![]() | ![]() |
+ Новости и события Одессы![]() Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! ![]() ![]() |
Номер 46 (893), 07.12.2007 ЧТО ЕЩЕ ВПЕРЕДИДень местного самоуправления, который в Украине отмечается 7 декабря, стал поводом для встречи с председателем областного совета Николаем Скориком. Из многих возможных тем мы предложили Николаю Леонидовичу поразмышлять над перспективами развития местного самоуправления. Однако, естественно, не обошлось и без обсуждения актуальных проблем. ТАК ЖИТЬ УЖЕ НЕЛЬЗЯ - Никто у нас, вроде бы, не отрицает значения органов местного самоуправления.
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, прежде всего, определиться, куда мы идем в развитии нашего государства. Или выстраивается жесткая система централизованного государства, и тогда надо честно сказать об этом людям. Или строим все-таки демократическую систему. Руководству страны пора по этому поводу принять определенное решение. А поскольку все говорят о необходимости проведения конституционной реформы, тот есть надежда, что эта реформа будет принята и проведена в максимальной степени коллегиально и легитимно. Но в любом случае терпеть то, что происходит сейчас, уже нельзя. Те успехи, которых достигла наша область в развитии местного самоуправления, пришли, как говорится, не благодаря, а вопреки, на каких-то наших морально-волевых качествах. Хорошо у нас получилось или плохо, об этом судить людям, но то, что ситуация неопределенности не идет на пользу региону, это очевидно. Мы все-таки работаем для того, чтобы предоставлять населению высокий уровень услуг власти. В данной же ситуации, по причинам, приведенным выше, мы не можем сказать, что такие услуги предоставляются на должном уровне. - Некоторые аналитики одной из причин нынешней властной "чехарды" видят в пропорциональной системе выборов. Особенно жесткой критике подвергаются выборы по партийным спискам в местные органы власти. Считается, что депутаты теперь намного больше зависят от своих партийных лидеров, чем от избирателей. А каково ваше мнение: стоит ли сохранить при выборах депутатов местных советов сохранить нынешнюю пропорциональную систему, вернуться ли к мажоритарной, или же применить систему "50 на 50"? - Да, сейчас очень модно ругать выборы на пропорциональной основе и говорить о необходимости вернуться к "мажоритарке" на местном уровне. Я думаю, что мажоритарная система вполне приемлема на уровне сельских советов, но уже на уровне района стоит проводить выборы по пропорциональной системе. И хотя распространено мнение о якобы условности партийных программ, но у нас в целом по стране уже достаточно четко проявилась структурированная партийная вертикаль, и недавние выборы в Верховную Раду тому доказательство. Есть сильная Партия регионов. Есть четко сформировавшийся и тоже достаточно сильный Блок Юлии Тимошенко. Есть "Наша Украина - Народная самооборона", есть Народная партия Литвина. Сильны, особенно в нашем регионе, позиции Коммунистической и Социалистической партий. И в районах области тоже уже сформировались достаточно четкие партийные единицы, потому говорить об их условности - неверно. Так может утверждать только тот, кто сам не ездит по области и не общается с людьми. Я против возврата к мажоритарной системе. Почему? Давайте еще раз вернемся к ответу на первый вопрос: какую систему мы строим?
В ПОЛИТИКЕ ПРОШЛИ ВРЕМЕНА ОДИНОЧЕК - Если я правильно понял, вы категорически против мажоритарной системы? - Я - не сторонник крайностей. В любой форме есть свои положительные и отрицательные стороны. В "мажоритарке" положительно то, что депутаты больше привязаны к конкретным регионам, но при этом каждый депутат остается фактически сам по себе. А времена одиночек в политике давно прошли. С другой стороны, формирование партийных списков не всегда происходит прозрачно, и это тоже неправильно. Мое мнение таково, что выборы в местные органы власти, начиная с районных советов, должны проводиться по партийным спискам, но тут возможны варианты. Мне лично больше нравится вариант, когда каждый кандидат в депутаты из общего партийного списка берет на себя ответственность за конкретный округ, и в зависимости от того, какое количество процентов он получил, и формируется партийная фракция в совете. Подобная система является тем компромиссом, который позволит, с одной стороны, обеспечить привязку депутатов к конкретной территории, и вместе с тем, они будут независимы от местной исполнительной власти. - Как вы полагаете, императивный мандат - это благо или зло? - Я считаю, что он нужен, но я резко возражаю против попытки ввести его "задним числом". Есть же золотое правило: закон обратной силы не имеет. - Еще одна тема вызывает споры: должны ли губернаторы назначаться, как сейчас, Президентом, или же избираться населением? - Я считаю, что губернатора должно избирать население региона. Однако и тут все определяется тем, какая в стране система власти. Если губернатор - это префект, как в соседней Румынии, где он осуществляет контрольные функции за действиями местной власти, то тогда логично, что он назначается. Но если этот человек концентрирует власть в регионе, то его, конечно, надо избирать. Потому что тогда губернатор не должен пребывать постоянно под угрозой увольнения. Ведь в любом случае интересы Центра и регионов сталкиваются. И правильное государственное устройство позволяет эти противоречия, которые, повторяю, есть и будут всегда, грамотно регулировать. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С БЮДЖЕТА - Но тогда закономерно возникает вопрос: а как именно должны быть выстроены отношения регионов с центральной властью? - Все начинается с базиса. А базисом у нас является бюджет.
