Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 22 (1462), 20.06.2019
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С УКЛОНОМ В КЛАССИКУ
В Одессе прошел Пятый фестиваль Odessa Classics, инициированный народным артистом Украины Алексеем Ботвиновым.
Девиз фестиваля звучит так: "Европейский фестиваль для европейского города". Действительно, вся Европа была у нас в эти дни... И говорила на одном языке, языке нот, понятном во всем мире.
РОМАНТИЧНАЯ ФРАНЦИЯ
В оперном театре открывал программу Сиприан Кацарис, исполнивший 3-й фортепианный концерт Бетховена и 21-й фортепианный концерт Моцарта с оркестром театра оперы и балета под управлением Игоря Шаврука. А поскольку маэстро любит и умеет импровизировать, в начале концерта прозвучало бравурное попурри на темы популярных опер, а в финале - импровизация на "Пiсню про рушник" Платона Майбороды. Публика была очень растрогана...
Другая грань французской музыки была явлена в рамках параллельной программы "Пилигримы" (куратор Мирослава Которович) в сольном концерте украинского пианиста Антония Барышевского - масштабный цикл Мессиана "Двадцать взглядов на младенца Иисуса". Сложнейшее, виртуозное произведение двухчасового времени звучания и божественного содержания становится событием в момент исполнения каждый раз, в любой точке земного шара - подчеркнула Мирослава Которович.
НЕИСТОВАЯ ВЕНГРИЯ
Уже второй год подряд публику в филармонии сводит с ума "король цыганской скрипки" и "самый быстрый скрипач мира" Роби Лакатош со своим ансамблем, переаншлаг на его концерте был и год назад. Программа "The Best of Lakatos" подарила море позитива, слушатели с особенным упоением ожидали соло цимбалиста Жено Лиштеса в "Полете шмеля" Римского-Корсакова. К безумным овациям не привыкать представителю 150-летней династии лучших скрипачей мира в области популярной классики. "Чардаш" Монти никто не играет так умопомрачительно, на пронзительных, чуть ли не ультразвуковых нотах!
ПОЭТИЧНАЯ ГРУЗИЯ
Фестивальный марафон продолжил в Большом зале филармонии авторский вечер живого классика симфонической, камерной и хоровой музыки Гии Канчели. Маэстро в Одессу приехать не смог - не позволило состояние здоровья совершить долгий переезд... В концерте приняли участие сам Алексей Ботвинов, исполнив "Вальс-Бостон" с камерным оркестром филармонии под управлением Игоря Шаврука. Затем прозвучала "Данелиада" с музыкой из фильма "Кин-дза-дза!". Оркестранты по мановению дирижерской палочки вздыхали: "Ку-у...", а в финале сам Ботвинов обернулся к залу и задорно выкрикнул: "Ку!". Легендарная пианистка Полина Осетинская (впервые она выступила на фестивале в 2016 году) и выдающийся канадский кларнетист, камерный музыкант и исполнитель джазовой музыки Юлиан Милкис сыграли грустные "Миниатюры" для кларнета и фортепиано.
РОСКОШНАЯ ИТАЛИЯ
Первое знакомство с выдающимся итальянским пианистом Пьетро де Мария оказалось потрясающим. В зале филармонии он исполнит музыку Шопена (надо сказать, что Пьетро де Мария - первый итальянский пианист, исполнивший на концертной сцене все произведения Шопена и записавший их на знаменитой фирме звукозаписи DECCA) и Рахманинова. Перед концертом на сцену вышел Посол Италии в Украине Давиде Ла Чечилия и обратился к залу:
- Одесса - итальянский город. Я люблю Одессу все больше и больше, нахожу здесь душу моей страны. Этот концерт напоминает нам, что мы разделяем культуру, принципы и материк, все это делает нас европейцами.
Вальс Шопена опус 64 № 2 и "Кампанелла" Листа прозвучали на бис, а публика продолжала вызывать и вызывать пианиста...
МЕЛАНХОЛИЧНАЯ БЕЛЬГИЯ
Безусловный любимец одесской публики, бельгийский скрипач и дирижер Майкл Гуттман представил проект "Tango sensations" вместе с пианистом Иво де Граффом, бандонеонистом Лизандре Донозо и контрабасистом Ариэлем Эберштайном. Это была печальная программа, ведь маэстро считает танго чем-то вроде терапии для души: тебе причиняют боль, но становится-то лучше! Кроме аргентинского танго, музыканты исполняли и произведения еврейских композиторов в данном жанре, например, Исмаэля Спитальника.
Майкл Гуттман несколько лет солировал и дирижировал на опен-эйр концертах Odessa Classiсs, куда, без преувеличения, стремится весь город, чтобы слушать классику, дыша морским воздухом на ступенях Потемкинской лестницы. В прошлом году концерт под открытым небом собрал 10 тысяч слушателей, в это организаторы насчитали 12 тысяч.
