Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 3 (1050)
28.01.2011
НОВОСТИ
Культура
Острая тема
Скандал
Личность
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 3 (1050), 28.01.2011

Композитор Александр ПАНТЫКИН:

"Я В ТВОРЧЕСТВЕ - МАТЕМАТИК"

В Одесском театре музыкальной комедии с успехом идет спектакль "Силиконовая дура", музыку к которому написал композитор Александр Пантыкин, чье имя прочно вошло в историю советской рок-музыки. Естественно, мы не могли пройти мимо возможности побеседовать с человеком, который уже не первое десятилетие носит неформальное звание "дедушка уральского рока".


Для справки. Александр Александрович Пантыкин (12 января 1958, Екатеринбург) - российский музыкант. Основатель легендарной группы "Урфин Джюс". Автор музыки ко многим фильмам и сериалам: "Кадеты", "Дальнобойщики", "Зал ожидания", "Мусульманин", "Самолет летит в Россию", "Макаров", "Патриотическая комедия", "Изыди!" и др. Заслуженный деятель искусств РФ. Его именем названа Детская школа искусств в городе Верхняя Тура.

- Когда-то, в начале 1980-х, я беседовал со Стасом Наминым о советской рок-музыке. Он тогда несколько пренебрежительно заметил, что это никакой не рок, а отечественный вариант "песен протеста". А как можно этот рок оценить сегодня, когда он уже стал историей?

- Я могу выразить свое отношение к этому с двух точек зрения.

Первая - социальное рассмотрение, вторая - творческо- музыкальная проблема, если можно так сказать.

Если рассматривать с социальной точки зрения, то, как вы знаете, наша страна долгое время была за "железным занавесом" и не имела возможности общаться ни с джазовыми музыкантами, ни с музыкантами авангардных направлений 1960-70-х годов. У нас в это время появились так называемые шестидесятники, которые занимались классической современной авангардной музыкой: Сильвестров, Денисов и так далее. Их было много, они пробивали себе дорогу в сложных, тяжелых боях и пытались хотя бы немного расширить диапазон зрительского восприятия своей музыкой. То же самое касается и наших джазовых исполнителей, которые, буквально припадая к радиоприемникам, слушая зарубежную, так называемую "враждебную волну", пытались выловить какие-то джазовые композиции. Вы знаете, что джазовая музыка у нас в то время тоже, мягко говоря, не приветствовалась и считалась идеологически вредной. Когда появилась рок-музыка на Западе (в это конец 1950-х - начало 60-х годов), наша страна, естественно, отозвалась и на это. И спустя буквально 10-15 лет у нас появились собственные, так сказать, доморощенные рок- группы. Сначала они, конечно, подражали западным образцам. Но так как к тому моменту партийная власть несколько ослабела и государство уже понимало, что в таком состоянии держать творческие силы страны невозможно, то оно само стало открывать некоторые клапаны в этой машине. И, естественно, творческая молодежь этим воспользовалась. Первые наши рок-группы появились в начале 1970-х годов - и не только в Москве, но и в Питере, Екатеринбурге (тогда еще Свердловске), Новосибирске и других городах. Они выполняли двойную функцию. С одной стороны, они якобы были революционерами, образно говоря, рвали на себе рубашки и кричали: "Мы изгои, нас никто не понимает!", и за ними тянулась молодежь. Но это был замечательный способ для власти все-таки прибрать к рукам руководство этой молодежи, чем она и воспользовалась. Многие рок-клубы, рок-лаборатории и т. д. были организациями, чье появление было инициировано государственной властью с тем, чтобы управлять сознанием молодежи. Молодежь это не поняла, думая, что им открыли двери.

- Вы тоже этого не понимали?

- Нет, я это знал. Дело в том, что мое увлечение рок-музыкой - это всего лишь четыре года жизни, с 1980 по 1984-й. Это время активного существования группы "Урфин Джюс". Все остальное время я занимался совершенно другой музыкой. Начинал как классический пианист, писал для оркестра, потом я занимался джазовой музыкой, после я начал заниматься авангардной музыкой в музыкальной студии "Сонанс" и только потом рок-музыкой. С 1984-го года я опять занимался изучением джаза, учился на эстрадно-джазовом отделении музыкального училища им. Чайковского, а в 1985-м поступил в консерваторию и снова вернулся к классической музыке. То есть круг замкнулся.

- А почему вы прекратили заниматься рок-музыкой; ведь "Урфин Джюс" имел огромный успех...

- Мне это стало не очень интересно. Мне показалось, что рок - музыка в музыкальном отношении достаточно однотипная, а хотелось чего-то другого, большего. Я хотел использовать элементы рок-музыки в своем творчестве, но заниматься не только ею.

