+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 47 (690), 05.12.2003 K 200-летию со дня рождения ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ
Федор Иванович Тютчев не дожил несколько месяцев до 70 лет. Он родился на заре XIX века 23 ноября (5 декабря) 1803 года и умер 15 (27) июля 1873 года. Тютчев был современником многих событий, сыгравших большую роль в политической и общественной жизни Европы, свидетелем коренных сдвигов, происходивших на протяжении полувека его сознательной жизни в развитии русской литературы, от становления романтизма до расцвета реализма. Жизнеописанием человека, посетившего "сей мир в его минуты роковые", проникнуто насыщенное внешними и внутренними бурями и тревогами творчество этого замечательного поэта. В поэтическом восприятии Тютчева бури внешние и бури внутренние выступают как разные проявления единой сущности мира. Внешние бури разражаются в раскатах майского грома, в "гремящей тьме" грозных морских волн, в завываниях и сетованиях ночного ветра. Бури внутренние закипают в душе молодого человека, впервые испытывающего прилив дотоле неведомого ему чувства любви, клокочут в сердечных громах, несущих с собой "взрыв страстей" и нарушающих в человеке нравственное равновесие. Наконец, они находят исход в отчаянной тоске, ропоте и бунте раздираемого противоречиями человеческого сознания. Александр Блок говорил, что историческая эпоха может внушить поэту даже ритм и размеры его стихов, "ибо в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим". Тютчев обладал очень острым, живым чувством эпохи. Оно подсказало ему уверенность в том, что с 1830 года европейский мир вступил в новую, революционную эру своей истории. Для Тютчева, проведшего долгие годы на царской дипломатической службе, бывшего чиновником цензурного ведомства, мысль о революции была равносильна представлению о конце света. Но неприятие революции сочеталось у Тютчева с таким ненасытным интересом к "высоким зрелищам" социальных потрясений, что интерес этот подсознательно сообщил особую тональность всей зрелой тютчевской лирике. Достоевский назвал Тютчева первым поэтом-философом. Впрочем, это определение не означало, что в своих поэтических произведениях Тютчев излагал некую систему философских понятий. Такие стихи стали бы отвлеченно умозрительными и холодными. В каком смысле Тютчев был поэтом-философом, разъяснил другой его великий современник Тургенев. Особенность лирики Тютчева он видел в том, что источником каждого его стихотворения была мысль, вспыхивавшая "под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления". Как это ни парадоксально, но Тютчев один из крупнейших поэтов России сложился в годы, когда он был оторван от родины и находился на дипломатической службе за границей. Несмотря на двадцать два года, проведенные в Германии и Италии, поэт ощущал себя русским сердцем и душою, глубоко преданным своей земле, с одинаковой силой любившим отечество и поэзию. Тихая родовая усадьба на Брянщине, где Тютчев впервые увидел деревья, небо, птиц, где приставленный к четырехлетнему мальчику дядька (вольноотпущенный крестьянин Николай Хлопов, человек удивительной нравственной чистоты и одаренности) открывал своему питомцу обаяние русской природы и щедрость родной речи, весь этот укромный уголок в дальнем уезде навсегда остался для поэта воплощением России. Многоцветный поток детских впечатлений не иссякал на чужбине, а наоборот, разрастался. "Скажите, для того ли родился я в Овстуге, чтобы жить в Турине!" жаловался он родителям в письме из Италии в 1837 году. На расстоянии он идеализировал родное имение, от которого даже по возвращению в Россию бывал подолгу оторван. А попадая в Овстуг, поражался тому, насколько отчий угол скромнее благоуханного рая, который рисовала ему память. Это было чувство, знакомое каждому человеку, который, приезжая после долгого отсутствия в места, где провел ранние свои годы, видит все в ином свете. Казавшееся когда-то огромным уменьшается в размерах, а краски как бы выцветают. Так было у Тютчева всю жизнь. При свидании поэта с Овстугом обострялась боль от окружающей нищеты, боль, продиктовавшая Тютчеву горькие строки. Они взволновали Чернышевского, их вписал в свой дневник Шевченко: Эти бедные селенья "Люблю грозу в начале мая...", "Я встретил вас и все былое...", "Еще в полях белеет снег...", "Молчи, скрывайся и таи...", "Еще томлюсь тоской желаний...", "О, как на склоне наших лет...", "Есть в осени первоначальной...", "Как хорошо ты, о море ночное..." Достаточно беглого и отнюдь не исчерпывающего перечисления, чтобы по звучанию первой строки целиком всплыло в памяти каждое из этих удивительных творений поэта, чтобы проникнуться благодарностью к миру его души, раскрытой во всем богатстве ее переживаний. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
||||||||||
|