Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 01 (897)
18.01.2008
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Юбилеи
Компетентный собеседник
Шахматы
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 01 (897), 18.01.2008

К семидесятилетию Галины Лазаревой

МУЗА КИНО - ГАЛИНА ЛАЗАРЕВА

Музы - дочери Зевса и богини - покровительницы наук, поэзии и искусств Мнемосины. Между своими девятью дочерьми Мнемосина разделила сферы влияния. Клио отвечала за историю, Урания за астрономию, Талии досталась комедия, Мельпомене - трагедия, Терпсихоре - танцы, Евтерпе - лирическая, а Эрато - любовная поэзия, Каллиопе - эпос, Полигимнии - гимны. Если бы Мнемосина дотянула до звания матери-героини, то, предвосхищая будущее, она бы поручила своей десятой дочери, искусство кино. Но этого не случилась. Поэтому тем, кто создает кино, помогают сразу все музы. Ведь в кино есть и комедия, и трагедия, в кино есть музыка, есть поэзия, есть фильмы исторические, есть фильмы об ученых... А впрочем, все эти музы вместе взятые не могут помочь режиссеру создать гениальный фильм. Его главным помощником является редактор, особенно, если он ГЛАВНЫЙ. Это, конечно, шутка. Гениальные режиссеры создают свои шедевры независимо от редакторов. И все же лицо киностудии, ее художественный уровень так или иначе определяются фигурой главного редактора. Лицо Одесской киностудии художественных фильмов, ее взлет в 70-80-х годах во многом заслуга главного редактора студии того периода Галины Яковлевны Лазаревой.

Это при ней фильмы "Красные дипкурьеры" В. Новака и "Хлеб детства моего" Я. Лупия стали призерами Всесоюзного кинофестиваля. При ней всенародный успех приобрели фильмы "Цыган" А. Бланка, "Приключения Электроника" К. Бромберга и "Место встречи изменить нельзя" С. Говорухина. При Лазаревой, по ее инициативе, родились телевизионные экранизации "Приключений Тома Сойера" и "В поисках капитана Гранта". Это при ней состоялись режиссерские дебюты И. Минаева, В. Федосова, С. Ашкенази, выросших со временем в интересных художников. Одной из больших заслуг Лазаревой было преодоление сценарного голода и, как следствие, рост числа поставленных на Одесской киностудии фильмов. Созданные при ее участии сценарии завоевывали призы на всесоюзных и международных конкурсах ("Маршал революции" А. Юровского, "Мы вместе, мама" В. Решетникова, "Крупный разговор" В. Авлошенко"). Остановимся на этих названиях, потому что список сценариев и фильмов, созданных на Одесской киностудии при участии Г. Лазаревой, состоит из 147 названий.

Создание будущего фильма начинается с создания литературного сценария. И на этом первом этапе многое зависит от редактора, от его вкуса, его понимания кинематографа, от его принципиальности. Не секрет, что в былые времена некоторые редактора брались за редакторские ножницы не по художественным, а по цензурно-политическим соображениям. А бывало и наоборот - именно редактор пробивал сценарий, спасал фильм, отстаивал его в высших инстанциях. Таким редактором была Галина Лазарева. Мой покойный дядя Борис Колтунов, проработавший на киностудии почти 30 лет, как-то сказал о Лазаревой: "Это была железная леди, но очень добрая и порядочная". А вот еще одно высказывание, оно вошло в книгу Г. Лазаревой "Время Кино Книга". Привожу его почти полностью, заменяя немногие сокращенные слова и фразы многоточием.

"Галина Яковлевна Лазарева - чудак... Если вспомнить ее, шагающую по киностудии - прямо к трибуне - закованную в имидж рыцаря с опущенным забралом, то чудак самое подходящее слово... Галина Яковлевна - трогательнейший персонаж и своеобразный. Она много замечательно доброго сделала для многих. В частности для меня. Старалась по мере сил вытаскивать меня на поверхность жизни, когда я гибла... Придумывала способы занять меня творческой работой, когда мне не разрешали режиссировать... Она умная и общение с живыми людьми для нее представляет интерес. Она стремится улучшить себя и род людской нежестокими методами... Она благородна... Она человечна - а это, как известно, - большущая редкость в любое время... Я много видела главных редакторов на киностудии - и до, и после Лазаревой - и утверждаю, что не быть сволочью на этой должности почти нереально. Вот Лазарева была порядочным человеком. Сволочью не была. Потом ее сняли... Она проявила какую-то, кажущуюся нелепой принципиальность..."

