Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 42 (1188)
8.11.2013
НОВОСТИ
События
Культура
День молодежи
Море
Спрашивайте - отвечаем
Новые имена
16-я полоса
Криминал
Спорт
Мяч в игре

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 42 (1188), 8.11.2013

Андрей КУЛИКОВ:
"Про овес нужно спрашивать у коня"

Как мы уже сообщали, в рамках открытия тренингового центра "Аркада" прошел мастер-класс известного украинского журналиста, ведущего общественно-политического шоу "Свобода слова" телеканала ICTV Андрея Куликова. И хотя тема была вроде как специфически-журналистской - "Искусство интервью", многое из того, что было сказано, на наш взгляд, может принести пользу и более широкой аудитории. Потомму мы решили опубликовать наиболее интересные фрагменты беседы.


Все вы, наверное, знакомы с повестью "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" шведской писательницы Астрид Линдгрен. В ней есть интересный момент, связанный со СМИ. На экране телевизора появился журналист, который говорил: "Лично я, со своей стороны, считаю..." Переключив после этих слов канал, Карлсон сказал: "Представляешь, как ему должно быть обидно - мы никогда не узнаем, что лично он со своей стороны считает..."

И в этом истина. Наша аудитория - грамотная, она в состоянии сама делать выводы. Её не волнует мнение журналиста, поэтому его ни в коем случае нельзя навязывать.

* * *

В журналистике есть два основных и наиболее действенных метода работы - наблюдение и интервью. Наблюдайте! Вокруг нас ежедневно, поминутно происходит масса событий, мир не стоит на месте, а пребывает в постоянном, непрерывном движении. И, естественно, любое из этих событий может стать темой для любопытной и полезной статьи.

* * *

Итак, поговорим об интервью и его тонкостях.

Правило № 1 - тщательно готовьтесь к беседе. Углубитесь в биографию человека, найдите в ней зацепки, неясности. И даже если мы думаем, что знаем всё о человеке, всегда интересуйтесь последними новостями, событиями из его жизни. Это поможет задать оригинальные и "незаезженные" вопросы. Не поленитесь потратить лишние минуты на перепроверку полученной информации, ведь мы нередко попадаем впросак, следуя ложным фактам.

* * *

Перед тем как начать непосредственно интервью, познакомьтесь с человеком. Нет, дело вовсе не в том, видите вы вашего собеседника впервые или знаете долгие годы. С каждой новой встречей мы будто заново знакомимся с ним, ведь со временем всем нам свойственно меняться. Поинтересуйтесь, как у человека дела, здоровье, "попробуйте" его настроение на ощупь. Разглядите его внешность. Допускается комплимент, если это уместно.

* * *

Не начинайте и не заканчивайте свою беседу словами, которыми можно начать и закончить любое типичное интервью. Ни к чему банальности, они вас не красят. К этому правилу можно отнести и распространенную фразу: "Благодарю за приятную беседу!" Забудьте о ней!

* * *

Первый вопрос имеет очень весомое значение - ведь второго может и не быть. Он должен быть ярким, звонким, вызывающим внимание и интерес. Удачным вопросом вы можете столкнуть мяч с места, снять судно с якоря. Но вопрос не должен быть слишком общим.

Я по этому поводу всегда вспоминаю любопытный анекдот.

Журналист приходит к капитану судна, стоящему у штурвала:

- Что ты делаешь, батя?

- Спорю с крутой волной...

Каков вопрос - таков и ответ, всё по справедливости.

* * *

Задавать наводящие вопросы - очень непрофессионально. Существует большая разница между понятиями - "ЧТО вы хотите услышать" и "О ЧЕМ вы хотите услышать". Нет ничего плохого в том, чтобы объяснить человеку возможные темы: "Вы нам интересны тем-то и тем-то". Тогда вашему собеседнику будет легче понять, какие цели перед вами поставлены.

* * *

Плохо, когда человек заранее знает, о чём его будут спрашивать. Еще хуже, когда между собеседниками возникают отношения типа: "я знаю, что ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь..." Это убивает интригу, новизну, и как результат - людям НЕИНТЕРЕСНО. Поэтому тот, кто больше заинтересован в качестве материала, должен нарушить эту цепочку, задав неожиданный вопрос или дав такой ответ. Непредсказуемость - вот в чём сила!

Кроме того, в 95 % случаев нежелательно задавать вопросы, на которые можно ответить "да" либо "нет". Сделайте так, что ваш собеседник раскрылся, сам выявил желание рассказать вам что-то такое, что заслуживает внимания публики.

