приветствовать.
Тем более, что, как сказал Александр Евгеньевич Мардань:
"Для такого города, как Одесса, с миллионным населением, еще
один театр не будет лишним". При этом А. Мардань пошутил, что,
хотя спектакль по его пьесе подтверждает, что "Театр на
Нежинской" не миф и не театр одной постановки ("Бычков в
томате"), но он не станет театром пьес Марданя, а театром, в
котором будут ставиться пьесы, созданные разными
профессиональными драматургами.
Конечно, два спектакля, поставленные с интервалом в два или
более года, отсутствие не только постоянной труппы и режиссера,
но и отсутствие вспомогательного персонала, необходимых театру
цехов и мастерских, делают разговор о рождении нового театра
преждевременным и даже несерьезным.