+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 45 (1389), 1.12.2017 МИФЫ И ПРАВДА О ЗАКУПКЕ ЛЕКАРСТВВ 2015 году Министерство здравоохранения Украины начало закупать лекарства с помощью международных организаций. Это позволило обеспечить украинских пациентов большим количеством качественных лекарств за государственный счет благодаря прозрачным и эффективным процедурам. Такое решение доказало свою эффективность, поскольку большую часть лекарств удалось закупить дешевле, чем это было раньше. По некоторым бюджетным программам 2016 года удалось достичь экономии почти 60 %. Кроме того, международные организации начали закупать современные и более эффективные препараты, а также заключать контракты напрямую с производителями. 68 % компаний-победителей в 2016 году - это производители лекарств. Каждая четвертая компания-производитель - украинская. Для сравнения: в 2014 году из числа победителей на закупках лекарств по детской онкологии только 2 % компаний, выигравших тендеры, были производителями. Однако создатели старых схем и сторонники старой и пропитанной коррупцией системы выступают против таких изменений. В связи с чем министерство сочло неоходимым опровергнуть наиболее распространенные мифы и пояснить, что же происходит с закупкой лекарств на самом деле. Миф 1. Закупку лекарств отдали неизвестно кому Организации, проводящие закупки, известны и имеют значительный опыт работы в этой области. Министерство здравоохранения сотрудничает только с теми организациями, которые прописаны в принятом парламентом законе. Среди них: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН) и компания Crown Agents. ЮНИСЕФ, например, работает в 190 странах и является самым крупным закупщиком вакцин в мире. Этот процесс осуществляет Офис ЮНИСЕФ по снабжению и закупкам, который находится в Копенгагене. ПРООН действует в 170 странах, помогая им в преодолении бедности и обеспечении устойчивого развития. Crown Agents работает в более чем 100 странах и имеет 185 лет опыта в международных закупках.
Миф 2. Лекарства, закупленные международными организациями, являются менее качественными Все вакцины, приобретенные международными организациями для Украины, переквалифицированы Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Это значит, что их качество было проверено в международных лабораториях ВОЗ. К тому же дешевле в данном случае не означает менее качественные; речь идет о меньшей накрутке. Благодаря международным организациям удалось привести на украинский рынок новые препараты, а благодаря конкуренции - снизить цены. Например, препарат Оксиплатин для лечения метастатического колоректального рака Министерство прежде покупало у итальянского производителя за 54 доллара, а ПРООН купил у другого итальянского производителя по 15 долларов. Еще пример. Препарат метотрексат для лечения рака молочной железы раньше покупали у австрийского производителя по 8 долларов, а теперь покупают у голландского в 4,5 раза дешевле - по 1,8 доллара. Препарат Иматиниб для лечения больных раком крови купили в 67 раз дешевле. Ранее он стоил 97 долларов за таблетку, теперь закупаем по 1,43 доллара. Вакцину для профилактики полиомиелита ЮНИСЕФ удалось закупить у того же производителя в восемь раз дешевле, чем это делало министерство, сэкономив при этом почти миллион долларов. Международные закупки позволили принять участие в тендерах иностранным компаниям, которые предлагают конкурентные цены. Поэтому Минздрав имеет возможность получать качественные препараты без переплат. Более того, устранены коррупционные составляющие из процесса закупок. Теперь выделенные из бюджета средства тратятся на закупки лекарств, а не оседают в карманах коррупционеров. Дистрибьюторы же, которые наживались на перепродаже лекарств, потеряли монопольные позиции и сверхприбыли, которые позволяли им продавать препараты по любым ценам и наживаться на этом.
Миф 3. Из-за международных закупок страдают украинские фармпроизводители Тендеры международных организаций открыты для всех. Украинские производители наравне с другими принимают в них участие. В 2016 году каждая четвертая компания-производитель среди победителей тендеров была украинская. Так, например, 60 % лекарств, приобретенных для лечения туберкулеза за средства бюджета 2015 года, было закуплено у украинского производителя. Мало того, следуя успешному опыту Украины по закупкам лекарств через международные организации, правительство Молдовы недавно начало закупку лекарств через ПРООН. Теперь ПРООН закупает лекарства для правительства Молдовы, в том числе и противотуберкулезные препараты украинского производителя. Фактически международные организации стали "окном возможностей" для выхода украинских производителей на мировой рынок.
