Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 32 (1425)
14.09.2018
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Обратная связь
Море
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Официально
Спорт
Мяч в игре
Культура
Литературная страница
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 32 (1425), 14.09.2018

РЕЙС ДЛИНОЙ В ПОЛТОРА ГОДА

В мае 2017 года судно "Меконг Спирит" под флагом Мальты с украинской командой был задержан греческой береговой охраной возле острова Нисос Кос, по пути из турецкого порта Измир в порт Джибути.

После осмотра и проверки документов команда получила приказ следовать на базу НАТО в бухту Сауда. На берегу, после швартовки, капитана арестовали и объявили о незаконном перемещении оружия. Также капитану вменялось в вину неоповещение греческих властей о транспортировке опасного груза. Но на борту "Меконг Спирит" оружия не было. В контейнерах находилась промышленная эмульсия, используемая в горнодобывающих отраслях при буровзрывных работах, что подтверждалось сопроводительными документами.

Капитан Сергей Невечеря провел в тюрьме более шести месяцев. Затем содержание в следственном изоляторе ему изменили на домашний арест. Судовладелец нанял небольшую квартиру для капитана. Подозрение в противоправной деятельности объявили и членам команды. Основная часть осталась на судне, поддерживая его жизнедеятельность, несколько сошли на берег - жилье для них было арендовано за счет фонда Бумбурус, который позже также нанял и греческого адвоката.

Но следствие продвигалось медленно, доказательств вины не было, все строилось на предположениях.

Стармех Виталий за свои 50 лет морского стажа в такие переделки попадает уже четвертый раз. Впервые в 1990-е судно оказалось под арестом во Франции, потому что предыдущий судовладелец продал груз. Две недели простояли у причала. Потом в 1995 году в Тунисе, порт Бизерт, там пробыли четыре месяца. С питанием уже было проблематично. Но зато выплатили то, что осталось от зарплаты. Третий раз арестовали судно в Южной Корее. Так как на борту было большинство филиппинских моряков, Филиппинский профсоюз, мощнейший в мире, связался с ITF и быстро решил вопрос, всего за два месяца с выдачей всей зарплаты. А в этот раз пришлось провести в плену 14 месяцев и 6 дней.

- Арестовали нас 25 мая, - вспоминает Виталий. - На судне закончилась вода, не было электричества. А лето пережить в Греции без кондиционера тяжело. Сначала мы стояли на Крите в военной базе НАТО. К нам относились лояльно, кормили, привозили готовые блюда - горох, чечевицу с мясом, бобовые. Судовладелец также давал питание и питьевую воду. Наш арест был под выдуманным предлогом. Фактов не было. Военные провели экспертизу груза, дали заключение, что груз невоенного характера, но может использоваться в военных условиях. Потом греки разрешили выходить на причал. И перевели судно в порт Лаврио. Несколько членов экипажа переместились жить на берег. Ушел от нас старпом. У него умерла жена. А поехать на похороны домой ему не разрешили. Он снял жилье в Греции и общается только с Консулом.

На борту "Меконг Спирит" были моряки из Одессы, Николаева, Измаила, Херсона. Один из матросов признается, что пребывание в этом "сухопутном рейсе" изменило для него ощущение мира: ты переосмысливаешь много вещей, начинаешь ценить электричество, возможность принять душ, начинаешь по-другому смотреть на мир, людей и ситуацию. Экипаж на судне был психологически устойчивый. Сразу организовались группы по интересам, и так общались. Морякам давали возможность выйти на берег по графику с 8 до 12 утра. "Красный Крест" предоставил книги, одежду, еду. В Лаврио украинская диаспора помогала с подработкой на огородах, на стройке. Хотя платили мало, но так моряки могли решить свои проблемы, не прибегая к помощи родных. Для Дмитрия, третьего помощника капитана, этот рейс был третьим в его жизни. Отец - механик. А сын выучился на судоводителя. В первый рейс пошел кадетом на балкере в Малайзию. Потом с испанской компанией "Люмар" плавал матросом, третьим помощником. Кстати, 10 лет назад именно эта компания отправила с грузом "Фаину", моряки которой оказались в заложниках.

- Теперь в Грецию ни за что не поеду, даже отдыхать, - говорит Дима.

- И я его уже не пущу ни в какой рейс, - категорична его жена Кристина на руках с сыном Артуром.

- Самое неприятное, что нас обманули, - продолжает моряк. - Нам сказали, что идем на Австралию. А мы пошли на Джибути. В Греции все было неясно, мы были в подвешенном состоянии. Самые сложные были первые полгода, когда мы вынуждены были находиться на судне. Хорошо, что есть Интернет. И я мог общаться с женой. Ведь самая лучшая психологическая помощь - семья.

Когда моряки попали в такую ситуацию, родственники объединились. Самой активной оказалась Ирина Морозова, которая буквально подняла всех на ноги.

- Мы стучались в 100 дверей, из них нам четыре открыли, - говорит мама моряка.

Как отметил Евгений Сукачев, адвокат, старший партнер компании "Black Sea Law Company", к этой ситуации его привлек Александр Варваренко с целью помочь экипажу, который оказался фактически брошенным.

- Мы взялись за дело в ноябре прошлого года, то есть спустя полгода, - рассказывает Евгений. - Греческий адвокат был ориентирован на судно и груз, и фактически не занимался вопросами экипажа. Ситуация была несложная. Обвинения нашему экипажу были предъявлены только в части контрабанды. И когда мы начали изучать документы, то поняли, что состава преступления нет. Греки должны вынести оправдательный приговор. Экипаж не виновен. Основной нашей задачей было освободить ребят из-под ареста и вернуть их на родину к нормальной жизни. Моряки изначально вели себя слаженно, дисциплинированно, в плане судебных процессов, реакции на все предложения нашей юридической компании, которая специализируется на области морского права. Мы каждый день были с ними на связи. Было проведено несколько встреч на высоком уровне. Благодаря скоординированным усилиям Министерства иностранных дел Украины, Консульства Украины в Греции, Профсоюза работников морского транспорта Украины и членской организации ITF в Греции Pan-Hellenic Seamen's Federation (PNO), адвокатов и родственников моряков удалось добиться положительного результата. Сначала ребятам разрешили выйти на сушу. Потом с помощью фонда Бумбураса мы смогли найти в Греции адвоката, который специализируется на такого рода делах. С его помощью подготовили документы и подали соответствующие заявления в греческий суд, что дало возможность возвращения части моряков домой. Правда, у них есть условие - отмечаться в Греческом консульстве. Потом будем решать вопрос с работой, потому что многие снова захотят уйти в рейс после отдыха.

На сегодня еще пять украинских моряков остаются в Греции до принятия местным правосудием финального решения по делу.

Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60