Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 27 (1467)
25.07.2019
НОВОСТИ
Дела и люди
Актуальная тема
Острая тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Обратная связь
Официально
Детская страничка

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 27 (1467), 25.07.2019

СОБЫТИЕ

ОМКФ-2019: ВСТРЕЧИ,
РАЗГОВОРЫ, РАЗМЫШЛЕНИЯ

Одесский кинофестиваль интересен не только фильмами. Сюда съехались многие видные кинематографисты разных стран, и, быть может, самое важное - это как раз возможность общения с ними.

Фестиваль традиционно богат на творческие встречи, пресс-конференции, мастер-классы. В этой подборке собраны наиболее интересные высказывания наших гостей.


Майк Ли: "В Голливуде правдивого фильма не снять"

На Церемонии открытия ОМКФ британский режиссер Майк Ли получил почетную статуэтку "Золотой Дюк" за вклад в киноискусство. На фестивале он также представил мини-ретроспективу своей фильмографии. Приезд Майка Ли и показ мини-ретроспективы его фильмографии стали возможными благодаря поддержке Британского Совета в Украине.

"Все знают, что я не просто сижу и выдумываю сценарии для своих фильмов. В течение определенного времени я исследую выбранную тему, понемногу приближаюсь к сути и раскрываю сюжет. Я никогда точно не знаю, каким будет результат. Лишь после исследования, обсуждений с командой и репетиций мы начинаем съемки. В общем, я стараюсь делать так, чтобы затронутые в моих картинах проблемы не повторялись...

Прежде всего я отбираю актеров по характеру. Мне не нравится работать с теми, кто выбрал эту профессию из-за своей нарциссической личности. Я предпочитаю тех артистов, которые на самом деле преданы своему делу, которые могут играть настоящих и простых людей с улицы. Вот что важно. Также я выбираю умных актеров, увы, не все такими являются. Именно поэтому во время отбора я много общаюсь с ними лично, ставлю их в неудобные ситуации и таким образом проверяю...

На Одесском фестивале я представил свой новый фильм "Питерлоо". В нем речь идет о происшествии двухсотлетней давности в Манчестере. В детстве, по какой-то неизвестной мне причине, нам никто не рассказывал об этой истории. Это удивительно, ведь оказалось, что о ней говорил весь мир. Я сам оттуда, вырос рядом с Манчестером, поэтому мне было особенно интересно осветить эту тему...

Наша команда была очень расстроена, что Каннский кинофестиваль отказал нам в показе "Питерлоо". У меня нет объяснения, почему так могло произойти. Например, фильм "Вера Дрейк" также получил отказ, но, несмотря на это, на Венецианском кинофестивале мы получили "Золотого льва". Нам также отказали и на Нью-Йоркском кинофестивале. И я впал в отчаяние, ведь это очень хороший фестиваль с разумной аудиторией и полезными дискуссиями. Надеюсь, что "Питерлоо" фильм не слишком скучный. Как по мне, он стимулирует к размышлениям, обогащает зрителя как личность...

Есть две разновидности фильмов: голливудские и мировые. Мировое кино является более важным. В мире ежесекундно снимаются настоящие, чистые фильмы о реальной жизни. Такие картины отражают тот мир, откуда они происходят. Также есть Голливуд. Это индустрия, которая доминирует во всем мире по коммерческим и историческим причинам. Но думать, что Голливуд определяет кино - неправильно. Много замечательных картин создано в Голливуде, но он не является примером, на который весь мир должен равняться...

Я считаю, что кино должно отражать реальный мир. А в Голливуде нет ни одного шанса снять настоящий и правдивый фильм. Наше сотрудничество неоднократно обсуждалось, и я до сих пор получаю оттуда предложения. Помню, как мой последний продюсер, которого уже нет среди нас, определенный период времени ходил на встречи с представителями Голливуда. Однажды он вернулся и сказал: "Слушай, им безразлично, что у тебя нет сценария или даже идеи фильма, они лишь настаивают на том, чтобы там были американские звезды". И я тогда ответил, что не собираюсь этого делать. Мы просто отказались...

Я посвятил себя независимому кино. Конечно, мне хочется, чтобы люди собирались особыми компаниями, покупали билеты в кинотеатры и вместе смотрели фильмы на большом экране, желательно, без попкорна. Несмотря на это, мы, режиссеры, понимаем, что наши работы могут смотреть и на онлайн-платформах, и на iPhone. Мы иногда шутим по этому поводу, но время идет вперед, и надо принять это...

Единственное, что я бы посоветовал молодым режиссерам - никогда не идти на компромисс. Снимайте фильмы так, как вы это видите. Оставайтесь честными с самим собой. Не идите за ложными намерениями".