Миф 4. Международные организации зарабатывают на закупках лекарств большие деньги Международные организации являются неприбыльными и некоммерческими, поэтому помощь Украине в рамках закупок не имеет целью получение прибыли. ЮНИСЕФ и ПРООН являются частью Организации Объединенных Наций, а Crown Agents является социальным предприятием, 100 % акций которого принадлежит неприбыльному фонду Crown Agents Foundation. Согласно отчету Счетной палаты Украины даже с учетом 5 %, которые Украина платит международным организациям за выход на международный рынок закупок лекарств, было сэкономлено до 40 % средств выделенного бюджета. Это красноречиво свидетельствует об оправданности таких выплат за услуги организаций. Средства, которые международные организации получают за свою работу, тратятся на организацию тендерного цикла по международным стандартам.
Миф 5. Международные закупки непрозрачны. Минздрав скрывает договоры Международные организации, закупающие лекарства для Украины, являются структурами с дипломатическим статусом. В частности, ЮНИСЕФ и ПРООН являются частью ООН и работают исключительно по условиям Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах ООН, к которой Украина присоединилась в 1953 году, и внутренними процедурами системы ООН. Во всех странах и территориях, с которыми сотрудничает ООН, агентства не публикуют контракты с Правительством для широкой общественности. Структуры ООН не могут адаптировать свои международные процедуры и стандарты к каждой из почти 200 стран мира и территорий, с которыми они сотрудничают, поэтому одним из требований сотрудничества с этими организациями является конфиденциальность и готовность сотрудничать по их правилам. Так сотрудничают правительства практически всех стран мира, и Украина не является исключением.
Миф 6. Международные закупки не преодолели коррупцию Экономия на закупках лекарств через международные организации составила около 40 %. Это подтверждают отчеты Счетной палаты и Центра противодействия коррупции. На некоторых препаратах экономия впечатляет. Так, например, препарат Иматиниб был закуплен ПРООН в 2016 году по цене 1,43 доллара, в то время как Минздрав в 2014 году закупал этот препарат за 97 долларов. Такая экономия дает возможность закупать больше лекарств и пролечить больше пациентов. В 2016 году благодаря эффективным закупкам стентов для сердца компанией Crown Agents было сэкономлено около 50 % средств. Это позволило закупить в два раза больше стентов и обеспечить всех граждан Украины, которым необходимо безотлагательное стентирование после инфаркта, стентами за государственный счет.
Миф 7. Международные организации закупают лекарства у фирм-"прокладок" вместо производителей В 2016 году 68 % препаратов было закуплено международными организациями напрямую у производителей. В 2014 году, например, по программе детской онкологии Минздрав закупил у производителя 2 % препаратов, а по программе взрослой онкологии - 5 %. Почему все равно покупают у дистрибьюторов? По некоторым позициям, где сумма закупок небольшая, например 15 тыс. долларов, международные производители отказываются выходить напрямую и продают лекарства через дистрибьюторов. Тем не менее цены, по которым закупают лекарства международные организации у дистрибьюторов, ниже, чем они были, когда закупал Минздрав.
Миф 8. Международные организации закупают лекарства с ограниченным сроком годности Лишь 7 % лекарств, закупленных организациями в 2016 году, имеют уменьшенный срок годности. К препаратам с уменьшенными сроками годности добавляются письма от международных организаций и производителей, которые гарантируют замену этих препаратов в случае их неиспользования до конца срока годности. Каждая поставка лекарств с уменьшенным сроком годности была согласована со специалистами профильных рабочих групп, в том числе представителями соответствующих медицинских учреждений. Своевременное использование лекарств с уменьшенным сроком годности зависит от эффективной системы сбора потребностей и управления запасами лекарств. Минздрав сейчас активно работает над воплощением электронной системы, что позволит выйти на новый уровень эффективности в этом вопросе и видеть онлайн все остатки лекарств по всей Украине. Сейчас уже заменили часть лекарств в детской больнице "Охматдет", которые закупили на средства 2015 года и срок годности которых истек. При этом государство никаких дополнительных расходов по поводу замены не несет. Подготовлено по информации
|
|
|||||||||||||||||
|