Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1519)
24.09.2020
НОВОСТИ
Выборы - 2020
Проблемы и решения
Тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1519), 24.09.2020

ЧТО ПОД КРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ?

(Продолжение. Начало в №№ 27–29.)

* * *

Из Ханоя в Хошимин можно доехать по железной дороге. Путешествие займет почти двое суток. Самолет доставит вас с севера на юг за неполных три часа. Контраст ощутите сразу. Не только температурный. Даже зимой 30-градусная жара. Плюс буйство тропической растительности и нескончаемые вереницы мотобайков, которыми забиты все магистрали.

Водители этих транспортных средств закрывают лица матерчатыми повязками. Это не борьба с эпидемиями. Частично повязки уберегают от высокой концентрации выхлопных газов. Но еще одна их функция — беречь лица... от загара. На солнце кожа быстро приобретает темно-коричневый оттенок. А это во Вьетнаме немодно. В городах особенно. Ибо низводит человека с таким загаром до уровня простого крестьянина, работающего на рисовом поле. Женщины особенно заботятся о сохранении бледности лиц. Не скажу, что у них это здорово получается. Но ежедневная борьба за красоту не прекращается...


Хо Ши Мин

Несмотря на его гигантские размеры (площадь свыше двух тысяч квадратных километров), основные достопримечательности Хошимина уместились в историческом центре. Самой заметной архитектурной изюминкой остается построенная французами базилика Нотр-Дам с элементами, похожими на парижский образец. Конечно, здешний храм поменьше и возрастом намного моложе, но для католической общины остается важнейшим очагом христианства. Тут же неподалеку мэрия и почтамт постройки конца ХIХ века, отели из колониальных времен, зоопарк и ботанический сад. Все те же французы построили в этом районе оперный театр, оставшийся по сей день культовым местом. Мы случайно попали на церемонию вручения каких-то важных вьетнамских премий. Вечером возвращались в гостиницу и увидели огромную толпу вокруг театра, освещенного мощными прожекторами. Ко входу вела красная дорожка, по которой гордо вышагивали неизвестные нам празднично разодетые дамы и господа. Судя по всему, популярные в стране личности. Большие портреты некоторых из них красовались на фасаде театра. Играл оркестр. На возвышении у входа что-то радостно провозглашал ведущий. Зрители из местных так же радостно воспринимали его реплики и аплодировали.

Мы сделали крюк, обойдя этот праздник жизни, и вышли к Дворцу воссоединения. От него прошли к пешеходной зоне, по обе стороны которой выстроились роскошные бутики и отели, а посередине проспекта каскады фонтанов выбрасывали высоко вверх свои подсвеченные всеми цветами радуги тугие струи. Здесь тоже было многолюдно. Из боковых улочек расползался аромат экзотических блюд, которые готовили на глазах проходящей публики. Перед правительственным зданием на высоком постаменте стояла фигура легендарного Хо Ши Мина с вытянутой рукой, показывающей согражданам верную дорогу.


В центре Хошимина (Сайгона)

К этому праздничному центру примыкают районы жилых комплексов с дорогими квартирами, высотками крупных фирм и офисными центрами. С другой стороны, где стоит уже упомянутый мной Музей жертв войны, находятся старый вокзал и экономический университет с прилегающим к нему студенческим кампусом. Здесь же соседствуют шумный китайский квартал и виллы колониальных времен. Между ними — буддистский и даосский храмы с давней историей.

Чем дальше от центра, тем более населенными становятся кварталы. Особенно вдоль реки, служащей людям одновременно причалом, банно-прачечным комплексом и местом, где можно добыть пропитание.


Оперный театр

 

Сайгон разросся еще при французах, когда они сделали его столицей всего подконтрольного им Индокитая. Со временем бывшие отдельными городками пригороды срослись с главным городом, и сегодня этот мегаполис вмещает, по разным подсчетам, до десяти миллионов человек, отчаянно борющихся за достойное существование. Телон, лет 250 назад возникший как торговый центр, сначала стал городом-миллионником, а потом частью Сайгона, где по-прежнему главным занятием остается торговля и основным населением — китайцы.

По всему Хошимину раскинулось множество крупных и мелких рынков. Говорят, что их насчитывается до двух сотен. Часть работает даже ночью, некоторые выставляют свои лотки прямо посреди улиц. Здесь покупать дешевле. Потому небогатое население зачастую отдает предпочтение рынкам, а не современным торговым центрам, которых тоже предостаточно. Международные гиганты типа "Метро", сети соседних Малайзии, Южной Кореи, Таиланда прочно обосновались в мегаполисе. Но имущественное расслоение во Вьетнаме очень велико. Тут есть свои миллионеры, но большинство горожан имеют реальные заработки в пределах 200-250 долларов. В сельской местности мечтают даже о таких деньгах...