Карел Ох: "Снимаете фильм - присылайте его на фестиваль"

Карел Ох - член Европейской Киноакадемии, директор Международного кинофестиваля в Карловых Варах, в этом году был членом жюри Международной конкурсной программы ОМКФ.

"Вместе с командой я занимаюсь отбором фильмов на фестиваль. С уверенностью могу сказать, что в нашей работе главное - это команда и ее страстное отношение к кино...

Мы принадлежим к тем из фестивалей, где нет четких критериев для отбора картин. Ведь, когда вы начинаете что-то четко определять, вы ограничиваете не только фильмы, но и себя. Через год ваше мнение уже может не соответствовать этому определению. Мы же отличаемся от таких, какими были год назад...

Часто спрашивают, почему наша программа содержит так мало именно чешских фильмов. Одна из причин этому - чешская ментальность. Иногда мы слишком спокойны, самодостаточны. Нам немного не хватает энергии, романтизма, страсти. Говорят, что именно во времена кризиса искусство процветает, потому что оно объединяет людей. Это можно увидеть на примере Греции, которая в последние годы страдает от плохой экономики, но зато там появляется все больше интересных фильмов. В Чехии пока синергия не столь сильна...

Во время проведения кинофестиваля в Карловых Варах у нас работают 1200 человек, но в течение года - всего 12. Мы постоянно придумываем какие-то активности, чтобы не терять людей из команды. Поскольку не все могут насыщенно работать полгода, а потом не работать вообще. Например, у нас появится короткометражный фестиваль, который будет проходить зимой. Дополнительные форматы позволяют нам дать больше работы тем людям, которых мы особенно ценим и хотим оставить в постоянном составе...

Фильм украинского режиссера Антонио Лукича "Мои мысли тихие" получил Специальный приз на нашем кинофестивале этого года. Нам с командой он понравился сразу, особенно его сценарий и юмор. Аудитории фестиваля он также понравился. В нем есть определенный шарм, думаю, у команды фильма прекрасное будущее...

Если вы хотите, чтобы ваша работа попала к нам на фестиваль - просто присылайте ее, даже если она еще не закончена. Главное - активно контактировать. Сейчас большой запрос на фильмы из Восточной Европы. Этот регион стал все чаще упоминаться на международных фестивалях разного масштаба".

Билл Гуттентаг: "Не событие, а человек заставляет зрителя плакать или смеяться"

Билл Гуттентаг - американский сценарист, продюсер, режиссер и член жюри Конкурса европейских документальных фильмов на 10-м ОМКФ - провел в Одессе мастер-класс на тему "Преобразование реальности в спектакль, а выдумки - в реальность".

"Фильмы пишутся три раза. Впервые это происходит при создании сценария. Второй - во время съемок. И последний раз - в процессе монтажа...

Прежде чем снимать кино, стоит спросить себя: "Зачем? Что я хочу им сказать? Почему вообще именно я должен рассказать эту историю, а не кто-то другой?" Если вам удалось ответить на эти вопросы, переходите к другим: "Кто аудитория вашего фильма? Почему ей вдруг будет интересно его посмотреть?"...

"Сегодня киноиндустрия находится в конкурентном пространстве, где фильмы должны соперничать с играми, социальными сетями и СМИ за внимание зрителя. Люди отдают нам два часа своей жизни, а что мы отдадим им взамен?..

Первое впечатление от картины очень важно. Если начало фильма плохое, то дальше это сложно компенсировать. Это касается и театра, и музыки, и книг...

Необходимо создать одного или несколько персонажей, судьбой которых зрители не смогут не беспокоиться. Герои и мир, в котором они живут, должны заставить аудиторию забыть о своих проблемах, будь то больное колено, список покупок и тому подобное. Для этого нужно сделать четкий фокус, чтобы было понятно, на ком сосредоточить внимание, и старайтесь не терять его в течение всего фильма...

Я очень много думаю о персонажах. Чего хочет этот человек? Какие преграды он встречает на своем пути? Необходимо иметь эмоциональную связь с ним. Здесь важно сердце, а не мозг. Помните, когда вас захватывает определенная тема, необходимо показать ее влияние на жизнь персонажа или группы людей. Ведь не само событие, а человек в его обстоятельствах заставляет зрителя плакать или смеяться...

Все, что мы видим в фильме, должно иметь какое-то значение. Попробуйте передавать дополнительные смыслы с помощью музыки, локации, отдельных предметов и мельчайших деталей".

Николас Эллиотт: "Невероятно быть в городе, где снимали фильмы Вертов и Довженко"

Николас Эллиотт - член отборочного комитета Международного кинофестиваля в Локарно, кинокритик и член жюри Национальной конкурсной программы на 10-м ОМКФ.

