+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 08 (753), 04.03.2005 БЕДА МИНОВАЛА, ЖИВЁМ ДАЛЬШЕ(Окончание. Начало в № 7.) Прежде всего разберемся с арендаторами, то есть с "Укра⌡нськой скарбницей", ювелирным салоном "Малахит" и галереей "Либерти". Я оказалась права в своих рассуждениях. Передо мной два договора о сотрудничестве. Один между музеем и фирмой "Зодиак" (так называется официально галерея "Либерти"). Второй между музеем и экспертом государственного гемологического центра Украины В.П Ляхом (он же частный предприниматель, хозяин ювелирного салона "Малахит"). Предмет обоих договоров сотрудничество. В чем должно заключаться сотрудничество между художественной галереей "Либерти" и музеем, догадаться не трудно: устройство выставок, экспозиций и т.д. и т.п. Сотрудничество с салоном "Малахит" тоже стало понятным, когда я удостоверилась, что основное направление работы салона это экспертиза и оценка ювелирных изделий, в основном драгоценных камней. Опытный гемолог В. Лях помогал музею проводить экспертизу качества и стоимости предметов из драгоценных, полудрагоценных и декоративных камней (кстати, к нему же обращались зачастую и другие музеи). Кроме оговоренных в договоре статей сотрудничества, В. Лях оказывал музею и спонсорскую помощь, например, подарил так необходимый музею ксерокопировальный аппарат. Кроме того, и галерея, и салон действительно вносили арендную плату. Плата была относительно невелика: за год оба плательщика выплатили музею около 9 тысяч грн (как сказала В. Солодова, что расходы по оплате электроэнергии, отопления, воды и телефона при этом нес сам музей). Эти 9 тысяч вошли в 36 тысяч дохода музея за истекший год. Если учесть, что сметная стоимость необходимого на Ланжероновской, 24а, ремонта определена в 60 тысяч грн. (в ценах 2004 г.), то становится ясным, что музею самому ремонт не потянуть. Поясним, почему мы упомянули арендную плату только двух арендаторов. Как объяснила В. Солодова, "Укра⌡нська скарбниця" относится к управлению культуры и никакой арендной платы вообще не вносила. Несколько лет назад, когда Украинский центр культуры был выселен из т.н. "Шахского дворца", "Скарбниця" переехала в историко-краеведческий музей, заняв место экспозиции "Филики Этерия", переданной Центру греческой культуры. Сейчас "Укра⌡нська, скарбниця" переезжает в Украинский дом, открытый на ул. Польской. Теперь перейдем к причинам столь плачевного состояния выставочных помещений на Ланжероновской, 24а. Дело в том, что занимаемые музеем помещения находятся в жилом 3-х этажном доме. Поэтому над частью помещений расположена большая коммунальная квартира, а по фасаду еще две квартиры, полтора года назад выкупленные одним лицом. Как рассказали сотрудники музея, коммуналка эта довольно страшная, кроме того, в ней проживает некая беспокойная дама... Эта дама с 1994 года постоянно предъявляет музею претензии, довольно, мягко говоря, странные: то ей мешают непонятные "излучения", идущие из подвала, то производство каких-то работ в музее по ночам (?). Протечки над частью музея это результат деятельности коммуналки. В частности сотрудники музея утверждают, что протечки под местами, где протекать нечему (то есть не под кухней или туалетом) это рукотворчество пресловутой дамы. "Похоже, что она просто льет из чайника воду за плинтуса..." Свой вклад в дело доведения выставочного зала до плачевного состояния внес и жилец двух фасадных квартир. Купив их, он, естественно, затеял в них большой ремонт. Вот тут уже пошли трещины и обрушения посолиднее. Передо мной два документа. Один из них это письмо начальнику управления охраны объектов культурного наследия Н.А. Штербуль (от 22.03.04) о том, что, цитирую: "С ноября 2003 года существует угроза нормальному функционированию экспозиции ("Немцы Причерноморья 1803-2003 Е.