+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 11 (1500), 26.03.2020 СЦЕНА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙБыл в советское время такой фильм: "Улица полна неожиданностей". В театре, где все происходит "здесь и сейчас", непредвиденных ситуаций ничуть не меньше. Одной из таких историй поделилась солистка Одесского академического театра музыкальной комедии им. М. Водяного Наталья ТКАЧУК. В день спектакля я просыпаюсь с ощущением счастья. Оно не зависит от того, что со мной происходило вчера и в каком настроении я легла спать. Оно вообще ни от чего не зависит. Актерское счастье — это сцена и зрители. И утром, еще даже не открыв глаза, я предвкушаю тот момент, когда заиграет музыка, откроется занавес и начнется то, ради чего мы, артисты, живем. То, ради чего трудимся до седьмого пота на репетициях, мучаемся от сознания своего несовершенства, интригуем (чего уж греха таить!), и все эти закулисные страсти ради того, чтобы люди, глядя на нас, на два — три часа забыли о своих горестях и проблемах, В те несколько минут, которые я могу позволить себе понежиться в постели, я мысленно проигрываю всё вечернее представление. Это совершенно удивительный, прекрасный спектакль, какой бывает только в мечтах. Но фантазия помогает мне сосредоточиться на предстоящем спектакле. И затем весь день я провожу в предощущении того, что произойдет этим вечером... В тот день, с которого я начинаю свой рассказ, утреннее счастье посетило меня в гостинице чешского города Устье-на-Лабем. Сюда я приехала, чтобы сыграть в спектакле местного Северо-Чешского оперного театра. (Как я попала в этот театр — отдельная история, расскажу об этом позднее). Конечно, я очень волновалась. Ведь Джильда в опере Верди "Риголетто" — мечта многих певиц. А у меня это всего лишь вторая роль в оперном репертуаре. Правда, дебют (а я пела Царицу Ночи в опере Моцарта "Волшебная флейта") прошел успешно, но вчерашние успехи — не гарантия. Тем более, что новое испытание — куда сложнее. Партия Царицы Ночи — это три арии, сложные, драматичные, но с актерской точки зрения — довольно статичные. То ли дело Джильда! Моя новая героиня — дочь шута Риголетто, бесхитростная, наивная девушка, которая поддалась чарам Герцога. Наигравшись, он бросает ее, а в финале Джильда гибнет по вине собственного отца... Столько возможностей показать себя как актрису! Сложность была в том, чтобы найти в себе какие-то точки соприкосновения с героиней. По своему характеру я бесконечно далека от Джильды, и никогда не играла роли жертв "роковых страстей". Но вчерашние репетиции меня успокоили. Вокальную партию я досконально выучила еще в Одессе. Мизансцены знала по видеозаписи постановки, в которую мне предстояло войти. Кое-что в рисунке моей роли меня не вполне устраивало. Например, то, что по замыслу постановщика, Джильда впервые появлялась, сидя на кровати, которую выкатывали из-за кулис. Я предложила более динамичное решение: Джильда выходит сама, идет через сцену к отцу — Риголетто, обнимает его и уже вместе они садятся на кровать, исполняя дуэтную сцену. Было еще несколько моментов, где мне хотелось немножко изменить мизансцены. Но я знала две вещи. Первое. На Западе авторское право распространяется и на постановку спектакля, и поэтому, когда тебя вводят в уже идущий спектакль, следует строго следовать режиссерскому замыслу. Второе. В европейских театрах репетиций — минимальное количество: тут продюсер рискует своими деньгами и старается, по возможности, свести расходы к необходимому минимуму. Тем более, в опере, где задействованы еще и хор, и оркестр. Вот и в моем случае ввестись предстояло всего за две репетиции. Поэтому в процессе подготовки я тщательно продумала свои предложения и аргументы в их пользу. Которые изложила на первой, утренней, репетиции. Также я попросила, чтобы мне сделали другую прическу и поменяли некоторые детали костюма. Первая исполнительница роли Джильды была крупнее меня, и костюмы оказались великоваты. Не знаю, были ли довольны костюмеры, но к вечерней репетиции мои пожелания были учтены. Что говорить: работа цехов в этом театре — на высоком уровне. Столь же внимательно отнесся к моим предложениям и дирижер Милош Формачек. А исполнители ролей Риголетто и Герцога, понимая волнение дебютантки, очень тактично меня поддерживали. Несмотря на некоторые "трудности перевода", мы быстро нашли общий язык... Проиграв, как обычно, в голове будущий спектакль, я встала с привычным чувством готовности к вечернему представлению... В театр я вошла со своей привычной улыбкой. Радостно здоровалась со всеми, кого встречала по пути. Волнение я давно уже научилась скрывать, хотя внутри было неспокойно. Занятая своими переживаниями, я не обратила внимания, что кое-кто из встречных смотрит на меня каким-то странным взглядом. Все прояснилось, когда я зашла поздороваться со своими партнерами и не увидела того Риголетто, с которым мы на вчерашних репетициях так славно поладили и нашли общий язык. Вместо него мне представили совершенно незнакомого артиста, очень высокого и явно возрастного. Оказалось, что мой партнер неожиданно заболел, и чтобы не отменять спектакль (а это для театра — огромные финансовые потери), срочно вызвали другого. — Не волнуйтесь, — успокаивали меня, — Ричард Хан — очень известный в Чехии артист, очень опытный, он уже много раз пел Риголетто, в том числе, и в нашем театре, так что все будет в порядке. Ничего себе: не волнуйтесь! Как же я буду выступать с человеком, которого вижу первый раз в жизни?! Он же понятия не имеет о вчерашних изменениях в мизансценах, как он будет на них реагировать?! Нам придется на ходу приспосабливаться друг к другу, причем на глазах у публики! Но это же гарантированный провал! На моей карьере оперной певицы можно будет поставить крест! Нет, жизнь меня к этому не готовила... Господи, ну зачем мне это надо?! Зачем я полезла в оперу?! Мне же прекрасно живется в моем родном театре! Бежать! Бежать! Пока тебя не освистали... Но паника владела мною всего несколько секунд. — Наташа, — мысленно сказала я себе, — немедленно возьми себя в руки! Ты же актриса, а сцена всегда полна неожиданностей. Как ты можешь бежать, ведь зрители уже в зале?! Они ничего не знают и не должны знать, что происходит за кулисами. Они пришли на спектакль, а раз ты в нем участвуешь, значит, и на тебя тоже. Соберись! Сконцентрируйся! Забудь, что ты — актриса Наталья Ткачук. Сейчас ты — Джильда! Мой внутренний монолог прервала музыка. Зазвучала тема Джильды, и я шагнула на сцену...
|
|
|||||||||||||||||
|