ИДЕАЛЬНАЯ ШВЕЙЦАРИЯ И МНОГОЕ ДРУГОЕ
Цюрихский Камерный оркестр дал в Одессе три концерта - в оперном театре, филармонии, а также на Потемкинской лестнице. Оркестр впервые приезжает в Украину, что стало возможным благодаря поддержке Посольства Швейцарии. Вместе с оркестром выступал его музыкальный руководитель - британский скрипач Даниэль Хоуп, который также стал артистом-резидентом фестиваля. Мастер-класс Хоупа прошел на сцене Большого зала Школы имени П. С. Столярского. Это был не совсем обычный мастер-класс, а репетиция - на следующий день в оперном театре Хоуп и три юные скрипачки, Александра Чекаленко из Одессы, Сандра Василькова из Киева и София Плахцинская из Львова, вместе исполнили Концерт для четырех скрипок с оркестром си минор Антонио Вивальди в сопровождении Цюрихского Камерного оркестра. Пригодились советы маэстро выступать единым ансамблем и поддерживать визуальный контакт!
МОЛОДАЯ УКРАИНА
На опен-эйре второй раз в истории фестиваля выступил первый призер Детского фортепианного конкурса имени Серафимы Могилевской киевлянка Анна-Луиза Плешакова. Она - титулованная пианистка, является обладателем главных призов многих престижных конкурсов, в том числе "Дебют-Горовиц".
Второе место и спецприз от семьи Могилевских у четырнадцатилетнего харьковчанина Андрея Холодкова. Честно говоря, такой спецприз - это второй Гран-при, парень совершенно по-взрослому сыграл на концерте лауреатов Фантазию из цикла "Годы странствий" Листа.
- В моей семье все занимаются музыкой, - рассказал Андрей. - Сестра играет на скрипке, бабушка на аккордеоне, родители - на фортепиано. Поэтому мне в чем-то проще, чем другим ребятам, которым в семье не могут помочь с музыкой. Я, конечно, в основном занимаюсь сам, но иногда мама мне помогает. У меня педагог - Светлана Игоревна Захарова, ученица Регины Горовиц, сестры самого Владимира Горовица. Мне очень повезло, что я у такого прекрасного педагога учусь с первого класса, это невероятная удача. В музыкальном мире это имя стало синонимом качества, особенного отношения к звуку. Я начал учиться игре на фортепиано в 6 лет. Не знаю, как повернется жизнь, но я хочу быть или исполнителем, или педагогом. А, возможно, стану композитором.
Третье место завоевал четырнадцатилетний Антон Лабик-Пронюк из Киева, самым выигрышным номером которого были два этюда-картины Рахманинов (ми-бемоль минор и ми-бемоль мажор).
- Это первый мой успех на конкурсе в два тура, - признается Антон. - До этого я выступал на однотуровых конкурсах, везде успешно. Мой педагог - Татьяна Владимировна Абаева. Кроме меня, в семье музыкантов нет, как-то случилось так, что родители приняли совместное решение отдать меня в музыкальную школу. Вижу себя в будущем концертирующим пианистом, о педагогике не задумывался пока...
Спецприз имени Гедеона Лейзеровича (супруга Серафимы Могилевской), предоставленный Давидом Куперштейном (США), присужден тринадцатилетнему Юрию Картузову из Одесской ДМШ № 1.
- Мой учитель - Ирина Анатольевна Клюшниченко, - рассказал Юра. - У нее много учеников, которые становятся талантливыми пианистами, но это происходит благодаря ее преподаванию. Она очень хороший педагог, может все объяснить, найти общий язык с учениками, найти подход к каждому. У нас в семье профессиональных музыкантов нет, но все занимались игрой на фортепиано, папа занимался на гитаре. Отучились по семь-восемь лет, кто-то два года всего, а вот я решил серьезно к этому отнестись. Очень рад полученному призу. Почему им наградили именно меня? Скорее всего, за разнохарактерность, все-таки я играл в одном туре несколько произведений разных стилей от барокко до романтизма и даже джаза.
