Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 13 (1545)
3.06.2021
НОВОСТИ
Вопрос-ответ
Острая тема
История
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 13 (1545), 3.06.2021

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ МОЖЕТ ОСКУДЕТЬ

Из истории благотворительности можно почерпнуть много полезного

Нищета проявляют себя не столько в количестве просящих подаяние (хотя в нашем городе мы видим, как много таких людей), сколько в элементарной нехватке самого необходимого во многих семьях. Страшная сама по себе, нищета демонстрирует еще и беспомощность власти и общества, становится одним из факторов, которые дестабилизируют жизнь. Ведь материальный недостаток, невозможность честным трудом заработать на пристойное существование или обеспечить достойную старость, порождает и воровство, и бродяжничество, и попрошайничество, и алкоголизм с наркоманией. Но главная беда нищеты заключается в том, что она порождает ощущение бесперспективности существования как такового.


Однако даже в пору экономических неурядиц влияние нищеты можно самортизировать, и способ этот хорошо известен. Это благотворительность — система действий, имеющая целью оказание помощи тем членам общества, которые в силу разных причин лишены возможности своими силами обеспечить себе минимум средств существования. Именно благотворительность — наряду с ускорением экономических преобразований — является одним из основных факторов, которые способны уменьшить риск социальных возмущений.

К сожалению, благородное это понятие (благо-творить — дарить добро) во многом дискредитировано в глазах населения деятельностью некоторых т. н. "благотворительных фондов", которые создаются либо для "отмывания" денег, либо для укрытия средств от налогов, либо — в лучшем случае — под выборы. Как же вернуть этому понятию его благородное значение, а благотворительную деятельность тех, кто на самом деле дарит людям добро, поднять на должную высоту уважения?

Ответ на этот современный вопрос стоит поискать в одесской истории...

Благотворительность в нашем городе имеет давние и прочные традиции. Еще в 1823 году было создано первое благотворительное общество — "Приказ общественного призрения", которое занималось помощью нуждающимся. Но особенный размах эта работа приобрела в начале прошлого века, когда в городе насчитывалось 101 благотворительное общество, 13 попечительств, семь "дешевых столовых", пять сиротских домов, пять дневных приютов, а всего 145 организаций, имевших статус благотворительных. Но главное не в количество, хотя оно и впечатляет, самое важное заключается в том, что все эти организации действовали открыто, гласно и на самом деле помогали нуждающимся.

Что обращает на себя внимание, когда листаешь литературу, посвященную благотворительной деятельности в дореволюционной Одессе? Прежде всего — конкретность и адресность названий, которые четко указывают на "специализацию" благотворительных структур. Никаких внешне эффектных, но пустопорожних "украшательств", славных имен, за которыми лицемерно скрывается "теневая", "подпольная" сторона, что так, к сожалению, характерно для нашего времени. Вместо этого — строгое и точное соответствие сути.

Например: "Общество призрения детей, занимающихся нищенством на улицах Одессы", или "Общество повсеместной помощи пострадавшим на войне (солдатам) и их семьям" и т. п. Не правда ли, из самих названий четко следует, чем конкретно занимаются эти организации?!

Теперь — о самой благотворительной работе. Возьмем в качестве примера "Общество пособия бедным на Пересыпи", которое действовало в районе, охватывающим Пересыпь, Куяльницкий и Хаджибейский лиманы, где проживало 40 тысяч граждан (почти десятая часть населения города), многие из которых относились к числу неимущих. Изучая документы этого Общества, поражаешься уже тому, как четко была организована его структура, с минимумом бюрократизации. Весь район был разбит на 22 участка, что давало возможность нуждающимся обращаться непосредственно к ближайшему члену Общества за помощью. После быстрой (но обязательной) проверки обращений такая помощь выделялась. Чаще всего нуждающимся выдавались хлеб и уголь; детям давали преимущественно мясо и молоко, чай и сахар. Общество выделяло средства для лечения и кормления бедных рожениц, погребение умерших. За счет Общества приобретались билеты больным, которые нуждались в лечении морскими ваннами. Общество оплачивало обучение в университете и средних учебных заведениях в тех случаях, когда несвоевременный взнос платы грозил бедным студентам или учащимся исключением...

