+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 03 (748), 28.01.2005 НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ АЛТЫННапоминаем: АЛТЫН это трехкопеечная медная монета, чеканившаяся с 40-х годов XIX в. Но, прилагая приведенную в заглавии поговорку к конкретной ситуации, не стоит озабочиваться номиналом, потому что, неговоря уже о том, что на Руси ХIV-XV вв алтын был счетной единицей, равной 6-ти (от татарского алты-шесть), но в тюркских языках алтын означает также золото. Поэтому с легкой совестью, имея в виду только числовое значение "3", применили данную поговорку к событию, происшедшему в Одесском русском драматическом театре. Более 18 лет в Русском театре не было главного режиссера. Факиры, то есть режиссеры на час, ставили спектакли кто с большим, кто с меньшим успехом. Так что, к сожалению, своего лица у театра не было. И вот теперь в театре появились сразу 3 главных режиссера, точнее, образовалась трехглавая режиссерская коллегия. В нее вошли три сравнительно молодых (42-43 года) режиссера. Все трое выпускники ГИТИСа, знающие друг друга более 17 лет. Это Алексей ГИРБА. Сергей ГОЛОМАЗОВ, и Алексей ЛИТВИН. У каждого из них более 20-30 поставленных спектаклей (в том числе и в нашем театре, а кое у кого и в дальнем зарубежье). Есть и опыт преподавания в ГИТИСе, а следовательно, умение работать с актерами. Что лучше коллегия, состоящая из трех режиссеров, или один полновластный главный режиссер? Во-первых, безусловно, коллегия лучше, чем отсутствие режиссера вообще, во-вторых, Товстоноговых или других столь же масштабных режиссеров, на нашем горизонте что-то не замечалось, в-третьих, возможно, со временем обозначится в имеющемся триумвирате лидер... Словом, поживем увидим. Вопрос, приобретет ли театр свое лицо, или он станет более многоликим, чем Янус? Ведь А. Гирба, С. Голомазов и А. Литвин, хотя и выпускники одного учебного заведения, но школу они прошли разную (в том числе и жизненную), так как Гирба это воспитанник Марка Захарова, Голомазов Андрея Гончарова, а Литвин Леонида Хейфеца. У каждого из названых мэтров свое лицо. Спутать М. Захарова с кем-либо просто невозможно. Уверения членов созданной коллегии, что отличия не затрагивают глубин, поскольку все пути так или иначе ведут к Станиславскому, не очень убеждают. Идя по пути таких рассуждений, можно и до гоголевской "Шинели" добраться. Но ведь, хвала Господу, русская литература достаточно разнообразна, драматургия тоже, и каждый интересный режиссер интересен именно своей индивидуальностью. Но, повторяю, поживем увидим. А сегодня коллегия, возможно, и есть самый конструктивный подход. Во всяком случае, все трое режиссеров декларируют такие общие позиции, как стремление сделать театр общедоступным; не забывая о классике, ставить современную драму и осуществлять эксклюзивные проекты. Под последним подразумеваются не столько элитарные спектакли, которые априори не могут сочетаться с общедоступностью, сколько новые или хорошо забытие старые пьесы, которые отвечали бы совету Георгия Александровича Товстоногова, призывавшего молодых режиссеров: "Попробуйте услышать время, которое за окном". Настолько ли чуткий слух у каждого из троих режиссеров, как у великого Товстоногова, и утраивается ли его чуткость, если слушать всем вместе, сказать трудно. Но весьма обнадеживает высказанное вслух желание сделать Одесский русский театр театром гражданской совести. Вообще желание поднять Русский театр на должную высоту, это желание не местного масштаба. На уровне чуть ли не самого Президента России В. Путина решено осуществлять проект поддержки русских театров за пределами России. И Одессу прочат в "Центр русских театров за рубежом". Отсюда и финансирование, которое позволит содержать трех приезжих режиссеров, не только оплачивая их труд, но и обеспечивая жильем на время работы в Одессе. Свои ближайшие планы ни Гирба, ни Голомазов, ни Литвин не рассекретили. Но что ожидает одесситов в ближайшее время, уже можно рассказать. Во-первых, Георгий Ковтун, которого одесситы уже знают по постановкам "Ромео и Джульетты" и "Кентервильского приведения" в музкомедии, а также по спектаклю в Русском театре "Пеппи Длинныйчулок", ставит сейчас на сцене русской драмы спектакль "ВИЙ" (по Н.В. Гоголю). Зная пристрастие петербургского редассера и хореографа к пластическим и фейерическим решениям, можно зараннее представить зрелищность этого спектакля. Кроме того, режиссер Александр Антонюк уже репетирует пьесу Марка Камолетти "ИГРАЕМ ДРУЖНУЮ СЕМЬЮ". Так что премьеры не за горами. Елена КОЛТУНОВА.
|
|
|||||||||||||||
|