+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 25 (770), 01.07.2005 К 190-летию со дня рождения Павла Андреевича Федотова "МОЁ УЖ ИМЯ ПО НАРОДУ РАЗНОСИТСЯ С ХВАЛОЮ"
Это слова Павла Андреевича Федотова. На его долю выпала и недолгая радость славы, и долгая горечь непризнания, незаслуженных нападок, гонений со стороны реакционной критики. Он родился в Москве в 1815 году в бедной семье суворовского солдата. Отец мечтал о военном будущем сына, и Федотов попадает в Московский кадетский корпус. Здесь начали проявляться его художественные способности. Однокашник художника вспоминал: "Между товарищами он пользовался репутацией отличного рисовальщика, певца и поэта". В 1833 году Павел Андреевич блестяще оканчивает корпус и, переехав в Петербург, его зачисляют в лейб-гвардии Финляндский полк. В свободное время Федотов посещает вечерние рисовальные классы при Академии художеств. А через некоторое время решается показать свои работы К.П. Брюллову, одному из самых популярных тогда художников столицы. Но выдающийся художник скептически отнесся к творчеству молодого офицера, объяснив, что рисованию нужно учиться с детства, а в двадцатилетнем возрасте постигать технику искусства уже поздно. Но художник продолжает рисовать. Свои рисунки художник часто снабжал подписями это своего рода миниатюрные литературные произведения. Они поясняли, развивали заложенную в акварелях идею. Стремление понимать острые социальные вопросы современности, сатирическая, обличительная направленность, которые будут так свойственны творчеству Федотова в дальнейшем, проявились в акварели "Передняя частного пристава накануне большого праздника". Это произведение написано под впечатлением постановки в 1836 году "Ревизора" Гоголя. В 1843 году Павел Андреевич решается оставить военную службу и всецело посвятить себя искусству. Он увлекается масляной живописью. Первое его живописное произведение "Свежий кавалер" ("Утро чиновника, получившего первый крестик"), воздавая образ пустого, самодовольного, чванливого чиновника, художник бичует карьеризм, взяточничество, низкопоклонство те нравственные пороки, которые были присущи бюрократизму николаевской России. Эту и следующую жанровую картину "Разборчивая невеста" высоко оценил К. Брюллов. "Поздравляю вас, сказал он, вы меня обогнали". В 1848 году П.А. Федотов создает известную еврокартину "Сватовство майора". Довольно обычный житейский сюжет: проигравшийся в пух и прах дворянин, желая поправить свое пошатнувшееся положение, сватается к богатой купеческой дочке. Вот он стоит в прихожей, лихо покручивая усы. Он решителен, он уверен в своей неотразимости. Вот как сам художник характеризует такого жениха: "Майор толстый, бритый, карман дырявый, крутит свой ус: я, дескать, до денежек доберусь". Хитрая сваха направляется из прихожей в комнату, она угодливо обращается к богатому купцу, указывая на пришедшего жениха. Отец невесты доволен, "благородный" жених ему попался. Купец торопливо застегивает надетый по случаю праздника сюртук, он хорошо обдумал новую выгодную сделку. Мать ухватила застеснявшуюся, убегающую дочь за оборку платья. Мать и дочь взволнованы, еще бы, ведь сватается не кто-нибудь, а дворянин. И слуги тоже возбуждены, они перешептываются, комментируют происходящее, сплетничают. Мастерски использует художник сочетания, переходы теплых и холодных тонов. Это делает колорит картины своеобразным. С помощью цвета и света он выделяет главные фигуры композиции. Замерла невеста, она в белом, с розовато-зеленым оттенком платье на фоне темной комнаты; приосанился жених он в темно-зеленом мундире на фоне светло-зеленой прихожей. Художник тщательно выписывает все реалии купеческого быта: скучная, но добротная обстановка комнаты, расписные скатерти и строгие портреты на стенах, массивная хрустальная люстра ее Федотов нашел в одном из трактиров, специально брал домой, чтобы как можно точнее выписать каждую деталь. Слуги расставляют на столе богатое угощение, с обязательной кулебякой хозяин вошел в расход ради такого случая. Живописец обличает бездушную атмосферу купеческой семьи, где даже такое событие заключение брака рассматривается только как выгодная сделка. Федотов подчеркивает фальшивость всех без исключения персонажей, их стремление обмануть друг друга. Пожалуй, только кошка она на переднем крае картины ведет себя естественно. На выставке 1849 года картина "Сватовство майора" имела огромный успех. Федотов был удостоен звания академика. В том же году он пишет еще одно полотно, разоблачающее деградирующее дворянство, "Завтрак аристократа". Революционные события 1848-1849 годов в Европе вызвали жесточайшую реакцию в России: усиление цензуры, аресты, наказания. Пресечение малейшего проявления свободолюбия. Федотов говорил: "Многому бы народ научил, да цензура мешает". Его друг Е. Бернадский, гравировавший рисунки Павла Андреевича, арестован по делу петрашевцев, началось мучительное для художника время: реакционная критика набросилась на его произведения, его полотна не покупаются, ему не разрешают делать литографий со своих произведений, не допускают на академическую выставку 1851 года. В 1850-1851 годах художник пишет несколько вариантов картины "Вдовушка". Полные драматизма и задушевности, они свидетельствуют о том, как чутко умел Федотов воспринимать и изображать и такие явления жизни. Наступает последний год жизни художника, рождается последняя, глубоко драматическая картина "Анкор, еще анкор". "Анкор" (по-французски "еще") так от безделья дрессирует офицер свою собаку, заставляя ее бесконечно прыгать через палку. Сцена происходит в тесной, душной, тускло освещенной крестьянской избе. Заброшенный со своим полком в глухую деревню, одиноко и тоскливо живет молодой, полный сил герой картины, обреченный на бесцельное, бессмысленное существование. Трагически закончилась жизнь П.А. Федотова. Страдания, полунищенское существование не могли не сказаться на здоровье художника. Надломленный нуждой, он заболевает тяжелым душевным недугом. 14 ноября 1852 года его не стало. Ему было всего 37 лет! В.В. Стасов писал: "Федотов умер, произведя на свет едва ли маленькую крупинку из того богатства, каким одарена была его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды". Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
||||||||||||||
|