Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 28 (924), 1.08.2008
"СИНХРОФАЗАТРОНЫ РЫДАЮТ, КАК ЛЬВЫ", или ФУТУРОШОК В СТРАНЕ ТРОЕЧНИКОВ
Ознакомившись с итогами независимого тестирования,
Дмитрий Дроздовский, выпускник одесской гимназии № 4, а ныне
один из самых перспективных представителей младшего
поколения украинских ученых, пришел в ужас, которым
поделился с читателями газеты "День" (см. № 113). С согласия
автора мы перепечатываем фрагменты из этой статьи.
Школа формирует личность, и именно поэтому результаты
нынешнего внешнего тестирования для меня видятся очень
тревожными. Или мы далее скатимся к массовой безграмотности,
или...
Кто же не дает формировать нам европейское государство,
если зачастую в основе наших проблем - не внешние надуманные
враги, а мы сами, расхлябанные, не готовые действовать
решительно и ответственно: Если сегодня в лицах новых
поколений часто совсем не видишь ни капли "обезображенности
интеллектом", которые вместо этого страдают отсутствием
лексического разнообразия и пивным алкоголизмом...
Говоря о мировом научно-информационном прогрессе, не
стоит безапелляционно утверждать, что в Украине происходят
мощные сдвиги в сторону формирования информационного
общества. Не стоит говорить, что Украина готова к
евроинтеграции. Нужна ли Европе страна троечников? Готова ли
Украина признать свою духовную потребность в европейском
культурном пространстве, если в ней самой духовная
субстанция предстает как очень посредственная! Думаю, что
сначала нужно изучить математику, а то вскоре и умножить в
пределах ста не сможем без калькулятора...
Вот так и живем: тезисы "без грамматики не будет
математики", "математика - царица наук" уже давно пустые
цветные пузырьки в стране, где украинским языком, являющимся
государственным, могут грамотно пользоваться те, кто
пребывает в меньшинстве. А посчитать до ста за десять лет
также смогут немногие, не говоря уже о квадратных или
кубических корнях, о дифференциалах и логарифмах.
Результаты независимого внешнего тестирования
засвидетельствовали, в какую черную дыру мы попали, а
собственно, наше образование, наше будущее. Такие результаты -
не вина детей, а дефект всей системы образования, в
которой не лелеют учителей-новаторов. Это и вина
государства, которое не заботилось и не заботится об
учителях, которые вынуждены иногда просто выживать, а не
думать о совершенствовании системы преподавания. Это вина и
авторов учебников (некоторые из этих пособий можно было бы
успешно сжечь, и вреда от этого не будет), которые часто
предстают бесплодными, у них нет целостной концепции, в
частности, в гуманитарных. Хотя знаю, что такая проблема
является неотложной и для математиков, и для химиков. Еще
мощную двадцать лет назад систему образования, когда
украинские ученые (в частности, и математики) ехали в США, в
страны Латинской Америки и там получали дипломы профессоров
в считанные годы, государство давало им квартиры и
финансировало научные проекты, разрушили. В Украине -
пустота.
В одном из материалов солидного еженедельника "Зеркало
недели" пришлось прочесть изумленное высказывание первого
заместителя министра образования и науки Украины господина
М. Стрихи, что поколение кандидатов наук в Украине не
держало ни одного мирового профессионального издания...
Странно слышать такое: а куда же смотрело Министерство
образования все это время? Неужели нельзя было подписаться
на эти издания раньше? А состояние отечественных
профессиональных изданий просто жалкое, они нуждаются, в
первую очередь, в финансовой помощи и поддержке. Без
инновационных обменов ничего не состоится, без мощной
научной базы любое продвижение вперед - иллюзия, фикция,
демагогия. Да и наука не делается "на показ", наука делается
в кабинетах, в библиотеках, в лабораториях и архивах. И
государство должно позаботиться о том, чтобы обновить
престиж учителя, ученого, а не риэлтора, финансиста или
законодателя... Следует заботиться, в первую очередь, об
образовании и науке, а не кичиться иллюзорными достижениями,
за которыми - пустота, ведь статей отечественных ученых не
найти даже в англоязычных профессиональных изданиях с
внутренней системой рецензирования.
Страшно, господа, что с такой тенденцией мы скатимся к
речи Эллочки из романа Ильфа и Петрова, а через несколько
десятилетий те, кто будут уметь умножать без калькулятора,
будут похожи на бронтозавров с пережитками прошлого на фоне
массовой безграмотности и бескультурья.
P. S. Интересно, а знают ли сегодняшние
выпускники, что такое "синхрофазотрон" или, например, кто
автор метафоры "Синхрофазотроны рыдают, как львы"... О
дифференциалах и тригонометрии даже не спрашиваю...