Эта длинная цитата принадлежит человеку, который, как мне кажется, не склонен разбрасываться комплиментами. Автор этих слов - режиссер Кира Муратова. И еще одна фраза из этого отрывка: "Галина Яковлевна обожает искусство и, особенно, слово". Почему я вычленила именно эту фразу. Потому что для Лазаревой "В начале было СЛОВО". Для того, чтобы это понять, обратимся к ее биографии.

Галина Лазарева - Галочка Печенко родилась 18 декабря 1937 года в городе Бобруйске. Отец - Яков Васильевич, участник Финской и Польской кампаний, участник Великой Отечественной войны. Участник взятия Берлина в составе военно-полевого госпиталя. Мать - Надежда Александровна, сорок лет проработала в кинофикации. Здесь читатель, возможно, скажет: "Ну, все понятно. Дочь пошла по стопам матери". И ошибется. В детские и юные годы вовсе не кино манило Галину. Она мечтала о работе с книгой. Совсем малышкой, пережив страшные годы войны в оккупированном немцами Бобруйске (мать Гали была связной партизанского отряда), девочка собирает свою первую библиотеку, разыскивая на пожарищах обгоревшие книги. После школы Галя два года работает счетоводом-библиотекарем в райотделе культуры, а затем уезжает в Харьков поступать в библиотечный институт. Подводит экзамен по иностранному языку. Вместо института - харьковский тракторный завод (ХТЗ). Одновременно Галина учится на заочных курсах стенографии и французского языка. А затем поступает в Ленинградскую высшую школу профсоюзов (вуз) на заочное отделение. Дальше активная комсомольская работа (секретарь бюро комсомола) и не менее активная творческая работа организатора художественной самодеятельности на ХТЗ. Созданные ею коллективы ждет большой успех на всех смотрах и конкурсах. Поездки с коллективами в разные города Союза, в том числе и в Москву, приносят много интересных знакомств, расширяют кругозор. Не меньший эффект - от поездок на сессии в Ленинград, где есть музеи, театры и, главное, библиотека им. Салтыкова-Щедрина. По окончании института Галине присваивают квалификацию руководителя культурно-просветительской работы. Этой работой она и занимается уже в качестве инструктора райкома партии. В хронике жизни Галины Лазаревой, включенной в книгу "Время Кино Книга", автор очень подробно описывает этот период своей жизни, до отказа наполненный событиями и работой, для которой, как кажется со стороны, и 24 часов было бы мало. Но Галина обладает бесценным качеством - умением рационально организовать любой труд.

В 1972 году Галина переезжает в Одессу. Причина естественная - замужество. Ее избранник - одессит Владимир Лазарев. В Одессе Галина, теперь уже Галина Лазарева, вновь оказывается на партийной работе, сначала в райкоме партии, а затем с 1973 года на Одесской киностудии в качестве освобожденного секретаря партийной организации. Так начинается ее вхождение в кинематограф. В 1975 Лазарева приказом Госкино УССР назначается главным редактором Одесской киностудии художественных фильмов и первым заместителем директора киностудии Г. Збандута. Сочетание этих двух должностей требует как художественного руководства, так и организационного. Если в первом Галину выручает тонкий вкус, высокая образованность и умение и желание учится всему новому, то во втором Галина использует свой опыт и умение четко и грамотно организовать работу. Роман с Одесской киностудией длится ровно 10 лет. Эта всего лишь одна седьмая от прожитой жизни. Но это и целая жизнь в спрессованном времени. С работы Лазаревой на Одесской киностудии начинался этот очерк. Но было бы неправильно закончить его, поставив точку после ухода Лазаревой из кинематографа. Вспомните, с какого момента рассказ о Лазаревой-редакторе, перешел к подробностям ее биографии. Правильно, когда было упомянуто, что для нее "В начале было СЛОВО". Отсюда и взыскательность к сценариям - литературной основе фильма, отсюда и идеи экранизации литературных произведений, в частности, детской приключенческой литературы. Поэтому неудивительно, что после ухода с киностудии Лазарева выбрала работу, о которой мечтала с юности, - возглавила сеть детских библиотек Одессы. О том, как налаживалась работа детских библиотек, с чего пришлось начинать (а начинать пришлось с ремонтов, приведения в порядок библиотечных помещений и т.д.), можно рассказывать много. Мне даже кажется, что любовь к книге потеснила любовь к кинематографу. А впрочем, чудаки типа Галины Лазаревой всегда больше всего преданы тому делу, которому они в данный момент служат. Главное, чтобы дело это было благородным.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.