ЗАГАДОЧНЫЙ КИТАЙ
На одном из знаковых концертов в зале филармонии собрались самые заядлые меломаны, ведь снаружи бушевала гроза. Началась программа Десятой симфонией Феликса Мендельсона (весь вечер управлял оркестром концертмейстер Вилли Циммерман), затем президент фестиваля, народный артист Украины Алексей Ботвинов исполнил Концерт для фортепиано с оркестром ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Виолончелистка Цзин Чжао, ученица самого Мстислава Ростроповича, покорила зал. Были исполнены два скрипичных концерта Луиджи Боккерини, жемчужины так называемого "галантного стиля", и в импровизационном фрагменте солистка изящно напомнила несколькими пассажами о наиболее популярном произведении Боккерини, Менуэте из струнного квартета ми мажор. Цзин Чжао - супруга постоянного участника Odessa Classics скрипача Майкла Гуттмана, и он считает, что виолончелистки очень женственны, виолончель словно создана для женщины. В завершение концертной программы швейцарские оркестранты исполнили хит мировой популярной классики, "Маленькую ночную серенаду" Моцарта. Успех был оглушительным, но удивительно другое. Оказалось, что наряду с участием в концертах валторнист Цюрихского камерного оркестра Мартин Акерманн успел пробежать ультрамарафон "Куяльник". И показал неплохие результаты!
ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ - И ЭТИМ ВСЕ СКАЗАНО!
Финальный концерт фестиваля состоялся в Большом зале филармонии - на нем выступил Миша Майский и его Трио. Мишу Майского в шутку называют идеальным одесситом: он - еврей из Риги, который репатриировался в Израиль. Рахманиновым и Чайковским порадовало Трио Миши Майского в составе самого виолончелиста, его детей Лили и Саши. Когда-то маленький Миша мечтал о другом семейном трио, но с сестрой-скрипачкой и братом-пианистом так и не довелось его создать. Миша Майский - гражданин мира. Родился в Риге, учился в Ленинграде, репатриировался в Израиль, живет в Бельгии, играет на итальянской виолончели (между прочим, это инструмент работы прекрасного мастера начала восемнадцатого века Доменико Монтальбана) французскими смычками, добавим японскую машину, швейцарские часы... А вот в Одессе маэстро впервые. Публика тут же влюбилась в густой, чувственный тембр его виолончели. Великий Мстислав Ростропович, учитель Миши Майского, относился к своей виолончели, как к любовнице, говорил об этом полушутя. Те же чувства и у Майского...
Отец Миши Майского был убежденным коммунистом, и фамилии Богуславский стеснялся, решил стать Первомайским, но уж очень длинной показалась эта фамилия. Вот и стал Майским. Из-за того, что старшая сестра репатриировалась в Израиль, Миша претерпел немало, ведь на дворе стоял 1969 год, а он даже не успел окончить консерваторию... Ростропович бился за него, как лев. И тогда была устроена провокация - за купленные у магазина "Березка" сертификаты, без которых нельзя было приобрести японский магнитофон, Мише дали полтора года условно по статье "нарушение правил валютных операций". Отработал на погрузке цемента на целлюлозно-бумажном комбинате, при первой возможности репатриировался в Израиль вслед за сестрой. И разве не выиграл в итоге свою судьбу Миша Майский? Получив свободу передвижения по миру, о которой советский гражданин не мог и мечтать, он учился у еще одного знаменитого виолончелиста Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе, а также у Пабло Казальса, стал вести концертную деятельность по всему миру.
По сложившейся традиции все фестивальные дни в Одесском музее западного и восточного искусства работала персональная выставка современного украинского художника. В этом году в населенную пятиметровыми многофигурными полотнами "Лабораторию Орфея" зрителей пригласили живописец Арсен Савадов и куратор выставки Анатолий Дымчук. Плюс к тому: в Музее современного искусства Одессы можно было увидеть "Музыку сфер" в перестроенном выставочном зале с системой климат-контроля. Музейный зал стал местом презентации номера журнала Destinations, посвященного Одессе и одесскому региону, камерного концерта и модного дефиле. После приветственных речей Посла Швейцарии в Украине Гийома Шойрера президент фестиваля, народный артист Украины Алексей Ботвинов и резидент Odessa Classics Даниэль Хоуп сыграли для публики романтическую программу.
- Одесса - особенный город, одесский фестиваль - особенный опыт, - сказал публике Даниэль Хоуп, и музыканты поспешили готовиться к вечернему опен-эйру, а гостям предложили полюбоваться юными моделями, одетыми в фешн-бренд издателя Инны Катющенко CouturedeFleur. Искусство, цветы и женственность - вот три составляющих бренда, ведь принты на тканях платьев не что иное, как цветочные мотивы картин. Элегантно и романтично, отличные идеи для красных дорожек и концертов мировых знаменитостей.
- Мы сотрудничаем со швейцарским послом не первый год, и сегодня мы объединили дипломатию, культуру, фешн, - подчеркнула Инна Катющенко.
Что ж, возможно, платья из этой коллекции мы увидим через год на слушательницах Шестого Фестиваля Odessa Classics, ведь классика нынче в моде!..
Виолетта СКЛЯР.
В коллаже А. КОСТРОМЕНКО использованы фото Л. БЕНДЕРСКОГО и с сайта фестиваля Odessa Classics.