Дешевая рабочая сила привлекла на юг солидные промышленные компании. В Хошимине открыли свои заводы "Панасоник" и "Найк", "Адидас" и "Колгейт", "Нестле" и "Пепсико". Здесь стали налаживать выпуск высокотехнологичной продукции, работают судоверфи. Традиционно производят обувь, изделия из натуральной кожи, текстиль и керамику, выпускают лекарства и мебель. При этом много строят, используя преимущественно местные материалы.

После бесконечных войн, а особенно с изменением экономического курса в страну пошли иностранные инвестиции. Невзирая на коммунистическую однопартийность и повсеместную демонстрацию красного знамени, правительство только на юге создало дюжину парков высоких технологий и промышленные экспортные зоны, которые дали постоянную работу десяткам тысяч людей и вытянули Вьетнам из когорты аграрных придатков к развитым державам.

Примерно половина населения вечно движущегося во всех направлениях Хошимина занята в сфере обслуживания. В последние десятилетия построили и реконструировали ряд отелей высокого уровня. Сюда приезжают деловые люди и обычные путешественники. За год город посещает больше двух миллионов туристов. Им есть что посмотреть. Конечно, всем бросаются в глаза небоскребы, высота которых от 100 до 260 метров. Некоторые довольно оригинальны в архитектурном плане. Иные — просто здоровенные башни. Истинное же очарование Востока настигает в старых кварталах, где рядом с местной уличной едой можно найти уютные французские кафе, где вам предложат как европейскую выпечку, так и рисовые лепешки с разнообразной начинкой или сытные супы с лапшой, овощами и морепродуктами. В тех же закоулках множество массажных салонов, маникюрные и парикмахерские, совсем крошечные мастерские портных и ювелиров...

Иностранцы очень интересуются героической историей Вьетнама. Многие в молодости выступали за прекращение войны в регионе. И сейчас пожилые американцы и европейцы не ленятся съездить за пределы мегаполиса, чтобы своими глазами увидеть легендарные тоннели Кути. Это огромная система подземных ходов, которая соединяла Южный и Северный Вьетнам. Она тянется на сотни километров, захватывая даже территорию соседнего Лаоса. Титанический труд спас жизни многих бойцов-вьетконговцев (так их называли агрессоры). В этих тоннелях люди жили и воевали 30 лет! Вдумайтесь: 30 лет! И это в ХХ веке!

Уровень жизни вьетнамцев не чета сытым Европе и Америке. Но если учесть реалии, в которых страна прожила последние сто лет, то перед стойким народом нужно снять шляпу. Динамично развивающийся колосс на реке Сайгон — лучшая иллюстрация поступательного роста.

Меконг-кормилец

Город мотобайков провожал нас оглушительным треском тысяч двигателей, гортанными выкриками и сизой дымкой бензиновых выхлопов. Забитые от тротуара до тротуара улицы Хошимина сливались в сплошной поток шлемов всевозможных расцветок, людских фигурок, прижимающихся друг к другу по нескольку штук на одном мопеде, корзин, коробок и всяких грузов, которые умудряются перевозить на двух колесах. Вся эта кавалькада редела и чуток затихала по мере отдаления от центра. Но и на шоссе, ведущем в городок Митхо, вокруг нашего автомобиля мчались местные байкеры и велосипедисты.


Меконг

Пейзаж стремительно менялся. Остались позади небоскребы мегаполиса и особняки колониальной эпохи. Вдоль дороги все чаще попадались неказистые строения из подсобных материалов. Они казались времянками. Но, судя по всему, люди обосновались здесь давно и надолго. За окном мелькали поля и зеленые кустарники. Повсюду буйная тропическая растительность. И снова скромные селения. Мы приближались к дельте реки Меконг.

Я уже писал о том, что население Вьетнама расположилось на территории страны очень неравномерно. Высокая концентрация в крупнейших городах. Но горожан в стране только треть. Остальные живут в сельской местности. Преимущественно в долинах вблизи рек и моря. Дельты рек Хонгха и Меконг — самые густонаселенные районы с древних времен. Одна из крупнейших рек Азии берет начало в далеких горах Тибета. Оттуда Меконг течет к Южно-Китайскому морю, пересекая территории нескольких стран. Но широкая дельта реки находится во Вьетнаме, занимая обширную площадь, испещренную рукавами и каналами. Здесь самые плодородные земли. На них выращивают главную ценность азиатов — рис. Благодаря теплому климату и большому количеству воды научились снимать по три урожая в год, обеспечив страну необходимым продуктом. Понятно, что на каждом свободном клочке земли выращивают и другие культуры. Но рис остается стратегическим товаром номер один.

(Окончание следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Чи добре там, де нас немає?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.