Заботилось Общество не только о повседневной, но также и о духовной жизни своих подопечных. Для них было организовано пять пунктов, где в праздничные и выходные дни устраивались чтения, которые весьма охотно посещали малограмотные или вовсе неграмотные бедняки; для пересыпских детей проводились елки, где они могли не только развлечься, но и получали в подарок игрушки, сладости, книги, а самые бедные — одежду и обувь. Мне как-то довелось беседовать с одной из жительниц Пересыпи: она спустя 70 с лишним лет помнила, какое красивое платье получила в подарок на одной из таких елок!

Подобных обществ, как уже указывалось, действовало в городе почти полторы сотни, и все они работали в условиях предельной гласности. Дело не только в том, что буквально каждое доброе дело благотворителей не обходилось без внимания журналистов; куда важнее, что регулярно публиковались отчеты о деятельности благотворительных организаций, из которых становилось ясно, на какие именно цели ушли деньги пожертвователей. Скажем, упоминавшееся уже "Общество пособия бедным на Пересыпи" с 22 ноября 1909 г. по 1 января 1911 г. получило пожертвований на сумму 1922 рубля 51 копейка (обратите внимание на исключительную точность во всем — и в датах, и в суммах). При этом по подписным листам и книжкам членов Общества (таковых насчитывалось 267) было собрано 325 руб. 32 коп.; "вынуто из кружек" — 80 руб. 63 коп.; получено на детские убежища — 400 руб. 76 коп.; на устройство вечеров и гуляний — 216 руб. и т. п.

Соответственно расшифровывались и траты Общества. При такой системе отчетности (ныне говорят — "прозрачности") и речи не могло идти о каком-либо "отмывании" денег.

Да и к чему было "отмывать" деньги, если среди пожертвователей значились самые известные и уважаемые люди города: граф Толстой, граф Шувалов, градоначальник Толмачев, командующий войсками Одесского военного округа граф Мусин-Пушкин и др. Много было также предпринимателей, банкиров: Ансельм — директор Одесского учетного банка, Робина — владелец известного кафе-кондитерской, Ашкенази — владелец Банкирского дома и др. Но самой многочисленной категорией пожертвователей была одесская интеллигенция. Тут можно встретить много славных имен: статистик Бориневич, профессор Варнеке, преподаватель Катаев (отец знаменитых братьев-писателей) и десятки других. Эти люди не только создавали благотворительные учреждения и руководили ими, они также формировали общественное мнение, а многие были, по современной терминологии, волонтерами. Понятно, конечно, что абсолютное большинство нынешних представителей интеллигенции, в отличие от своих дореволюционных предшественников, просто не могут себе позволить совершать благодеяния в материальном плане (многие из них сами, скорее, относятся к категории нуждающихся), но как не хватает нынче нашему общественному движению высоты помыслов и духа!

Надо учесть, что в царской России не было какой-либо системы налоговых льгот для благотворительной деятельности, и пожертвования были, можно сказать, образом жизни. Некоторые купцы или капиталисты, отдавая деньги бедным, как бы искупали этим "грехи первоначального накопления". Порою к благотворительности людей приводило сильное личное горе. Исследовательница Елена Голубева приводит такой пример. Известный купец Герасим Хлудов, потеряв единственного сына, пожертвовал городу несколько сотен тысяч рублей и огромный участок земли. Дочери Хлудова продолжали жертвовать городу и после его смерти. В результате на площади более трех гектаров вырос целый благотворительный городок, где перед Первой мировой войной в бесплатных квартирах проживали 570 человек, в основном вдовы с сиротами, в приюте размещались 105 человек, 60 девочек обучались в ремесленной школе, а начальная школа пестовала 95 учеников.