К.) со стороны соседа верхнего этажа. Из-за ремонтных работ, которые он проводит, в зале появились новые мелкие трещины, происходит вибрация перекрытий от ударов, что мешает проведению экскурсий, лекций и создает угрозу для сотрудников музея и посетителей". В письме также указывалось, что перед открытием экспозиции силами музея был проведен косметический ремонт зала. Второй документ это акт, подтверждающий повреждения, причиненные музею ремонтными работами на втором этаже, а также фиксирующий согласие жильца второго этажа произвести восстановительные работы и косметический ремонт выставочного зала. Акт датирован 12.04.04." Таким образом, представляется, что управлению культуры нужно было не выселять музей, а заставить соседа со второго этажа выполнить свои обязательства по ремонту. При этом управление культуры могло бы внести и свою лепту, чтобы граждане Украины и иностранные гости получили возможность соприкоснуться с культурно-историческими ценностями края в нормальной обстановке. "Граждане Украины и иностранные гости" написано неслучайно. В книге отзывов немало благодарных и восхищенных записей на иностранных языках, а также от приезжих со всех уголков Украины, России и других стран СНГ. По посещаемости Одесский историко-краеведческий музей занимает первое место среди музеев того же профиля на Юге Украины. Музей проводит большую работу, которую можно сравнить с айсбергом в том смысле, что широкой публике видна лишь его надводная часть. Это научные изыскания. Мне показывали солидные научные журналы, в том числе и иностранные, где публикуются работы сотрудников музея. (Кстати, из стен музея вышли шестеро "остепененных" ученых, в том числе один доктор исторических наук). Это работа с постоянно пополняющимися фондами (прошедшие выборы, как историческое событие, не прошли мимо сотрудников музея и тоже добавили фонду единиц хранения). В запасниках музея находится более 100 тысяч единиц хранения (посетители видят обычно не более 3-4 процентов экспонатов, что нормально для любого музея). Это и создание тематических выставок, и экспозиций. Кроме уже упомянутой экспозиции "Немцы Причерноморья", идет работа по созданию и других историко-этнографаческих экспозиций. В планах музея экспозиции, связанные с жизнью болгар, гагаузов, поляков, евреев, итальянцев и других народностей (всего на Одесщине проживает 133 национальности), создавших своеобразие Одессы и ее окружения в результате взаимовлияния культур. Эта часть работы музея призвана передать опыт многонационального общения и совместного созидательного труда. Есть в планах музея и выставки "Забытые имена". Но ближайшие планы это проведение комплекса мероприятий, связанных с 60-летием Победы (в музее, естественно, есть отдел, посвященный ВОВ). Часть планов уже реализуется. Создана выставка, посвященная 80-летию со дня рождения героя-подпольщика Яши Гордиенко. Патриотическая акция "Помнит мир спасенный", уроки мужества, на которых состоятся встречи учащихся гимназий № 2 с ветеранами ВОВ, встреча учащихся медучилища с женщинами-фронтовичками, научно практическая ученическая конференция "Герои Аллеи Славы". Даже из этого комплекса мепоприятий видно, что музей уделяет много внимания подрастающему поколению. Ведь что ни говори, но музей это часть идеологической системы государства. Кроме тесных контактов с гимназией № 2, музей работает и с другими учебными заведениями: помогает создавать музеев при школах, в музей постоянно приходят школьники на экскурсии, причем это экскурсии не только из одесских школ (меня тронула запись в книге отзывов, сделанная детьми-инвалидами, приехавшими издалека). Музей выпускает каталоги, буклеты, тематическую литературу. К 60-летию Пебеды издан сборник фронтовых писем, переданных близкими фронтовиков. Идет подготовка научной документации, освещающей социально-экономическую и политическую жизнь Одесщины в годы советской власти. Когда-то Одесский историко-краеведческий музей был методическим центром Южного региона. Однако и сейчас в нем проводятся методологические, научно-практически и тематические конференции. Интересно, что в музей обращаются за материалами и консультациями историки из дальнего зарубежья. Так, недавно в музей обратились англичане, которых интересовали материалы, связанные с Крымской войной. Через год музею предстоит празднование своего 50-летнего юбилея, на нем нельзя будет не вспомнить Николая Николаевича Пустовойтенко директора, отдавшего музею почти четверть века и заложившего в его работу принцип: "Соединять увлекательность a достоверностью". Скоро музею станет тесно и в имеющихся помещениях. В идеальном варианте стоило бы расселить "нехорошую квартиру" коммуналку и передать музею осободившуюся площадь. Может быть, это предложение стоит рассматривать как НАКАЗ отцам города и области. Елена КОЛТУНОВА.
|
|
|||||||||||||||
|