"Я попал в киноиндустрию просто потому, что начал смотреть фильмы. Мои родители любили кино и все, что с ним связано. Когда я был подростком, я не хотел заниматься тем, чем они. Родители по пятницам приглашали меня пойти с ними в кино, а я отказывался. Мне исполнилось 15 лет, когда я впервые согласился. И мне понравилось. Я начал часто ходить в кинотеатры, много читать о кино, обсуждать его со знакомыми. Это начало формировать мой стиль восприятия кино...

С одной стороны, люди все меньше ценят роль критиков, ведь есть такие лидеры мнений как Rotten Tomatoes или социальные сети. Кому нужны эти кинокритики? Но, с другой стороны, некоторые события доказывают, что деятельность кинокритиков нужна, но требует изменений. Например, существует огромное движение, особенно активное в США, которое отстаивает многообразие и среди критиков. Недавно в The New York Times вышла статья о необходимости большего количества критиков и людей других рас. Также и голливудские звезды поднимают эту проблему, например, Бри Ларсон, Тесса Томпсон. А вообще, мне самому кажется странным, когда мы едем с коллегами на Каннский кинофестиваль или какой-то другой, а вокруг меня только мужчины, белые мужчины...

Что касается моей работы на кинофестивале в Локарно, скажу честно, я не очень горжусь этим опытом. Все слишком просто: я говорю "да" или "нет". Каждый смотрит большое количество фильмов, и мы сразу принимаем решение. Только в случае, если мне очень понравился фильм, а другим нет, мне приходится существенно вдаваться в детали и объяснять, почему он нам нужен. А когда я должен написать критику в Les Cahiers du cinйma, то всегда глубоко погружаюсь в фильм, ищу месседжи в каждой детали...

Я отказываю фильмам, в которых не вижу режиссерского взгляда. Мне интересно увидеть художника с уникальным видением, который хочет показать нам что-то своими глазами. Важно сказать, что кинофестиваль в Локарно приветствует разнообразие. Мы можем отобрать какой-то дорогой голливудский фильм или же кино, снятое на 16-миллиметровую камеру где-то в подвале. Мы можем экспериментировать...

Локарно - это фестиваль класса А. От Каннского, Берлинского, Венецианского, Роттердамского он отличается тем, что мы особо не озабочены красной дорожкой или обязательным наличием звезд в фильмах. Например, каждый вечер на центральной площади в Локарно мы организуем показы под открытым небом. Для привлечения такого большого количества зрителей необходимо присутствие звезд, но для программы, конкурса звезды не важны. По моему мнению, кинофестиваль в Локарно отличается большей свободой при отборе фильмов, мы можем больше рисковать. Мне нравится, что мы расширяем определение того, что заслуживает быть показанным на кинофестивалях...

Я знаю о большом кинонаследстве Одессы. Это просто невероятно - осознавать, что я сейчас нахожусь в городе, который был частью фильма "Человек с киноаппаратом", где Кира Муратова снимала "Астенический синдром". Конечно, я также знаю Довженко и его фильм "Земля". Признаюсь, я очень переживал после просмотра этих фильмов. Удивительно, но раньше я не осознавал, что Одесса была настолько важным городом, таким себе хабом истории кино".

Ахтем Сеитаблаев: "Через судьбу одного человека мы раскрыли историю народа"

На встрече с украинским актером и режиссером Ахтемом Сеитаблаевым обсуждались три его режиссерские работы: "Хайтарма", "Киборги" и "Захар Беркут".

"Крымские татары давно мечтали о своем кинематографе. Поэтому я хорошо понимал, что если фильм "Хайтарма" выйдет плохим, лучше мне в Крым не возвращаться...

Уже в школьном возрасте я понял, что быть крымским татарином - непросто. Поэтому, когда появилась возможность снять этот фильм, мы начали думать, как построить драматургию. В конце концов мы решили через судьбу одного человека раскрыть историю целого народа...

Люди часто не верят, что герои действительно обсуждали будущее, рассуждали о смысле войны и т. д. Но если кто-то отрицает, что они могли вести такие разговоры, то для меня это является свидетельством, что такой человек никогда не общался ни с добровольцами, ни с военными...

Война - это ужасное и несправедливое явление. Но, посмотрите, как странно построены люди. Только во времена геополитических изменений происходят заметные творческие взрывы. И вся история человечества об этом говорит. Я всегда подчеркивал, что "Киборги" - не о войне, а о мире, который порождает война".

(Продолжение следует.)

Подготовил Александр ГАЛЯС
по материалам пресс-службы
ОМКФ-2019.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.