Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 12 (1501)
21.05.2020
НОВОСТИ
Память
Актуальная тема
Проблема
Вокруг Света
Культура
Пять колец
Спорт
История
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 12 (1501), 21.05.2020

ОБАЯНИЕ РЕТРОДЕТЕКТИВА

Cразу две новые книги одесситки Ирины Лобусовой выпустило харьковское издательство "Фолио".

"Катакомбы Военного спуска" — десятая книга серии "Ретророман" (эта серия посвящена разным городам Украины, и за Одессу отвечает именно Ирина). Подходит логический конец похождениям бандитки-маравихерши, а теперь уже авторитету преступного мира Южной Пальмиры Тани Алмазовой, женщины благородного происхождения, но трудной судьбы. Сюжетную интригу раскрывать не будем, но обратим внимание на место действия — дом под номером 18 на Военном спуске. Каждый, кто бывал на спектаклях в театральном пространстве "ТЕО", хорошо представляет себе суровый интерьер бывших складов, вырубленных в известняке. Оказывается, во время оно здесь происходили не культурные мероприятия, а так называемые бандитские сходы: "Через ходы в подземных лабиринтах можно было оказаться на разных улицах и легко, спокойно уйти от любой облавы и погони. Эти залы с высоченными потолками создавали атмосферу мрачного торжества — каждый сход был похож на некий готический спектакль".

Действие романа происходит в 1930 году. И преступный мир уже не тот, что во времена Мишки Япончика: "Было понятно, что эти люди впервые попали на сход, это были новые воры из областей, держащие в своем подчинении деревни и областные центры. Они заметно нервничали, чувствовали себя не в своей тарелке, не знали, как себя вести, куда деть руки, что и когда говорить, а оттого ерзали на скамье, как нашкодившие школьники, которых в любой момент строгий учитель может дернуть за ухо. Таня улыбнулась про себя этому сравнению. Да нет никакого строгого учителя! Давным-давно уже нет! Был Японец, своей железной волей державший в кулаке всю эту свору. Человек, сумевший сделать невозможное: объединить и организовать воров, навести нечто вроде порядка в этом пестром хаосе человечьих отбросов, сделать так, чтобы последние не чувствовали себя обездоленными, а первые еще больше не лезли вперед. И чтобы все вместе — и те, и другие — шли к своей общей цели — обогащению воровским путем и возможности избежать за это ответственности. Тогда даже в самых отдаленных закоулках и лабиринтах трущоб, в самых низкопробных "малинах" для последних подонков и забулдыг был порядок. Но это было тогда. Давно уже нет Японца, а его место никто не сумел занять. Оттого в бандитский мир вернулся хаос".

Вторая книга, представленная на презентации, носит не менее интригующее название: "Дневник призрака". Это тоже ретро, но речь идет о "советской серии", героев косят сталинские репрессии вкупе с маньяками, а все интриги закручиваются вокруг личности другой молодой женщины, вполне законопослушной докторши Зинаиды Крестовской, к которой так и липнут неблагонадежные персонажи.

— В основу сюжета "Дневник призрака" я положила легенду о мародерах, которые специально жгли костры на мысе Большого Фонтана, чтобы корабли разбивались и можно было завладеть добычей, — рассказывает писательница. — Меня вдохновляли "Имя Розы" Умберто Эко и "451 градус по Фаренгейту" Рея Бредбери, ведь важная роль в сюжете отводится рукописи... А для меня книга, рукопись с детских лет неотъемлемая часть жизни. В романе идет речь и о деятельности нацистской организации "Аненербе", путешествии в Тибет. Известно, что материалы об этой загадочной экспедиции находятся в некоторых архивах Германии и Лондона, но будут рассекречены только после 2044 года. Поэтому я представляю свою версию происходившего...

"Монах пошевелил руками, и мужчина, находящийся в комнате, увидел, что руки скрещены таким странным образом потому, что прижимает к груди книгу. Большую книгу в простом переплете из темно-коричневой кожи, без украшений и золоченых обрезов. Только на мгновение книга показалась на свет — в тот самый момент, когда монах пошевелил рукой... А затем быстро исчезла под полами черной ткани.

— Кто вы? — крикнул постоялец монастыря в темноту, — что вам нужно от меня?

Монах не ответил. Только снова пошевелил руками, и перед глазами мужчины во второй раз мелькнули очертания книги. Монах поднял голову таким резким движением, что капюшон откинулся с лица. Теперь лицо можно было разглядеть отчетливо. Белая кожа ясно блеснула в ночи. Не отрываясь, монах держал голову прямо. И тогда мужчина закричал...".

Следующая книга "советской серии" будет называться "Змей Сварога" и расскажет о событиях 1940 года в Бессарабии. Планируется и серия детективных романов, посвященная второй половине 1960-х. Еще два романа, "Красная комната" и "Чужая кожа", Ирина выпустила в серии "Украинский детектив", там уже сюжеты современные, а "Чужая кожа" так и вовсе переплюнула все популярные сочинения о садомазохизме, хотя присутствуют, конечно, в сюжете и грабежи, и аферы, и маньяки... Но в ретророманах главное все же не криминал, а обаяние времени, которое многие одесситы помнят.

Виолетта СКЛЯР.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60