- То есть, грубо говоря, настоящим рокером вы не были?

- Нет. Я уже в первых альбомах, которые в то время записал (три альбома группы "Урфин Джюс"), активно использовал симфонический оркестр и средства, которые как раз на тот момент в рок-музыке были вовсе непопулярны. Тогда любили выходить вчетвером, громко ударять по струнам и громко петь, вернее, кричать. В 1978-м году я встретился с огромной плеядой рок- музыкантов на фестивале в городе Черноголовка. Тогда у меня была группа, которая называлась "Сонанс". Мы привезли очень серьезные, сложные композиции симфонического плана - обработки Прокофьева. Попали мы туда благодаря Артему Троицкому, который посчитал нас достаточно неожиданным вариантом для этого рок- фестиваля. Именно тогда я познакомился с "Машиной времени", "Воскресением", "Високосным годом" и другими группами. Мы тогда приехали в Москву как альтернативщики. А потом, практически на спор с Андреем Макаревичем, решили исполнить не сложную заумную композицию, а написать простую песню. И на самом деле эта постановка вопроса оказалась и для меня, и для моих соратников по группе очень сложным орешком, потому что писать простые вещи - совсем непростое дело. Поставив себе такую задачу, мы ею занимались около двух лет, прежде чем в 1980 году вышел первый и, как оказалось, самый известный альбом музыкальной студии "Сонанс", который назывался "Шагреневая кожа". Потом студия "Сонанс" разделилась на две группы: "Трек" и "Урфин Джюс". Собственно, потом я с "Урфином Джюсом" записал три альбома. Последний из них был записан в 1984 году, после этого я поступил в музыкальное училище и занялся своим классическим образованием, потому что готовил себя к карьере профессионального композитора, не собираясь быть рок- музыкантом. Ребята из группы, конечно, очень сильно на меня обиделись, потому что успех "Урфина Джюса" был огромным, это была действительно всероссийская слава, и они совершенно не понимали, почему я ухожу. А я тогда предполагал, что когда- нибудь наступят те самые времена, которые наступили сегодня. То есть не то чтобы именно предполагал, но мне рамки рок-музыки казались несколько узковатыми. Мне хотелось заниматься и джазом, и классической симфонической музыкой, то есть большим количеством разных музыкальных направлений, которыми я и занимаюсь на сегодняшний день. Сейчас я использую в своем творчестве элементы самых разных направлений, в том числе и рок- музыки.

- Чем объяснить феномен свердловского рока? Ведь, если не считать Москву и Питер, именно из вашего города вышло наибольшее количество известных рок-групп и музыкантов.

- Да, это правда. А причина лежит в основательности работы свердловских рок-групп. Участники этих групп были серьезными, одаренными, хорошо воспитанными, культурными людьми. Дело в том, что Свердловск занимал первое место по количеству студентов, так сказать, на душу населения. Естественно, что при таком огромном количестве учащейся молодежи возникают новые идеи, новые творческие порывы, то есть это очень благотворная среда для творчества. В Свердловске были не просто учебные заведения, а огромные культурные центры. Первым в этом плане всегда был архитектурный институт, который поставлял потрясающие "кадры" для, скажем так, vip-искусства потому, что там была изысканная, утонченная публика. Вторым был политехнический институт, который являлся просто огромным студенческим государством: там был собственный симфонический оркестр, камерный оркестр, театр и так далее. Третьим по величине и по важности был Уральский государственный университет, который до сих пор поставляет потрясающие "кадры". Еще есть консерватория, лучшие выпускники которой поют во всех крупнейших театрах страны и даже мира. Я уже не говорю о первом в стране учебном заведении, которое открыло у себя эстрадное отделение - Свердловском музыкальном училище им. П. И. Чайковского. Там, кстати, учился Мулявин ("Песняры"), Пресняков- старший и так далее. Это город, в котором происходило и происходит огромное творческое бурление. На сегодняшний день мы имеем лучший в стране Театр музыкальной комедии, лучший Театр юного зрителя, один из лучших театров кукол - и это признанные факты. Это город колоссальных культурных традиций. Плюс это город, в хорошем смысле слова, аномальный, потому что сознание уральцев неизменно еще с тех времен, когда Татищев основал его. Существует даже легенда, будто город при основании был освящен абсолютно определенной космической энергией.

- Многие свердловские рок-группы получили всесоюзную известность. А что на это влияло: случай, совпадение условий, особенные творческие качества?

