+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 11 (1108), 23.03.2012 ВОПРОС - ОТВЕТОтклики читателей на наши публикации о реформе системы пенсионного обеспечения (см. "Порто-франко" от 17 февраля и 2 марта с. г.) лишний раз продемонстрировали актуальность темы. В этом номере мы начинаем серию материалов о т. н. третьем уровне пенсионной системы, где основное внимание будет уделено негосударственным пенсионным фондам. Они подготовлены в рамках проекта "Сво≤ надiйнiше!", организаторы которого - Госфинуслуг, проект USAID "Развития финансового пространства" (FINREP), Журналистский фонд Украины и Академия пенсионной реформы. Также использованы материалы, предоставленные Главным управлением Пенсионного фонда Украины в Одесской области. Сразу отметим, что основополагающим документом, который определяет правовые, экономические, организационные и институциональные основы функционирования негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), является Закон Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении". Система НПО основывается на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному обеспечению пенсионных выплат путем отчислений на негосударственное пенсионное обеспечение и инвестиционного дохода, начисленного на эти отчисления. Упомянутым Законом предусмотрено, что НПО осуществляется: а) пенсионными фондами - путем заключения пенсионных контрактов с участниками и (или) вкладчиками этих фондов; б) страховыми организациями - путем заключения договоров страхования пожизненной пенсии или пенсии на определенный срок; в) банковскими учреждениями - путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления пенсионных сбережений в пределах суммы, гарантированной Фондом гарантирования вкладов физических лиц и установленной законодательством. Каковы же особенности функционирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ)? Прежде всего отметим, что пенсионные фонды, создание которых предусмотрено Законом "О негосударственном пенсионном обеспечении", не ставят перед собой целью получение прибыли для дальнейшего ее раздела между основателями. Цель НПФ - накопление средств участников и дальнейшее их инвестирование для получения инвестиционного дохода и осуществления выплат участникам фондов за счет пенсионных активов в соответствии с условиями пенсионных контрактов. Существует три вида НПФ - открытые, корпоративные и профессиональные. Открытый пенсионный фонд - это негосударственный пенсионный фонд, учредителями которого являются юридические лица. Его участниками могут быть как граждане Украины, так и иностранцы и лица без гражданства вне зависимости от места и характера их работы. Корпоративный пенсионный фонд - это негосударственный пенсионный фонд, учредителем которого является юридическое лицо - работодатель или несколько юридических лиц - работодателей, к которому могут присоединяться работодатели-плательщики. Участниками этого фонда могут быть исключительно граждане, которые состоят в трудовых отношениях с работодателями - плательщиками в этот фонд. Профессиональный пенсионный фонд - это негосударственный пенсионный фонд, учредителями которого являются объединения граждан или юридических лиц, которые создаются по роду их профессиональной деятельности. Участниками этого фонда могут быть исключительно граждане, связанные совместной профессиональной деятельностью, определенной в уставе фонда. Законом также определены особенности создания и деятельности корпоративных и профессиональных пенсионных фондов, в частности, относительно уплаты работодателями пенсионных взносов в пользу своих работников. Пенсионным фондам запрещено изменять свой вид, определенный уставом. Важно отметить, что сами пенсионные фонды не занимаются деятельностью, связанной с заключением пенсионных контрактов, ведением пенсионных счетов застрахованных лиц, сбором пенсионных взносов, управлением пенсионными активами и их сохранением. Для этой деятельности привлекаются организации, которые специализируются на предоставлении соответствующих услуг. Руководящим органом НПФ является совет, который должен решать такие вопросы, как отбор организаций, предоставляющих упомянутые выше услуги, определение инвестиционной политики фонда. Такой подход позволяет обеспечить надлежащий уровень выполнения функций, которые необходимы для эффективной деятельности фонда; защитить средства фонда от предпринимательских рисков, связанных с предоставлением указанных услуг; разделить выполнение важнейших функций по негосударственному пенсионному обеспечению между разными компаниями, что должно исключить "конфликт интересов" и злоупотребление пенсионными активами. Таким образом, основные функциональные полномочия по обеспечению жизнедеятельности НПФ фонда разделены следующим образом. Управление фондом осуществляется его администратором, функции которого в соответствии с законом могут исполнять: - компания по управлению пенсионным фондом, с которой советом фонда заключен договор; - юридическое лицо - единый учредитель корпоративного пенсионного фонда, который принял решение об управлении этим фондом самостоятельно; - неприбыльное (некоммерческое) юридическое лицо, созданное на условиях, определенных законом, несколькими юридическими лицами - учредителями корпоративного пенсионного фонда или объединениями работодателей, юридических лиц или граждан, по роду их профессиональной деятельности - учредителями профессионального пенсионного фонда. Сохранение пенсионных активов обеспечит банковское учреждение-хранитель, избранное на конкурсной основе из числа коммерческих банков, которые соответствуют требованиям, определенным Законом. Хранитель при осуществлении операций со средствами пенсионного фонда обязан проверять соответствие этих операций требованиям и ограничениям, установленным Законом и инвестиционной декларацией фонда. Управление пенсионными средствами (пенсионными активами) проводится компаниями по управлению активами, которые тоже выбираются на конкурсной основе и отвечают законодательно установленным критериям и требованиям. Важно заметить, что все перечисленные виды деятельности относятся к таким, которые подлежат лицензированию. У системы негосударственного пенсионного обеспечения в последние годы появляется все больше сторонников и участников. По состоянию на 30.09.2011 г. заключено около 72,2 тыс. пенсионных контрактов почти с 60 тыс. вкладчиков. Общая сумма пенсионных взносов составляет более миллиарда грн, а пенсионных выплат - более 200 млн грн. Размеры пока еще не впечатляющие, но ведь и система НПО находится практически в стадии становления. А в тех странах, где она налажена, выплаты из НПФ составляют значительную долю: во Франции - 15 %, в Швейцарии - 26 %, а в США и вовсе 42 %. Так что в Украине все впереди. Тем более, что демографическая ситуация практически не оставляет иного выхода. Детальнее на эту тему - в следующих публикациях. Материалы подготовил
|
|
||||||||||||||||
|