Прочитав, что я занимаюсь переводом песен зарубежных рок- групп, многие журналисты задают мне вопрос: "А правда ли это?", на который я коротко отвечаю: "Правда". И за всё время только трое из них попросили почитать переводы. Возможно, кто-то воспринял бы это как недоверие к себе, но я понимаю - это проявление более глубокого интереса, и это приятно.

* * *

Второй вопрос должен цепляться за первый, третий - за второй, благодаря чему у вас должна получиться гармоничная цепочка в виде живой беседы. Есть также интересный ход: "А теперь поговорим о чём-то совершенно противоположном", что вызовет повышенное внимание аудитории, разнообразит интервью.

* * *

Не паникуйте в том случае, если собеседник отказывается отвечать на вопросы или комментировать какие-то ситуации. Я вспоминаю историю о монархе одного африканского государства, где были на редкость жестокие законы. Журналист задал ему 14 вопросов, после каждого из которых монарх коротко говорил: "Я не буду отвечать". Недолго думая, наш с вами коллега напечатал интервью со всеми своими вопросами и такими ответами, что принесло ему успех.

Иногда отказ от ответа может быть красноречивей любой лапши, навешанной нам на уши. И помните, всегда есть способ вывести человека на разговор или отказ от него. И то, и другое я расцениваю как хороший результат.

* * *

Когда вы чувствуете, что интервью подходит к концу, не стоит говорить: А сейчас - последний вопрос". Ведь вы никогда не знаете, как повернется беседа через минуту, возможно, узнаете то, что вызовет дополнительный интерес. Пока остается что-то невыясненное, неуточненное, продолжайте, ведь, возможно, вы будете беседовать с эти конкретным человеком в последний раз, а есть вещи, которые просто нельзя пропускать мимо ушей. В конце концов, вы можете предложить собеседнику высказать то, что ему хотелось бы - это может оказаться прекрасным дополнением к вашему разговору.

* * *

В любой ситуации оставайтесь в первую очередь человеком. Люди нашей профессии должны заботиться о безопасности собеседника, когда тот равен нам или ниже нас по социальному положению. Убедитесь, что он осознает, какие последствия могут нести его высказывания.

Постарайтесь даже мысленно не обвинять ни в чём своего собеседника, ведь мы тоже люди, и нам свойственно ошибаться. Нередко люди теряют бдительность, и мы, пользуясь случаем, загоняем их в ловушку, которой они не заслуживают. Поэтому оценивайте ситуацию здраво - не всегда даже громкая сенсация может оправдать вред, причиненный человеку.

* * *

Я часто повторяю, что "про овес нужно спрашивать у коня". Это значит, что мы должны чётко видеть черту между тем, о чём человек может судить из личного опыта, а о чём - не может. Так, когда интересуются моим мнением касательно политики какой-то партии, я как раз вижу себя в роли "не того коня, которого нужно спрашивать про овес". Это не значит, что своего мнения я не имею. Но ведь я не политик, я - журналист, профессионал конкретного дела. В своей области я могу высказываться и делиться мыслями. Точно так же я не стал бы судить об игре киевского "Динамо", поскольку перестал посещать матчи еще в 1980-х годах.

* * *

Вырывать слова из контекста никуда не годится - если вы хотите иметь хорошую репутацию и доверие, будьте честны до конца.

Если журналист задает неудобные вопросы - это хороший журналист. С ним интересно работать, он не обделен смекалкой и талантом.

"На один больше" - вот разница между среднестатистическим сотрудником и профессионалом своего дела.

* * *

Немного о роли цензуры в современном мире. Как-то еще в советское время мы готовили фоторепортаж по поводу установки газовой трубы. Из всех фотографий были отобраны четыре, которые должны были быть напечатаны. На одной из них труба была запечатлена сверху и выглядела как кольцо со Звездой Давида в центре (такая конструкция была необходима для обеспечения безопасности). Однако эта фотография не прошла цензуру, Звезда Давида расценивалась как акт антисоветской политики. Нам было предложено закрасить середину трубы, на что пришлось согласиться. Газета разошлась по миру, а через некоторое время в нашу редакцию пришло письмо из Америки, в котором говорилось: "Прошу вас немедленно сообщить на место установки трубы, что без этой конструкции в центре есть серьёзная опасность аварии".

Данный пример, возможно, немного утрированный, ярко и явно подчёркивает бессмысленность цензуры.

* * *

Учитесь производить правильное впечатление. Ваш взгляд, движения, одежда значат много. Надевая драгоценные украшения, вы можете дать повод для зависти людям, менее обеспеченным, чем вы, и одновременно повод для забавы людям более богатым. Всё должно быть к месту, ведь журналистика тонко связана с психологией.

И самое главное - всегда будьте готовы признать и исправить свои ошибки, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает!

Записала Валерия НАСЕДКИНА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.