За примерами не надо далеко ходить. По суммам, которые наш регион перечисляет в Госбюджет, мы находимся на одном из первых мест в стране. А по уровню затрат на одного "бюджетника" мы занимаем 24-25 места из 27 регионов. Не хочу никого обидеть, тем более, что сейчас очень модно сталкивать Восток и Запад Украины, но каждый регион должен жить по средствам. Естественно, задача государства правильно этот процесс регулировать, однако одни регионы не должны жить за счет других. ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ - НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, А НЕОБХОДИМОСТЬ - Вы один из тех немногих смельчаков, кто вслух говорит о полезности федеративного устройства Украины.... - Ну, положим, смелость, невелика, хотя, действительно, тема федерализации у нас воспринимается или как "нецензурная" или как "попытка государственного переворота". Но ведь и Германия, и Соединенные Штаты Америки живут как федеративные государства, и ничего в том страшного нет. А ведь львовяне отличаются от одесситов куда заметнее, чем, к примеру, жители Мюнхена от берлинцев. Мне в последнее время не раз задавали вопросы, как я отношусь к присвоению Шухевичу звания "Герой Украины" или к тому, что львовский областной совет требует распустить Одесский горсовет по причине того, что одесситы реставрировали памятник Екатерине Второй. Отвечая на них, я подчеркивал, что мы должны понять одну простую вещь: Украина - страна разная в силу исторических корней у разных ее территорий. В нынешнем своем "формате" наша страна существует относительно небольшой срок, потому у жителей разных регионов разный менталитет. Мне кажется, что на данном этапе развития нашего общества стоит руководствоваться мудрым правилом: если ты не можешь решить какую-либо проблему сейчас, то лучше ее отложить, дать "устояться". И если на западной Украине считают Романа Шухевича героем, это их дело. Можно с этим не соглашаться, но не нам им на это пенять. Однако точно также не стоит указывать одесситам, кого они должны чтить, а кого нет. Я очень уважают своего коллегу - председателя Львовского областного совета Сенника, у нас с ним хорошие отношения, но я не могу себе представить, чем руководствовались он и его коллеги, когда они принимали свое печально известное обращение к одесситам. Если судить по меркам международных отношений, то мы имеем классический случай "втручання у внутрiшнi справи". ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ - Но что же тогда может объединить страну? - Объединяться надо вокруг тех вещей, которые никто не оспаривает. Украина - это великая страна, у нее есть потенциал, есть то, чего нет у многих других стран. Вот вокруг этого и надо объединяться, обходя при этом чересчур острые углы. Тут вполне уместно сравнение с отношениями зятя и тещи. Может быть, тебе теща и не очень нравится, но ругаться с ней не стоит - хотя бы потому, что она - мать самого близкого тебе человека. Вернусь еще раз к теме федерализации, а точнее сказать, придания регионам больших прав, больших возможностей. Я убежден, что именно по такому пути и надо идти, чтобы успокоить страну. А начинать следует с решения вопросов бюджета, разграничения полномочий, кадровых назначений... Обратите внимание на такую любопытную вещь. На уровне Верховной Рады идет жесткое противостояние Партии регионов и БЮТ. А вот на уровне местных советов имеются, конечно, некоторые противоречия, ведутся споры, но это никак не тормозит работу. И страшно себе представить, чтобы было бы, когда б вся стран последовала примеру народных депутатов. Тогда бы все попросту развалилось. Но, к счастью, страна живет регионами. - В заключение хотелось бы задать личный вопрос. Насколько изменился Николай Скорик за время работы председателем областного совета? - Человеку вообще-то сложно оценивать самого себя: Я думаю, что стал более сдержанным, научился более взвешенно подходить к принятию решений. Хотя я и не максималист по натуре, но в начале своей деятельности мне хотелось более резких и решительных действий. Но в главном моя позиция не изменилась: я прекрасно понимаю, что являюсь, по сути, менеджером, которого наняла на работу местная громада. И я должен максимально эффективно работать для ее пользы. Беседу вел Александр ГАЛЯС. Фотографии предоставлены
|
|
||||||||||||||
|