Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 02 (898)
25.01.2008
НОВОСТИ
Культура
Юбилей
Одесситы
Женский клуб
Вопрос-ответ
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 02 (898), 25.01.2008

"АЛИСА" РОДИЛАСЬ БЛАГОДАРЯ МАРИНЕ

Летом 1981 года в нашем Дворце спорта должен был выступать Александр Градский. Он тогда находился в зените славы, и сотни его поклонников с нетерпением ждали приезда любимого певца и композитора, тем более, что с сольным концертом Градский в Одессе еще не выступал. Билеты уже должны были поступить в кассы, как неожиданно концерты отменили. Для филармонии это был немалый финансовый урон: стало ясно, что инициатива отмены гастролей исходила откуда- то "свыше". Так оно и было: приезжать в Одессу Градскому запретили по решению ЦК Компартии Украины. Вскоре выяснилась и причина запрета. Оказывается, выступая в Киеве, Градский позволил себе исполнить свою песню памяти Высоцкого ("Я совсем не был с ним знаком, хоть о друге мечтал таком..."), что вызвало крайнее неудовольствие партийных органов. Украина в Советском Союзе вообще считалась замой идеологически "замороженной" республикой. Не зря шутили: если в Москве оттяпают палец, то в Киеве снесут голову. Горький юмор, но справедливый...

После этой истории по городу пошла гулять крылатая фраза, якобы сказанная одной высокопоставленной партийной дамой: "Чтобы Градского, Пугачевой, цыган и лилипутов в Одессе не было!" Чем провинились первые два героя этого изречения, было более или менее понятно: оба артиста держали себя свободно и партийные власти опасались, что они могут во время концерта спеть или сказать что-то такое, что шло вразрез с советской идеологией, а значит, вредно могло повлиять на молодежь. А вот по какой причине в черном списке оказались цыгане с несчастными лилипутами, так и осталось загадкой; разве что попали под горячую руку. А о том, чтобы каким-то образом в Одессе со сцены или эстрады звучали песни Высоцкого, и речи быть не могло.

Самое же печальное заключается в том, что этот запрет (разумеется, негласный) держался весь тот период, пока сия партийная дама находилась у власти. Убрали ее с руководящей должности уже в период перестройки и тут же вышеуказанные артисты получили возможность выступать в Одессе. Сперва приехал Градский, за ним Пугачева, ну а цыгане с лилипутами пошли просто косяком.

В то же время, а точнее, летом 1987 года, приехала к нам группа артистов с концертной программой, посвященной памяти Высоцкого. Среди них - Всеволод Абдулов, один из немногих настоящих, а не постфактум друзей Высоцкого. Сын выдающегося артиста Осипа Абдулова, он и сам очень неплохой артист. Всеволод, подобно родителю, много работал на радио и в грамзаписи. В частности, он выступал в качестве ведущего, а также исполнителя нескольких ролей в гениальном (без преувеличения) аудиоальбоме "Алиса в Стране чудес" - едва ли не первом в советской грамзаписи опыте создания сюрреалистического спектакля. Песни к этой постановке сочинил Высоцкий и, по моему глубокому убеждению, это одна из самых лучших его работ. Естественно, беседуя с Абдуловым, я поинтересовался, как родилась эта постановка. И вот что узнал от Всеволода Осиповича.

Идея постановки пришла в голову режиссеру и педагогу Олегу Герасимову. Он очень хотел, чтобы песни к постановке сочинил Высоцкий, но тот категорически отказался. Дескать, и без того много заказов, а тут какой-то детский спектакль ("Алиса" рождалась в детской редакции, чтобы легче было "пробить" непривычную форму этого представления). Отчаявшийся режиссер обратился к Абдулову с просьбой повлиять на несговорчивого товарища. Абдулов, которого идея страшно увлекла, тоже попытался уговорить друга, но и у него ничего не вышло. Однажды он пожаловался Марине Влади, безо всякой задней мысли, просто к слову пришлось. Оказалось, что Марина очень любит сказку Кэрролла и охотно стала его союзником. Она доказывала мужу, что эта сказка известна во всем мире, что она никакая не "детская", а очень даже глубокая и мудрая. Наконец, поддавшись уговорам, Высоцкий соблаговолил прочитать сценарий, а затем и оригинал. И увлекся, да так, что несколько недель трудился исключительно над песнями для "Алисы". Зато и результат оказался замечательный. Песни, обработанные композитором Г. Геворгяном, украсили альбом, который в момент своего выхода стал настоящим хитом. Помню, как в одном из московских магазинов грампластинок висело объявление: "Алисы" и Тухманова нет" (имелся в виду альбом Давида Тухманова "По волне моей памяти", тоже работа совершенно грандиозная).

Вот так благодаря усилиям друзей Высоцкий создал один из лучших своих песенных циклов.

Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.