- Рок-группы города Свердловска отличались от московских и питерских групп прежде всего своей организацией и работой. В отличие от остальных они действительно усиленно репетировали и работали над собой. Это в Питере небрежность и неряшливость исполнения считались особым шармом, ведь основное внимание эти рок-группы уделяли словам. Песни таких рок-групп, как "Зоопарк" с Майком Науменко, "Аквариум" с Борисом Гребенщиковым интересны в первую очередь своей текстуальной составляющей. Поэтому так называемый "город поэтов" очень заметен в питерском роке. Город Москва, как большой рынок, как большая торговая точка на карте страны, естественно, интересовался коммерческой стороной рок- музыки. И все московские группы были очень коммерческими, они уделяли много внимания тому, чтобы собрать зал. Это был такой коммерческий рок, который просвечивал во всем: в использовании определенных музыкальных средств, только появившихся новых музыкальных направлений, потому что это привлекало внимание продвинутой молодежи. Но и Питер, и Москва занимались в основном подражанием, они копировали западные образцы. Город Свердловск пошел изначально по совершенно другому пути - тут занялись созданием своих собственных оригинальных проектов, непохожих ни на кого.

Появились такие группы, как "Трек", у которой было свое лицо и музыку которой даже англичане признали как ноу-хау, как новую волну начала 1980-х. Если говорить о симфо-роке, об авангардном роке, то группа "Урфин Джюс" задала пианистическую манеру гитарной игры. Группа "Наутилус Помпилиус" соединила в себе равное соотношение музыкальной и текстуальной составляющей в лице Вячеслава Бутусова и Ильи Кормильцева. Кстати, Кормильцев был поэтом и группы "Урфин Джюс". Но в нашей группе музыка все- таки преобладала над текстом и последний, будем так говорить, немножко недотягивал. Хотя там были и замечательные совершенно вещи. А в группе "Наутилус Помпилиус" эти составляющие уравновесились. Илья нашел достойного соавтора и совершенно потрясающий альбом "Разлука", который появился в 1988 году, конечно, стал безусловным хитом. Хотя в 1985-м был альбом "Невидимка" со знаменитой песней "Гуд бай, Америка". После этого пошла целая плеяда супергрупп из Свердловска. Это группа "Чайф", которая до сих пор действует, причем я считаю, что это одна из лучших концертных групп нашей страны. Это группы "Агата Кристи", "Смысловые галлюцинации" - из уже свежего поколения - и так далее. Все эти группы отличало равное отношение к музыке и текстам в отличие от Москвы и Питера. Плюс очень тщательная работа над каждой песней. Я могу сказать о группе "Урфин Джюс", что она репетировала по 10-12 часов в сутки в течение нескольких лет. Это не могло не сказаться. И сейчас практически во всех известных российских группах играют то гитаристы, то барабанщики, то басисты из Свердловска. И это закономерно, поскольку тут люди, которые, что называется, пахали и пашут. И это не может не дать результата.

- Можно сказать, что свердловские группы относятся к русскому року?

- Я считаю, что такое понятие у нас так и не сформировалось. На сегодняшний день мы не можем говорить о русском роке, как о явлении. Мы можем говорить об английском роке, об американской рок-музыке, потому что там есть вековая традиция, школа, институт продюсерства - важные составляющие, которые позволяют говорить об этом, как о явлении. И есть потрясающие образцы творческие - "Beatles", "Led Zeppelin", "Deep Purple". Это люди, которые действительно стояли у истоков. А наши музыканты, в том числе и "Урфин Джюс", только подражали. Наверное, самой революционной была группа "Трек", но она, к сожалению, не была известна, поэтому мы не можем говорить, что она была основоположником какого-то стиля. Пытались это сделать, но в силу определенных исторических причин не смогли. Поэтому получается, что все группы, которые основали какие-то музыкальные направления, находятся в Америке, Европе, а наши являются только последователями этих направлений. По-моему, существует понятие "внутрироссийский рок" - это питерский, московский, свердловский, новосибирский рок и так далее, а именно "русского рока" нет. Мы представляем интерес только для замкнутого российского пространства, а для мировой музыкальной общественности наши рок-группы никакого интереса не представляют.

- А не связано ли это с языком? Ведь английский язык все- таки более короткий.

- Возьмите Чеслава Немена. Это яркий представитель польской культуры и всемирно известный музыкант, так язык мало что решает.

- Но Чеслав Неман - это уникальное явление, а мы же говорим о роке в целом.

- Значит, у нас не появилось таких явлений, которые можно было поставить в один ряд с "Beatles", "Led Zeppelin" и "Deep Purple". Все, что у нас происходит, - это такие домашние, кухонные радости для собственных пап, мам, детишек, бабушек и дедушек. Все это провинциальные радости местного российского характера.

(Окончание следует.)

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.