В общем же как в отдельных городах, так и в целом по стране к началу прошлого века благотворительность стала считаться "хорошим тоном". Настолько, что не могла оставаться от этого в стороне даже императорская фамилия: достаточно вспомнить деятельность Ведомства императрицы Марии Федоровны. Императорская семья патронировала такой гигантский проект, как Воспитательный дом, причем это был именно патронат; царственный попечитель если и давал средства на содержание того или иного учреждения, то лишь наряду с другими жертвователями, и далеко не всегда его вклад оказывался самым крупным. Благодаря всему этому в дореволюционной России размах благотворительной деятельности был вполне сопоставим с целыми промышленными отраслями, где "крутились" миллионы полновесных рублей.

Итак, что же можно вынести из исторического опыта в сфере благотворительности?

Широкий охват нуждающихся, адресность помощи, гласность и открытость, массовое участие в этом процессе частных лиц, включая представителей высшей власти — и это далеко не полный перечень принципов, которые следует использовать в нынешней работе.

Взять ту же "прозрачность". Хорошо известно, что в наш город достаточно регулярно по самым разным каналам поступает т. н. гуманитарная помощь. Но гораздо менее известно, куда и по каким принципам она распределяется. И почему в ларьках и контейнерах периодически можно встретить товары явно "гуманитарного происхождения"? А ведь избавиться от подобных подозрений очень просто: достаточно ввести правило публиковать в прессе отчеты о получении и распределении "гуманитарки", и тогда легко будет проверить — дошла ли она по адресу и как ею распорядились.

Но, конечно, самые лучшие намерения так и останутся планами, если благотворительность не станет предметом особой заботы властей всех уровней. И в первую очередь власть должна позаботиться о создании благоприятного общественного климата. И тут можно многое перенять у предшественников.

Например, особо отличившимся на благотворительной ниве присваивать звание "почетного гражданина", которое давало бы преимущества при ведении бизнеса. А почему бы не вспомнить о налоге на азартные игры: с каждой распечатываемой колоды карт определенный процент отчислялся в пользу "богоугодных заведений"? "Разве не прекрасная идея — облагать благотворительным налогом людские пороки?", — замечает Елена Голубева, и трудно с нею не согласиться.

А какие доходы можно было иметь с еще одного вида "азартной деятельности", если воспользоваться опытом полицмейстера Огарева, о котором рассказал знаменитый художник Константин Коровин. Однажды к полицмейстеру обратился с хлопотами о сыне местный купец. И в процессе разговора как бы нечаянно уронил к его ногам увесистый пакет. Полицмейстер велел его поднять:

" — Дай-ка сюда, — говорит Огарев, берет пакет, разрывает. — Деньги тут. Сколько?

— Пять тыщ, — отвечает побледневший Мелюшин...

— Пять тысяч, верно. Ну-ка, ты, первой гильдии, давай-ка еще пять: и всем говори, коли хочешь — на всю Москву ори...

Изумленный Мелюшин лезет в карман и достает еще пять тысяч.

Огарев садится за стол.., что-то пишет, вкладывает деньги и письмо в большой конверт.., встает, подходит к Мелюшину.

— Ты купец первой гильдии, домовладелец, ты, батюшка, человек богатый. Отнеси-ка ты этот пакет в сиротский дом, что на Девичьем поле, и там возьми расписку. А в письме сказано, что ты, Мелюшин, жертвуешь сиротам десять тысяч рублей. Понял? И знай: сын твой здесь будет".

Да, если использовать этот ресурс, то, пожалуй, вскоре можно будет обойтись и без гуманитарной помощи и даже без международных грантов...

Это, конечно, шутка, но если говорить серьезно, то тема благотворительности заслуживает, по меньшей мере, того, чтобы ее касались не только тогда, когда какой-нибудь богатый "дяденька" решит в очередной раз покрасоваться перед телекамерами. Исторический опыт дает в этом плане массу положительных примеров.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.